Имя на поэтической поверке. Владимир Уфлянд

Лев Баскин
  Советский поэт Владимир Уфлянд, близкий друг Иосифа Бродского, по Ленинграду, предсказал будущее США в своём стихотворении: "Меняется страна Америка", – написанное в далеком 1958 году.

 12 строк Владимира Уфлянда, написанные 64 года назад, сегодня воспринимаются многими как пророчество, на фоне новостей из Америки, поступающие в последние годы:

     "Меняется страна Америка"*

Меняется страна Америка.
Придут в ней скоро Негры к власти.
Свободу, что стоит у берега,
под негритянку перекрасят.

Начнут посмеиваться Бедные
над всякими Миллионерами.

А некоторые
будут
Белые
а притвориться Неграми.

И уважаться будут Негры.

А самый Чёрный будет славиться.

И каждый Белый
будет первым
при встрече с Негром
Негру кланяться.

  Знатоки поэзии отмечают, что в этом стихотворении, поэт пророчески, точно до деталей описал сегодняшнюю ситуацию в США.

  Сам же Владимир Уфлянд умер в далёком 2007 году, и до событий описанных им про Америку, конечно не дожил.

  Владимир Уфлянд. Он поэт и художник. И на том, и на этом континенте все знают Иосифа Бродского, но далеко не все знают Владимира Иосифовича Уфлянда.

  Бродский очень любил Уфлянда, с которым был знаком с 1959 года, и как поэта, и как друга, регулярно называл его в интервью особо дорогим и значительным.

 Советский и американский журналист, писатель Пётр Вайль вспоминал, что не раз, не два и не три он был свидетелем того, как Бродского просили что-нибудь почитать, а он отвечал:
"Давайте я лучше почитаю Уфлянда".

  Владимир Иосифович Уфлянд  (22.01.1937.Ленинград. – 14.04. Санкт-Петербург), советский поэт, художник, переводчик.

  Владимир Уфлянд родился в Ленинграде в семье инженера 22 января 1937 года. Во время войны был в эвакуации в Нижнем Тагиле, потом закончил, среднюю школу в Ленинграде.

  О себе Владимир говорил: «В детстве я понял, что люблю выдумывать. Точнее делать из того, что вижу, нечто мне более по вкусу.
Потом заметил, что эти изделия вымысла многим нравятся. Потом обнаружил, что могу рисовать и писать в рифму. Потом оказалось, что это называется самовыражением. Самым дешёвым способом самовыражения выходило сочинения в рифму.

  Когда мне пришлось, в 20-ть лет, в юности, три месяца сидеть в изоляторе в «Крестах», в тюрьме мне не нужно было ни бумаги, ни карандаша. Я сочинял в уме.

Когда вернулся домой, записал на клочках бумаги.

  После окончания школы работал кочегаром, фрезеровщиком, разнорабочим, служил два года в армии, в окрестностях Печенги.

  После армии, проучился два года, на историческом факультете ЛГУ, но был отчислен за непосещение семинаров по марксизму и занятий на военной кафедре.

  В 1959 году провёл три месяца в следственном изоляторе «Кресты» по обвинению в хулиганстве.

  Стихи стал писать со школьных лет. В 1954-1956 годах посещал ЛИТО филфака ЛГУ, в 1956-м участвовал в Конференции молодых писателей Северо-Запада, и несколько его стихотворений вошли в итоговый сборник конференции «Первая встреча».

  Из-за советской цензуры печатался в дальнейшем в самиздате, в 1960 году в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис», позже в ленинградском журнале «Часы», «Обводной канал», «Митин журнал».

  Вместе с Михаилом Ерёминым, Леонидом Виноградовым (с которым учился в школе в одном классе) и Сергеем Кулле входил в поэтическую «филологическую школу»,  в 1977 году их стихи вышли в самиздатском сборнике «УВЕК», названном по первым буквам фамилий участников.

  Владимир Уфлянд, в это время своей жизни был рабочим сцены в Театральном институте, рабочим-оформителем и такелажником в Эрмитаже.

  В 1964 году вместе с Михаилом Шемякиным, Владимиром Овчинниковым, Олегом Лигачёвым и Валерием Кравченко участвовал в запрещённой выставке художников-рабочих Эрмитажа.

  С этой выставки ведёт отсчёт художественная группа «Петербург».

