Мария Перцова. Экспертный обзор. Декабрь-2021

Большой Литературный Клуб
[Обзор писался по анонимному лонг-листу. Имена авторов и ссылки восстановлены редколлегией БЛК при размещении обзора.]

Наверное, повторюсь, так как эта мысль уже высказывалась неоднократно многими обозревателями: обзор мой будет субъективен и, без сомнения, будет отражать мои собственные поэтические пристрастия и интересы в настоящий момент.

Некоторые стихотворения захватывали сразу, и я откладывала их в заветный ящик немедленно. Были и такие, которые были туда отложены, но после нескольких прочтений извлечены, а некоторые попали туда после нескольких перечитываний. Были и стихотворения, не попавшие в этот ящик, в которых мне понравились отдельные строчки.
Например, «облака сегодня такие странные похожие на обглоданные рыбьи скелеты» из стихотворения «танец мертвых мотыльков» (Марго Сергеева http://stihi.ru/2021/05/25/5832 ).

Вот то, что мне пришлось по душе более всего, если рассматривать стихотворение целиком.

ШОРТ-ЛИСТ

«Леденчик в обертке» (http://stihi.ru/2021/11/25/7082 ) попал в заветный ящик не с первого прочтения. Стихотворение с виду очень простое, не отличающееся особой изобретательностью рифм и образов, но метафора хороша, и все оно закончено, и…эхо слышится.


СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «Леденчик в обёртке»
http://stihi.ru/2021/11/25/7082 номинатор Вероника Трунова

Не тайна, леденчик в обёртке,
как мятная изморось слов,
воробушек прыгает вёрткий,
пока что избегнув силков.

То ножки в сапожках промочит,
то в клюве козявку несёт,
и любишь его – нету мочи!
Пока не наступит черёд:

заката на дальнем погосте,
молитвы – от бед огради...
Отъявленных песен и злости,
и чёрного неба в груди.


А вот «Сахалин» (http://stihi.ru/2021/12/30/6933 ) был положен туда сразу, и я ни единожды не посягнула на вытаскивание. Мелодика песенная, необычно растянутая строка – меха баяна растягиваются или действительно журавлиное курлыканье сюда вплетается – не знаю. Само по себе не обязательное условие для хорошего стихотворения, но на все это наложен образ «птичьей» стаи на переднем плане и крупинки сахарка (сладкого… как легкая сердечная боль или одиночество), больше похожие на снежинки, пролетают через все стихотворение. Ну, и, конечно, «журавлин» и «одней» … Очень понравилось.


ИВАНОВ АВГУСТ «Сахалин»
http://stihi.ru/2021/12/30/6933 номинатор Ильдар Харисов

Саха-саха-саха-сахарок,
мелкий сладкий сахарный песок.
Перелётный белоснежный клин,
лёгок на крыло и на помин.

Саха-саха-саха-сахалин.
Так далёк, зелён и журавлин.
Долетят курлы-курлы с твоей
стороны, чтоб стало мне одней.

Жура-жура-жура-журавлей
гнёзда в сопках. Прилетай скорей
к нам сюда, болезная душа!
Ни гроша, ни тела, ни шиша.

Камы-камы-камы-камыша
льётся шелест, мысли заглуша.
Будут скоро на Хэллоуин
души из своих родных чужбин.

Покру-покружат врозь над горой.
Встанут в ряд на первый и второй.
Полетят, смелы и веселы,
журавлями к дому под курлы.

Нежи-нежи-нежи-нежилы
глёзда станут. Сладки и белы,
пролетите вы сквозь облака,
тая, как крупинки сахарка.


