Фрески Дионисия

Софья Власова-Мартишина
Фрески Дионисия удивляют нас своей красотой и нежными цветами.

Иконописец жил в 15 веке, ходил пешком по Руси с двумя сыновьями, Владимиром и Феодосием, расписывал храмы. Говорят, что ходили они в бедной одежде, питались скудно...

Но Дионисий с сыновьями брали огромные гонорары за работу! Пригласить их могли только очень богатые заказчики: Пафнутьев-Боровский монастырь под Калугой, Ферапонтов монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь под Вологдой ( они рядом), причем Кириллов монастырь вошел в пословицы по своему богатству), Иосифо-Волоцкий монастырь, где основателем был влиятельный Иосиф Волоцкий, и сам Кремль в Москве. Летописи говорят о гонорарах, которые поражали людей. Очень большие!

Дионисий потерял любимую жену, и, наверное, поэтому старался расписывать храмы, посвященные Богородице. Такой монастырь - Рождества Богородицы в Ферапонтово - и сохранил нам его фрески. Легенда говорит, что Дионисий растирал камешки, найденные по берегам рек и озер, для получения пигментов для красок. Отсюда необыкновенная красота его работ... Там нет резких цветов, все как будто природное...

Пигментами из минералов действительно можно рисовать.

В одной статье о Дионисии я видела возражение о том, что не растирал он камешки с берегов озера, а покупал краски, потому что в записях монастыря есть строки о покупке красок на рынке.

Но мало ли для чего монастырь покупал краску на рынке!

А мне хочется думать, что Дионисий с сыновьями покупали не краски, а драгоценные камни, и перетирали их для добавки в краску для фресок.

Изумруды, нефриты - зеленые, рубины - красные, розовые, опалы - желтые, сердолики - оранжевые, сапфиры - синие, бирюза - голубая...

Тогда объясняются и огромные гонорары, и очень бедный образ жизни Дионисия, и то, что никто из заказчиков не спрашивал, куда пошли деньги, а стремились позвать Дионисия снова и снова.