Любовь к книге. Воспоминания

Надежда Орлова 4
Зимний вечер. В доме зажигается керосиновая лампа, стоящая на столе и мы – трое детей от семи до трёх лет, чинно садимся за стол. Мама берёт из шкафа большую, красочно оформленную книгу сказок и начинает читать. Я, сидящая  в старом деревенском доме с промёрзшими от мороза углами, попадаю в сказочный мир прекрасных принцесс, страшных колдунов и храбрых рыцарей. Так пришла моя любовь к книге.
Читать научилась рано, до школы. Когда мама старшему брату, уже ученику первого класса, подолгу объясняла, как нужно читать слова по слогам, я прочитывала  их сразу. И вот я  тоже ученица. В школе мне было немного скучно, так как на уроках, где дети начинали изучать букварь, мною он был уже прочитан. Но выручила библиотека, куда меня записала учительница.
Хотя библиотекой назвать маленькую комнату с несколькими шкафами, было трудно. Деревенская школа была рассчитана на четыре класса обучения и книги были там только для начального звена. Но, никогда не забуду свою первую библиотечную книгу  « Про Комара - Комаровича», автора Мамина - Сибиряка. Прочитав её дважды, я на следующий день принесла её сдавать, но недоверчивый библиотекарь, очевидно,  решила, что книга не прочитана, стала расспрашивать меня о событиях в этой сказке. Я растерялась и не могла вымолвить ни слова, пока не прозвенел звонок.
А третий класс я начинала в заводском посёлке, куда наша семья переехала. Школа посёлка состояла из двух зданий – для начального звена, в котором находилась и библиотека, и большого, двухэтажного, где ребята обучались до десятого класса. Читали тогда все и в перемену, в библиотеке всегда была очередь. В подростковом возрасте я зачитывалась фантастикой, приключениями – Ж. Верн, А Беляев, Г. Уэллс, М. Рид, Ф. Купер. Особенно любила А. Толстого «Аэлита». И даже на новогодний бал уговорила маму сшить мне костюм этой героини.
Читала много, читала запоем, школьной библиотеки уже не хватало. И я записалась ещё в две – заводскую и леспромхозовскую. Увлекалась военной тематикой. Однажды брат ( он учился тогда в училище), приехав  на выходной, привёз книгу «И один в поле воин», автора не помню. Она была такая потрёпанная, даже обложка не целая и очень солидная, страниц 600. Времени для чтения у меня было всего одни сутки. Книга захватила настолько, что я забывала про еду, уроки. Судьба разведчика в годы войны так взволновала меня, что не могла оторваться от книги и ночью. Лежала на русской, уютной печки и глотала страницу за страницей.
Мама, проснувшись часов в пять, спросила
- ты что, дочка, так рано встала?
А я, не спавшая всю ночь, подумала – сейчас отругает, ответила
-что-то не спится.
И к восьми утра книга была прочитана.
Не забуду до последних дней своих, библиотеку бабушки. В шкафу, за стеклом находились книги и журналы конца 19, начала 20 веков. В журналах «Нива» меня поражали гравюры, фотографии, графика. Открываешь журнал и попадаешь в Россию времён царя, где не было ещё революции, войн. Ярко врезался в память рассказ о детях девиц дома терпимости, которых, чтобы они всё время спали, нянька поила водкой. Или повесть о привидении, бродившим по улицам города.
В старших классах зачитывалась зарубежной классикой. Т. Драйзер, Э. Золя, Ч. Диккенс, Г. Мопассан… Придя из школы, налив тарелку супа, я ставила книгу, читая, забывала, что ела. Очень увлекала тема истории, мистики. Поразили книги И. Ефремова «Лезвие бритвы», В. Пикуля, «Слово и дело».
Читать по ночам ( днём времени не хватало) оставалось любимым занятием даже тогда, когда стала мамой. Работала в школьной библиотеке, когда однажды принес ученик мне на сутки запрещённый роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это была самая необычная книга, текст её находился на фотобумаге. Прочитала за ночь, но в голове была «каша». Но позднее, перечитывая её, поняла всю глубину этого романа.
Прошли годы, читаю сейчас мало и чаще всего поэзию. Счастлива оттого, что в моей жизни всегда была книга, которая помогала видеть мир добрым и светлым.