Москва Золотоглавая

Галина Молокоедова6
              Москва, ныне многонациональная столица огромного Российского государства с 20 миллионным населением, в 12 веке была небольшим поселением, с удобным стратегически и географически местоположением.
      Первое упоминание Москвы в летописях относится к 1147 году, когда князь киевский, ростово-суздальский Юрий Долгорукий возвел здесь крепость.  Время тогда для Руси было не легким.
           Европа была вовлечена в крестовые походы, для Руси, получившей крещение Христово от Византии, оставленная старым пантеонов своих богов, потеряла независимость и была порабощена татаро-монгольским игом. Раздробленность князей, смута, переход на иные нравственно-религиозные каноны больно ударило по русскому народу, нарушая его идентичность, самоопределение, высокую сознательность и жизнестойкость. Невыносимые подати, разграбленные города, плененные русичи на земле половецкой все приводило в смятение русскую душу. Порабощенные дух роптал. Жарко горели свечи в хамах, возносилась молитва до небес, но черная, зловонная степь отвечала тучей черной жестокими набегами, сметающая все на своем пути. Князья городов русских, смелые, отважные, свободолюбивые гибли во внешних и внутренних битвах, принуждены были ехать в каганаты и станы татарские, терять своих сынов и дочерей в плену, вступали в неравные браки и платили, платили, кровью русской за невозможность объединиться и дать отпор ворогам.

       Но лишь вспыхнет лампада в соборе, свеча на окне, лучина в избе, так встают князья великие русские, разливается свет и сила богатырская, дух всевышний взлетает выше небес, душа расправляет крылья и поет высоко в облаках, радостно приветствуя день нарождающийся будущего, настоящего, сегодняшнего… Пунктиром, жемчужинами, , нитью серебряной, вытканы иконы золоченые, звучат колокола соборный и ратные воины заполняют площадь пред домом княжеским.

          Сколько имен, подвигов и сказаний слышатся через века и столетья. Иные быль, иные небыль, иные беспамятно забыты, затеряны, замолчаны. А в беспамятстве народной, да церковной, великосветской, великокняжеской – нет ни силы, ни правды, ни веры, одна лишь тень да темень вражеская. Как много дум, смутных, темных, тревожных в неспокойное время становления государства, раздираемое распрями стучится в памяти русской. Но полниться земля русская силой великой.

          Легендами полнится, сказаниями земля русская, летописцы  да монахи набело переписывают и пересказывают всяк кому как по душе во главу дела да деяния княжеские. Всякое ведомо, ничего человеческое не чуждо – и слабости и болезни сердечные и страх за семью да свою сторону гнет и гложет души русские. Но вскочит князь великосветский в седло красное, выедет в поле ясное и прочь уползет хмара сердечная, удаль да ум молодецкий охватит духом высших, взором ястребиным просторы великие, да встанет щитом прочным, мечем храбрым будущее земли да стороны родимой. Быстр взгляд княжий, да скрыта мысль потаенная замысла великого. Неспешно, не шатко да не валко творятся дела великие, хитрость да знания тайные, храбрость да смекалка славная – всё в ходу да почете, да свершится воля твоя, боже, высшая, да встанет земля державшая! И встают града да крепости, кремли да храмы по земле русской. А с ним душа народа становится мягкой да верной, честью повенчана да отвагой в латы заткана. Что ни каменный братинец, то защита прочная, совесть непорочная.