«Его дедушка был охотником» (http://stihi.ru/2020/04/30/6918 ) – свободное дыхание стиха, не заезженная система рифмовки, образ оборвавшейся наследственной цепочки стреляющих без промаха.
Вроде Иванушки-дурачка в семье… А вдруг (даже страшно произнести), символ поколения? Мне вот хочется так читать…


ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА «Его дедушка был охотником»
http://stihi.ru/2020/04/30/6918 отборочный тур для резидентов

Его дедушка был охотником,
его папа был тоже охотником,
по всему – и ему быть охотником,
он бы рад – убивать не готов.
Выйдет в поле – вокруг подсолнухи,
вскинет в небо ружье – и полнится
красотой – принимает облако
за летающих белых слонов.
 
Он, конечно же, по настоящему
не стреляет, а так, прицелится –
пусть плывут себе, он не тронет их,
у него и патронов нет.
За слонами слонята тащатся,
отстают – ты гляди! – стадо целое...
Он ружьё опускает. Ему, над ним –
благодарные, долго трубят слоны,
он им машет рукой вослед...


«Подсолнух» (http://stihi.ru/2021/11/06/4963 ) – с этим стихотворением тоже вроде «любви с первого взгляда», такое оно – само, как ледяной день за окном, пронизанный солнцем. Обаятельное. «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе…».
Чем-то похожая интонация. Очень живо все нарисовано. «И солнце в желтом мыле купает кирпичи»! Но мир-то болеет и «однажды станет адом», и заслуженно…У автора (героя) есть свое решение: «Довольствоваться малым с недавних пор берусь». Ирония? Мудрость – в какой-то степени, продукт нашего времени? И что это за «загадочный» подсолнух, который видит симпатичный автор (герой), спускаясь во двор помочь дворнику-сеятелю тете Тане? Набор образов оставляет возможность для увлекательных и глубоких интерпретаций, но это уже дело не мое – литературоведов.

АЛЕКСЕЙ ЛЕНИВЕЦ «Подсолнух»
http://stihi.ru/2021/11/06/4963 номинатор Вероника Трунова

Нападал снег, растаял,
теперь мороз и лёд.
С ведёрком дворник Таня,
как сеятель, идёт:

летят щепотки соли –
рука её верна.

– А у меня подсолнух! –
ей крикну из окна.

Она недоумённо
прищурится в ответ:
– И где подсолнух? дома?
в горшочке что ли?

– Нет, –
я улыбаюсь мило,
загадочно почти.

А солнце в жёлтом мыле
купает кирпичи

домов вокруг,
смывая
ночную мглу и грусть.

Довольствоваться малым
с недавних пор берусь.

До счастья –
пол-подскока,
заоблачность – отстой.

Растёт, как слон, подсолнух
из семечки простой.

Цветёт
и отгоняет
остывшие ветра –
они вперёд ногами
несут друг друга в рай.

А мир болит разладом,
вопросы не закрыв,
однажды станет адом –
за нефть,
за фейк,
за Крым.

Спущусь из дома: – Дай я
с ведёрком помогу.
Смеётся дворник Таня,
летит с проспекта гул –

контральтовый спросонок.
И
всех
смешно любя,
на льду растёт подсолнух,
но
вижу –
только я.


«Деконструкция шарика» (http://stihi.ru/2020/12/12/8516 ) – этому стихотворению понадобилось далеко не одно прочитывание. Однако когда я вошла в текст, мне понравилась его идея, сама конструкция «Деконструкции». Все игры со смыслами – и с семантикой, и с наслоившимися культурными ассоциациями, и выход к сотворению в конце – можно же, наверно, и так прочитать…

МИРОН НЕБОВ «деконструкция шарика»
http://stihi.ru/2020/12/12/8516 отборочный тур


деконструкция шарика это куб или кот барсик
квадратура круга луза потерянный хвост иа
или дождь и ветер и суровые тайные иглы
балалайка и матерные частушки и улетел

нет нет и нет ничего подобного
образ рассыпается в хлам надо ли его собирать
треуголка мюнхгаузена кости кощея бессмертного
звезда соломона звезда давида крест луна пустота