  Позже, зарабатывая на жизнь литературной подёнщиной: писал тексты детских телепередач, музыкальные куплеты, работал в группе дубляжа на Ленфильме.

  Первая книга Владимира Иосифовича, как поэта «филологической школы», вышла в 1978 году, в США, в издательстве «Ардис», под названием «Тексты 56-77», когда автору было уже 41 год.

  В начале 1980-х произведения Владимира Уфлянда публиковалось также в парижских русскоязычных изданиях – «Эхо», «Континент», «Русская мысль».

 В Петербурге первая книга поэта была издана в 1993 году – «Стихотворные тексты».

  За ней последовали «Отборные тексты»-1995год, «Рифмованные упорядоченные тексты»-1997год и сборник эссе «Если Бог пошлёт мне читателей»-2000 год, за который он получил от журнала «Звезда» премию Сергея Довлатова.

  Перу Владимира Уфлянда принадлежат также тексты 16-ти песен, вошедших в двух серийный музыкальный, комедийный телефильм «Небесные ласточки»-1976 года, режиссёра Леонида Квинихидзе.

  Кроме того поэт писал стихи для детей, для музыкального театра, кино, ТВ, работал в группе дубляжа на Ленфильме переводчиком.

  В период перестройки, в 1991 году, Владимира Уфлянда приняли в члены СП СССР.

  Писатель Пётр Вайль, в одном из эссе назвал Владимира Уфлянда «лирическим абсурдистом, у поэта было и другое местное прозвище «последний обереут».

  Обереутами - называли себя ленинградские писатели, поэты и деятели искусства. Входившие в группу ОБЭРИУ (объединение реального искусства), действовавшую в 1928-1931 годах при Ленинградском Доме печати.

  В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов. Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Борис Левин.

  ОБЭРЕУТЫ – декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.

  Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обереутов переместиться в «нишу» детской литературы (Введенский, Хармс, Владимиров и другие).

  С 1931 года их группу законодательно запретили.

Многие участники ОБЭРИУ и их родственники были репрессированы, погибли в заключении, Олейников был расстрелян в 1937 году, Л. Липавский и Б. Левин погибли на фронте.

 Их поэзию характеризовали как «заумное жонглёрство», «протест против диктатуры пролетариата» и «поэзию классового врага».

  В 1960-1970 годах строилась Асуанская плотина в Египте, советскими людьми, и тогда совершенно идиотская песня  постоянно звучала по этому поводу по Всесоюзному радио. В ней были такие строки:

«Напиши мне, мама, в Египет, как там Волга моя течёт».

Авторы патриотической песни: музыка Я. Френкель, слова  Л.Ошанина, исполнял М.Бернес.

Вот такую околесицу, абсолютно точно можно было встретить и в стихах Владимира Уфлянда, но это у него было естественно.

  Как раз в это время у Владимира Иосифовича было написано замечательное стихотворение тоже про ностальгию.

  Владимир Уфлянд выполнил эту белиберду эстетически безупречно:

 «На реках нововавилонских (плач невозвращенца)»
Когда берёт тоска по Родине,
по роще,
       выцветшей, белёсой,
все пальмы кажутся пародией
на сосны, ели и берёзы.
И тосковать никак не кончишь,
и думать, как отсюда вырваться,
до боли головной не хочешь
под пальмами фотографироваться.
И пахнет океан Россией.
Нерусский говор с болью слушаешь.
И всё в противовес Бразилии,
что занята военной службой,
Россию представляешь штатской,
в рубахе из небес холщовых.

И очень хочется дождаться
Булганина или Хрущёва.
Пока душа не изболится,
Приехали б сюда с визитом.
Прорвался б сквозь людей, полицию,
- Домой, - бы попросил, - свезите.

1956 год.

  Это вроде бы те же самые патриотические и ностальгические стихи, но понятно, что в них есть какая-то издёвка.

  А какая – уловить невозможно. Потому что всё, вроде бы правильно написано, но при этом понятно, что этот человек, при изложении совсем правильных и политкорректных чувств, непрерывно веселится.

  Владимир Иосифович был женат, жена Алла Валентиновна Коврижных 1934 года, журналист, редактор, редактор дубляжа.

  Поэт Владимир Уфлянд ушёл из жизни 14 апреля 2007 года, прожив 70-ть лет. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

  Владимир Иосифович Уфлянд принадлежал к тому славному поколению, что дало Иосифа Бродского, Льва Лосева, Сергея Довлатова – ленинградцев, вошедших в литературу в 60-е годы ХХ века.

