Милосердие

Александр Сергеенко 2
Подобные люди были всегда.Во все времена находились они-любители свободы попавшие в рабство к этому желанию и не могущие не умеющие выбраться из его цепких льстивых и обманчивых объятий. Они не хотели жить по законам. по которым жили другие люди вокруг них. они не признавали условностей. обременявших их свободолюбивые сердца в виде каких-то там распорядков.расписаний. сроков.обязательного исполнения и т.д.Они еще мирились с обязательностью. если им надо было куда-то ехать на поезде или дождаться открытия магазина. Мирились с этим фактом вынужденно и принимали его. ибо это от них не зависело. А вот свобода вести себя так. как хочется.делать то. что хочется и не отвечать ни за что ни перед кем- это зависело только от них и поэтому очень им нравилось.

На Руси таких людей называли юродивыми. каликами перехожими и т.д. Они никогда не работали( часто сознательно). не содержали государство и его слуг. т.е. не платили налоги и не производили какой-либо полезный для других людей продукт.а просили милостыню. подаяние. пели частушки( часто похабные и даже высмеивающие власть имущих).танцевали под балалайку и бубен и зарабатывали свою копеечку. Иногда пророчествовали и пугали народ страшными казнями. от которых можно было откупиться той же копеечкой.История сохранила множество примеров о том. что вельможи и знать часто приближали их к себе. иногда даже на невообразимо близкое. недоступное простым смертным расстояние.

В изнеженной до тошноты культурной Франции (представляю себе картину. как мускулистый палач в кожаном фартуке и такой же маске. темных от крови. с замиранием спрашивает у Робеспьера. лежащего ухом на плахе: - Месье. достаточно ли остро я наточил свой топор? Извольте потрогать. хотелось бы. чтобы вам все понравилось и вы остались бы довольны...- Да. достаточно остро. месье палач. продолжайте свое занятие...) Так вот. на родине благородных мушкетеров людей. описанных мной выше. называют клошарами.

Экскурс в историю можно было бы продолжить но у нас в нашей нынешней стране достаточно своих. доморощенных героев. Их не просто много-их полнехонько в каждом
небольшом городке. не говоря уже о крупных мегаполисах.Такую экзотику можно было бы на экспорт поставлять.С тех пор. как на наши просторы занесло эмигрантскими ветрами свободы не наше учение. с большой тщательностью оформленное двумя бородатыми дядьками и оказавшееся весьма заразным вирусом. который уже другие бородатые личности хотели запустить по всему миру и земля наша.благодатная и наполненная всем. чем только можно. была не единожды порублена в капусту.вздыблена воронками.затоплена реками.расчерчена на разных картах разными государственными цветами. пришло много новых веяний. позволяющих отречься от старого. плохого мира. в частности. неслыханная. почти эротическая любовь к замаскированию сути и смысла русских слов и понятий в аббревиатуры. И вышеописанные люди стали гордо именоваться БОМЖАМи.Потом. позже. видимо.с повышением уровня образованности этой прослойки все-таки граждан нашей. самой читающей в мире стране.некоторых из них стали именовать: БИЧи.Звучит более интеллигентно.буква Ч придает этому понятию мягкость.не то что грубая.как закоренелый грузчик продуктового магазина.царапающая и колющая буква Ж.Но у многих наших граждан. проживающих под крышей этих аббревиатур. жизненные перепитии складывались так.что они были одновременно и БОМЖАМи и БИЧАМи.Такие вот богатенькие биографии были у некоторых.

Влияние самого прогрессивного учения негативно повлияло на их самосознание, и подавляющее большинство из них уже не хотело петь и танцевать, зарабатывая себе на прокорм, еще меньшее количество имело способности оракула, и их не то что приближали к себе вельможи и сановники-их периодически гнали за 101 км, а из городов поменьше просто гнали( у нас их количество вдруг резко уменьшилось- м.б. в другие края подались?).Но некоторым все же удавалось приспособиться к существующим условиям и благодаря извечной жалостливости нашего народа жить довольно спокойной и свободной жизнью- без жилья,паспортов, СНИЛСов и желания работать.Оно пропадало у них, прогрессируя в разы с каждой прожитой в подвале или подъезде зимой, как у ребенка пропадает с возрастом желание писаться.Голова у них болела иногда от простуды, чаще- с похмелья и крайне редко-от чувства ответственности. Так и жили.

Часть 2.

Мужичка этого я заприметил несколько месяцев назад. когда уже начиналась зима. Более-менее чистая одежда- пуховик и утепленные болоньевые штаны. разномастные. но которые он собрал в костюм темного цвета. скрывающие пятна от чего-то и засаленные места; не старые еще темно-коричневые ботинки со сбитыми немного каблуками; вязаная шапочка известной спортивной фирмы-добротные вещи с чужого плеча.которые люди иногда оставляют на скамейках у подъездов. Он не подбегал суетливо к проходящим у магазина людям.не говорил услужливо . как некоторые из них. им комплименты. прося сигаретку или недостающие 10 рублей. не пытался наладить какой-то контакт,не просил денег на хлеб. Он просто сидел на скамейке и вроде бы равнодушно рассматривал всех,проходивших мимо. Кто-то, словно споткнувшись о его выразительный взгляд,останавливался и давал ему какие-то деньги,кто-то угощал сигаретой,кто-то покупал нехитрую еде: Доширак,хлеб.паштет в колбаске, воду.Он. поблагодарив с серьезным выражением продубленного Сибирью лица, заросшего лютой бородой,бережно прятал все в сумку, в которой раньше носили ноутбук.Он всегда приходил один, не кучковался ни с кем, не вел громких разговоров,не безобразничал.Посидев какое-то нужное ему время, он также тихо и незаметно уходил, не оставляя после себя никакого мусора. Я тогда работал ночным охранником в ТЦ и видел его почти каждую смену.Он не показался мне человеком пропащим,было в его поведении, отношении к окружающему миру(людям, собакам, птицам,природе) что-то подкупающее. Я знаю, какими злыми бывают подобные люди, как они могут ненавидеть окружающий их мир.В нем я этого не заметил.