воздух раскодированный вырвавшийся наружу
девочка на и с ним танцует-живёт-летит
лопнувшее одиночество якорь лохматый ричард
в шредер уходят в черный квадрат окна

клякса безумный фрактал деконструкция шарика
есть ещё время взорвать изнутри глубину
переписать историю родить своего чужого монстрика
типа – алеет парус совсем недалёкий... ага


«Ну, погоди» (http://stihi.ru/2021/07/06/2524 ) – еще одна солнечная интонация, улыбка, проглядывающая сквозь полотно стиха – примерно, как в сравнениях самого автора: «Волчару внешне списали с Володи Высоцкого.
Вглядись!
Зашибись...
— Это, как Солнце проглядывает сквозь крону клёна...
как сквозь Винни-Пуха проглядывает Леонов.»
Несмотря на признание автором себя вечным «ребятеночком», стихотворение занято отнюдь не детскими темами, оно разговаривает со временем и о времени, и уличает, и подмечает. А может быть, именно любовь к Высоцкому, к Котеночкину, к адресату этого послания так чудесно подсвечивает это стихотворение?


ДЕН КОРАБЛЕВ «Ну, погоди!»
http://stihi.ru/2021/07/06/2524 отборочный тур
 #посланиевбутылке

Дорогая,
кроме Тарковского,
Спилберга, Тарантино и Курасавы —
есть ещё красава!
Вячеслав Котёночкин.

Да-да, я до старости, как и все мужики — ребятёночек,
несмотря на...
Но ты только вдумайся — какова глубина
конфликта!
И психотипы образов — реликтовые —
От счастья до бешенства
естества.
Волчару внешне списали с Володи Высоцкого.
Вглядись!
Зашибись...
— Это, как Солнце проглядывает сквозь крону клёна...
как сквозь Винни-Пуха проглядывает Леонов.

Володя и должен был, просто обязан, озвучивать.
Но — опальный
(чиновников долго должно было окучивать).

А этот, сусальный
— зайка! Нееет, у зайца —
точно есть яйца.
В общем, я тут завис на "Ну, погоди!"

Не стыди,
столько уже стыдили...

P/S
А фирменный свист Володи в картину, всё-таки, протащили.
Будет время — послушай.


«Монолог Галатеи» (http://stihi.ru/2021/01/24/2054 ) – стихотворение привлекло меня свободным ритмом, зримыми образами (как-то сразу увидела лунное молоко, мраморную белизну тела в темноте, ожившую, оцелованную Галатею), проекцией на что-то личное, узнаваемое.
«Мечтами пигмалионов площади ада вымощены…».


МАРИЯ АБАЗИНКА «Монолог Галатеи»
http://stihi.ru/2021/01/24/2054 номинатор Татьяна Воронова

Тук-тук… я слушаю ночь…
Мастерская утоплена в лунное молоко
Кап-кап… тик-так…
Не превозмочь
тяжкого маятника часов, что волоком
движется – верный знак

долгожданного потепления
беломраморных рук –
отшлифованы,
оцелованы до оживления
в мир мук,
во мрак, грязь, кровь –
мой рок.

С прилежанием Кая
без движений резких
шлифуешь, выглаживая до блеска,
лишнее отсекаешь…

Мечтами пигмалионов
площади ада вымощены.
А ты – просто ребёнок,
воплощатель снов
одержимости. 

…Волосы мне заплетаешь в смешные косички,
надеваешь на ножки чулки на пажиках и берет,
выводишь гулять под снег,
а чтобы не мёрзла – варежки на резинке.

Ну и что ты сделал?
Идеальное тело?
Но по иронии,
тщательно избегая раска;яний,
ты мне се;рдца не тронул
наивностью каиновой.
Подумай, вот так усердствуя:
А есть ли во мне сердце?

Неужели стоило
упорно строить
идеальный мир без изъянов, застрахованный от измен…
Повзрослей, пожалуйста, ты же не Питер Пэн!