 Замечательный поэт-абсурдист Владимир Иосифович Уфлянд, как показывает время, занял со своим уникальным поэтическим творчеством, достойное место в российской поэзии.

Из поэтического наследия Владимира Уфлянда.

     «Рассказ женщины»

Помню,
в бытность мою девицею
Мной увлёкся начальник милиции.
                Смел.
На каждом боку по нагану.
Но меня увлекли хулиганы.

А потом полюбил прокурор.
Приглашал с собой на курорт.
Я была до тех пор домработницей -
Обещал, что сделает модницей.
Подарил уже туфли чёрные.
Но меня увлекли заключённые.

А потом я жила в провинции,
населённой сплошь украинцами.
И меня, увидав возле дома,
полюбил секретарь райкома.
Подарил уже туфли спортивные.
Но меня увлекли беспартийные.

     «Откровение горожанина»

Крестьянин
Крепок костями.
Он принципиален и прост.
Мне хочется стать крестьянином,
Вступив,
Если надо,
В колхоз.
Судьба у крестьянина древняя:
Жать,
В землю зерно бросать,
Да изредка,
Время от времени,
Россию ходить спасать
От немцев, варяг
Или греков.

Ему помогает Мороз.

Я тоже сделаюсь крепок,
Принципиален
И прост.

1957 год.

       ***

Есть русских множество поэтов,
живут на Западе они
и пишут там венки сонетов,
уныло коротая дни.

Других же множество поэтов
таких же русских, как они,
живут себе в Стране Советов
и весело проводят дни.

       ***

Он сумел всю сирень вокруг обломать.
Заявили соседи протест.
 - Ты вор, - сказала мать.
 - Прочь из дому, - сказал отец.
А та, которой сирень он принёс,
так сказала ему:
 - Ты для любовника слишком прост.
И слишком хороший муж.
А старик у заставы на костылях
сказал:
 - Из тебя плохой солдат.
Ты не сможешь в людей стрелять.
Ты жене не сумеешь солгать.

 1955 год.

     «Ему»

А чем ты думаешь заняться,
когда раздашь все деньги в долг?
Не вздумаешь ли перебраться
в один из южных городов,
где можно жить без денег долго,
карманы фруктами наполнив?
Я знаю: о возврате долга
ты постесняешься напомнить.
Ты предпочтёшь один слоняться
по незнакомым городам.

А чем ты думаешь заняться,
когда наступят холода?

1956 год.

     «Песнь о моём друге»

Цветенья дым струится над Отчизною. Отцы  и братья трудятся в полях. А я стою. А мне навстречу издали мой друг идёт по лесу на бровях.

То соловьём поёт, то синицею. В его душе творится благодать. Того гляди возьмут его в милицию, и десять дней его нам не видать. Он одет, как турист  зарубежный. (Их немало в лесах появилось.)

Боже! Чем я, ничтожный и грешный, заслужил от Тебя эту милость? Порой мой друг невольно оступается, знакомых троп не видит второпях.

Стада мычат, природа просыпается. Мой друг идёт по лесу на бровях. Кто следит, чтоб он в овраге по пути не ночевал?

 - О. стоит над душой его Ангел, в женском облике мой идеал. Друг в добром здравье – нет прекрасней зрелища. Нет чувства превыше дружбы и любви.

Нет хуже зла, чем вечное безденежье, хоть и добро не купишь за рубли.

Я становлюсь готов к любому подвигу, желаю страстно жизнь отдать в боях, когда ко мне с женою своею под руку мой лучший друг шагает на бровях: то ногами рисует круги, то за пазуху руку засунет.

Знать гостинец несёт на груди в запечатанном круглом сосуде. Получка жжёт карман ему и премия. А вкус закуски, как всегда, претит.

И Небеса услышат наше пение. И Бог на нас вниманье обратит. Он скажет нам:

 - Спокойнее, родимые. Я вас и так, сирот моих, люблю. Берите всё, с собой необходимое и отправляйтесь отдохнуть в Раю.

Вскрикнут матери, жёны и тётки. Их на время охватит тоска.
Выдаст нам Господь путёвки и оформит отпуска.

Тишь. Теплынь. Пахнет луком поджаренным. Это  - Рай в представленье моём.