Он. по-видимому. как-то умудрялся следить за собой.от него не шло привычное для таких людей "амбре".А бороду зимой из них мало кто брил- много мороки ежедневной в этом занятии. да и теплее с бородой.

Звали его Алексей.Лет ему было под 60.Жил он в подъезде одного из близлежащих домов. и. внимание- у него даже была "таблетка" от кодовой входной двери. которую он купил за деньги и с разрешения жителей "своего"подъезда.Он мог заходить в свой подъезд в любое время. Кто и на каких условиях разрешил ему жить в пустующей "колясочной" я не стал выспрашивать. Он сам рассказал о своей жизни. в которой было все:приезд по молодости сюда. на ударную комсомольскую стройку. работа водителем. потом механиком на промыслах.семья. рождение детей.получение квартиры.
пьянки-гулянки. развод.потеря квартиры из-за долгов банку.отъезд жены с детьми к родителям. здесь остался только сын. которому уже 30 лет и с которым они не поддерживают отношений.Сын на него обижен. а он мириться первым не хочет. Очень много гордыни пряталось в этом неказистом человеке и жило молча.не выказывая себя активно и не жалуясь.

Я иногда делился с ним едой. принесенной из дому. покупал ему воду.продукты. Денег не давал ни на хлеб ни на сигареты.Просто покупал тот же хлеб и отдавал
ему.Он ни от чего не отказывался. всегда благодарил.Мне иногда становилось от этого неловко. Я пытался растормошить его.заставить задуматься о своей жизни. помириться с сыном. Подарил ему Библию. просил читать ее и покаяться.Он вежливо отказывался от моих предложений. Документов у него не было.то ли потерял. то лт пропил. то ли украли.Я предложил ему помочь их восстановить.Он неуверенно согласился на помощь.

И вот весна!!! Светит солнце.Тает снег.Бегут ручьи.Красота! И мысли такие все радостные и светлые. как этот мартовский денек! Идя по нашему пешеходному проспекту. я увидел издали мужчину. похожего на Алексея. Свою свирепую бороду он сбрил и сверкал издали белым еще не загорелым лицом.Он сидел на скамейке и кормил голубей.Отламывал от батона куски. кусал сам и щедро разбрасывал хлеб возле сябя. Я знал. что он. как и многие из таких людей. иногда забирали возле магазинов списанные продукты. в том числе хлеб и крупы. Я даже умилился от такой картины: надо же. человеку самому иногда нечего поесть. а он делится своим скудным пропитанием с птицами. Видимо. не очерствело совсем сердце. если от себя отрывает... Меня он не видел - был слаб глазами.

Вокруг никого не было. и я решил подойти к нему поздороваться. узнать о жизни и
 поговорить о Библии. о Христе.И только я направился к нему как он вдруг бросил на голубиную стайку какую-то тряпку. ГОлуби с шумом разлетелись. но парочка все-же запуталась в женской кофте. послужившей ему сачком. Я подошел. мы поздоровались. поговорили о жизни. о погоде. немногих новостях. Библию он читает но редко. зрение стало плохим. а очки потерял. Новые пока не купил. Я предложил ему купить их. он. смутившись. согласился.
- Леша. а зачем ты голубей поймал? Они что. больные? Ты лечить их хочешь?- спросил я. вспомнив. как мы с женой как-то поймали на улице раненого голубя. который спасался от собак под машинами на стоянке. как она лечила его. возила к врачам. и теперь он живет у нас дома. без одного крыла. но живет...
-Лечить?- он улыбнулся и улыбка на его белокожем лице была похожа на шрам.- Нет. суп из них сварю. парочку штук хватит. А вот если 4-5 поймать. то и на жаркое хватит- с нотками опытного кулинара произнес он.
- Так ты их не кормишь. а прикармливаешь?!- дошло до меня.
- Да. Григорьич. жизнь такая вот штука.- просто. без эмоций ответил он.- Надо как-то выживать. Вот и крутишься.

Мы скомканно простились и я ушел.Увиденное и услышанное от Алексея дисбалансировало меня. И я даже укорил себя за мысли о его не очерствевшем сердце
Но и его слова о сложной штуке жизни. не раз и слышанные. и сказанные мной. не шли из головы.И вроде бы все понятно и со всем согласен.но все же. все же...И где она. эта правда? В не очерствевшем еще сердце или в сложностях жизни?В необходимости делиться с другими или крутиться чтобы выжить? К какому берегу плыть мне? И что такое милосердие:помощь человеку в нужное ему время и нужным именно для него образом или наше представление об этой помощи? Что значимей конкретно для Алексея: мое умиление от того, что он делится с голубями последним куском хлеба или миска горячей похлебки из этих же голубей? А для меня что? И есть ли во всем этом главное и второстепенное? Или это и есть жизнь во всем своем своеобразии и разнообразии?