Встретив Кеннеди с Гагариным, слезами обольём. Чу, лягушки кричат в водоёме. Мыши топчут колхозный посев. Значит, Рай – где-то в нашем районе.

Слышу с детства знакомый напев:

О, Русь – страна! Кресты, Костры. Строительства.
Посередине Кремль святой стоит.
Ав нё живёт Советское Правительство,
Нас одевает, кормит и поит.

От Кремля исходит свечение.
Днём и ночью сияет рубин.
И глядят в немом восхищении
Чех с китайцем, мадьяр и румын.

Мудрость КПСС безгранична,
Не допустит она, чтоб вторично
Чёрный демон с горы Кавказской
Поселился на башне Спасской.

Ты прав, певец!

Ушли в преданья бедствия. Недаром рай теперь – в родных краях.

Пусть в каждый дом с поклоном в знак приветствия ваш друг войдёт однажды на бровях.

1968 год.

     «В целом люди прекрасны…»

В целом
люди прекрасны.
Одеты по моде.
Основная их масса живёт на свободе.
Поработают
и отправляются к морю.

Только мы нарушаем гармонию.

Потому, что содержимся в лагерях.
Одеянием напоминаем нерях.
Мысли спутаны.
Воспоминанья смутны.
Смотрим в небо,
когда появляется Спутник.
Смотрим вдаль,
если в поле коровы на выпасе.

Твёрдо знаем одно:
Что в итоге нас выпустят.

Ведь никто никогда не издаёт
запрещения
возвращаться на волю из мест
заключения.

Лишь отпустят,
мы сразу приступим к работе.
(Заключённые толк понимают
в свободе).

Лично я
Буду строить дороги железные.

Жизнь,
свободен когда,
можно сделать полезную.

     «Уже давным-давно замечено…»

Уже давным-давно замечено,
как некрасив в скафандре Водолаз.

Но, несомненно
есть на свете Женщина,
что и такому б отдалась.

Быть может,
выйдет из воды он прочь
обвешанный концами водорослей,
и выпадет ему сегодня ночь,
наполненная массой удовольствий.
(Не в этот,
так в другой же раз).

Та Женщина отказывала многим.
Ей нужен непременно Водолаз,
резиновый,
стальной,
свинцовоногий.

       ***
Вот ты,
хоть не резиновый,
но скользкий.
И отвратителен,
особенно нагой.

Но Женщина ждёт Тебя,
поскольку
Ей нужен именно такой.

     «Разочарование в женщинах»

Все женщины волнуются, кричат.
Бросаются ненужными словами.
Мне что-то их не хочется включать
в орбиту своего существованья.

Пускай их жизнь всё время будет лёгкой.
Там где-нибудь в тылу, в эвакуации.
Я их люблю, когда они далёко.
И не люблю вне этой ситуации.

     «Жалоба людоеда»

Мы племя людоедов.
у нас обычай есть
кусаться за обедом,
стремясь друг друга съесть.

А если кто соседа
не может съесть живьём,
тот будет без обеда.
Вот так мы и живём.

Я сам рыдал и плакал,
когда друзей съедал.
Но между тем, однако,
обычай соблюдал.

Отца и мать, я помню,
съел в юные года.
Поэтому я полный
и круглый сирота.

На ветках пальм огромных
плодов растёт не счесть.
А мы должны знакомых,
родных и близких есть.

Одной и той же пищей
питаться наш удел.
О варварский обычай!
Ты всем нам надоел!

P.S.

Примечание:

  *В своём стихотворении: «Меняется страна Америка» - 1958 год, поэт Владимир Уфлянд, пророчески предсказал появление общественного движения в  Америке  «Жизни чёрных важны», которое образовалось в 2013 году, спустя – аж 55-ть лет, после  написания произведения.

  «Жизни чёрных важны» - общественное движение, выступающее против расизма и насилия в отношении чернокожих, в особенности против полицейского насилия, с избыточным присутствием полиции в чёрных районах.

  Движение начало своё существование летом 2013 года.

Как тут не вспомнить, что "в своём Отечестве пророков нет"? Оказываются, есть пророки, даже если он говорит про Америку.

В Евангелии от Луки слова Иисуса об этом звучат так: "Истинно говорю вам никакой пророк не принимается в своём Отечестве".

  Есть ещё один, из жизни наглядный, печальный пример, частного пророчества, в отношении себя, как это сделал выдающийся поэт Николай Михайлович Рубцов (03.01.1936-19.01.1971).

  О жизненном и творческом пути выдающегося поэта Русского Севера, на этой странице у меня есть подробное  повествование: «Имя на поэтической поверке. Николай Рубцов».

  Николай Рубцов, незадолго до своей гибели, в декабре 1970 года, написал страшное пророческое стихотворение, совпадающее по обозначенном в нём времени крещенских морозов, дату своей мученической смерти – 19 января, в Крещенье, на следующий год.

Вот оно:

«Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат берёзы.
А весною ужас будет полный:
на погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
гроб всплывёт, забытый и унылый
Разобьётся с треском и в потёмки
уплывут ужасные обломки.
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя!

1970 год. Декабрь.

  1970 год – последний год жизни Николая Рубцова, которого называли «поэтом Русского Севера», он часто вдохновлялся в творчестве пейзажами Вологодской и Архангельской областей, был заполнен романом с поэтессой Людмилой Дербиной.

  Они познакомились в общежитии литинститута ещё  в 1963 году, но тогда с её стороны особой симпатии к Рубцову не возникло: «он неприятно поразил меня своим внешним видом», «…на голове пыльный берет, старенькая вытертое пальтишко болталось на нём…».

  Кто такой – Николай Рубцов, открыла Людмила Дербина только через 4-е года в 1967 году, когда вышла его книга стихотворений: «Звезда полей».

  Сама Людмила Дербина выпустила в 1969 году в Воронеже, где она жила до переезда в Вологду, книгу стихов «Сиверко», где есть такие, характеризующие её личность строки, будущей убийцы поэта:

…Когда-нибудь в пылу азарта
взовьюсь я ведьмой из трубы
и перепутаю все карты
твоей блистательной судьбы!

Вся боль твоя в тебе заплачет,
когда рискнёшь, как бы врасплох,
взглянуть в глаза мои кошачьи,
зелёные, как вешний мох!

  Людмила Дербина приехала в Вологду, задавшись целью влюбиться в Николая Рубцова и став его женой добиться от него рекомендации в вожделенный  Союз писателей.

  Было её немного за 30, молодая ещё, пышные рыжие волосы пламенели на плечах, глаза как луковицы, грудастая, бедрастая, голос мягок, чист и глубок. Как у ангела.

Она позвонила. Открыл Николай, «…в старых подшитых валенках, ещё более полысевший…». Увидев гостью он уронил рукопись, листочки разлетелись по коридору.

  Регистрация брака была назначена на 19 февраля 1971 года.

  В последний день перед гибелью, 18 января, Николай вместе с Людмилой, отправились в жилищную контору.

  Здесь их поджидала неприятность – её не прописывали в однокомнатную квартиру к Николаю, не хватало жилплощади на её малолетнюю дочь от первого брака.

  Николай, как всегда вспылил. Он пригрозил, что завтра же отправится к начальнику паспортного стола, будет жаловаться в Обком.

«Идите. Жалуйтесь!» - равнодушно ответили ему.

У Рубцова тоскливо сжалось, заныло сердце, он понял, что опять на его пути к счастью встаёт незримая стена инструкций и правил, одолеть которую ещё никогда в жизни не удавалось ему…

Неблагодарное дело заниматься в семейных дрязгах, этим занимался народный суд.

  В четвёртом часу утра, 19 января 1971 года, Людмила Дербина, крупная молодая женщина душила Николая Рубцова во время семейной ссоры.

В ту ночь соседка проснулась от шума:

 «Я люблю тебя» - услышала она крик, который произнёс Николай Рубцов, перед тем, как жизнь покинула его худенькое тело.

 Было Николаю Михайловичу на то время – всего 35-ть лет.

  Через 3 дня Николая Рубцова похоронили на пустыре, отведённом под городское кладбище. Там было пусто и голо, только на выставленных в  землю шестах, под новыми могилами, сидели вороны.

  При жизни поэт опубликовал только четыре сборника. После его смерти вышло более 30 изданий.

  Людмила Дербина получила 8-мь лет исправительно-трудовой колонии общего режима. Отсидела 5-ть лет и 7-мь месяцев и вышла по амнистии, связанной с Годом женщины.

  Людмила Дербина, зарегистрирована на сайте «СТИХИ РУ», и даже в этом году успела выложить своё стихотворение. Когда она однажды зашла ко мне на страницу, стало так-то не по себе…