Тайна каменного сарая

Светлана Золотарева 2
Моя бабушка жила в старинном купеческом доме. Дом был большой, но после революции он был брошен хозяевами и перешел в собственность государства. Его разделили на 4 жэковских квартирки и сделали отдельные входы. Одну из таких квартир дали моей бабушке перед Великой Отечественной войной. Там родились мои мама и тетя. Там родилась и я. Но отец мой был военнослужащим, и меня, в месячном возрасте, повезли на совершенно другой край земли, к месту службы отца - в Забайкалье.

Мама летом брала отпуск, и мы приезжали к бабушке. Дом хоть и был жэковским, но все-таки его земельный участок был огорожен забором, и на этой территории находились сараи. Сараи были очень старыми, покосившимися, так как им было более ста лет. Но бабушкин сарай был построен из камня, и выглядел очень крепко. Я любила в этом сарае бывать, хотя там не было ничего интересного: дрова с одной стороны, уголь с другой стороны, а еще старые, ненужные вещи - учебники для старших классов 50-х годов, мои игрушки, в которые я играла по приезду, и уголок, где дед хранил свой инструмент. Но меня что-то манило в этот сарай, и я постоянно там пыталась что-нибудь найти, но все было безуспешно.

Когда-то, еще в XIX веке этот дом и сараи были построены одним купцом, который был не слишком зажиточным, и смог позволить себе кирпичным сделать лишь фасад у дома, а все остальное было деревянным. В доме было несколько комнат, которые потом разделили на квартиры, после бегства купца за границу, хотя, если честно, я не знаю точно, куда делся прежний владелец. Времена тогда были лихими, и убить могли без суда и следствия.

А в этом каменном сарае мой дед, когда ремонтировал крышу, нашел старый обрез, сразу же сдал его в милицию, и милиция обыскала весь сарай, снова разобрав там потолок. Но больше ничего не нашли. Мне так бабушка и сказала, что все, что там могло быть, милиция уже нашла, и больше нет ничего тайного и секретного. Но я не верила. Не верила и все тут! На инстинктивном уровне я чувствовала, что тайна еще должна открыться, и мое детское воображение рисовало в голове клад с золотыми монетами.

И я оказалась почти права. Однажды. я приехала к бабушке, и пошла в сарае взять игрушки. В той стороне, где лежал уголь, я заметила, что один уголек имеет странную, ровную, прямоугольную форму, и выглядывает из под груды угля двумя ровными уголками. Я подлезла туда и потрогала пальцам этот уголек, и проведя по нему я увидела, что это вовсе не уголек, а шкатулка, деревянная шкатулка, которая была просто почерневшая от угля. Самостоятельно ее достать я не смогла. И побежала за бабушкой.

"Клааад! Я нашла клаааад!" - крикнула я с порога. Бабушка варила щи, и велела мне успокоиться. Но я настоятельно требовала, чтобы она пошла со мной в сарай. Все же бабушка не сильно спешила. Сперва она доварила первое, потом перемыла и вытерла посуду, и лишь после этого пошла со мной в сарай.

Как только мы вошли, я сразу показала, что из-под угля выглядывает деревянная шкатулка.

"Ишь ты, какая глазастая!" - сказала бабушка. Уголь здесь хранили еще с дореволюционных времен, и если он заканчивался, то привозили новый и его просто насыпали на остатки старого угля. А шкатулка по цвету ничем не отличалась от угольков, и поэтому ее никто ни разу не заметил. Но это ж я! Я долго искала ее. Как будто в прошлой жизни именно Я ее здесь и спрятала. Шучу, конечно, но странное чувство не покидало меня долгое время, и что-то меня подталкивало искать в сарае клад.

Бабушка достала шкатулку, вынесла ее на улицу, сняла тряпку с забора, которая использовалась для хозяйственных нужд, и вытерла шкатулку, на сколько это было возможным. Шкатулка была размерами приблизительно 20х12х8 см. Но открыть ее было невозможно. Она была заперта на малюсенький внутренний замочек, и ключика, разумеется, не было. Я задумалась, и у меня мелькнула мысль! Откуда я все это могла знать? - Сама не знаю. На внутренней деревянной части дверного косяка сарая был вбит длинный ржавый гвоздь, и на нем висела связка ключей. Ключи эти были от других замков, которые закрывали погреб, курятник, ключи от замков, которые сломались и так далее. Их было штук семь, а под связкой висел громадный ключ от железной двери, которая закрывала раньше этот сарай, но замок заржавел, и им давно не пользовались. Под большим ключом был еще один, но также был неизвестно от чего, и под ним был малюсенький ключик, который как раз и открыл шкатулку. Замок провернулся со скрипом и хрустом и крышка, наконец-то, была открыта.

В ней были деньги, они лежали стопкой, перевязанные полуистлевшей нитью. Под стопкой бумажных купюр лежали серебряные монеты и другие монеты, потемневшие от времени, только я уже не помню, какие именно это были монеты. Помню, что на потемневших стоял тысяча восемьсот какой-то год. Все эти деньги были дореволюционных времен, на купюрах были изображены императоры и императрицы. Бабушка пересмотрела все это добро, махнула рукой и сказала: "Тоже мне, клад! Когда-то это были деньги, и не малые, но сейчас они никому не нужны!"

И бабушка мне разрешила их забрать себе. Дня три я любовалась этими деньгами, рассматривала их, просматривала водяные знаки, потом понесла шкатулку на улицу, и дарила друзьям и подружкам по одной "денежке". Дети поигрались ими, скомкали и бросили эти никому не нужные бумажки. А тут дождь прошел, намочил их и они просто развалились. Бумага то была очень старая.

Но большая часть денег все равно осталась у меня. Из некоторых купюр я вырезала Екатерину, и приклеив ее на альбомный лист, дорисовала ей платье, туфельки, руки с веером и трон с тронным залом... Получилось красиво. И таких портретов я сделала не менее трех.

Остальное так и лежало в шкатулке. Куда все это добро делось - я не знаю. Мама приехала и забрала меня от бабушки, а шкатулка осталась лежать в сарае, в коробке с моими игрушками. А на следующий год шкатулки там не было, и бабушка не знала, куда она делась, а дедушка мой умер. Он -то, видимо, знал, где шкатулка, но мы с ним больше не увиделись.

Сейчас я вспоминаю эту шкатулку и представляю, каких денег сейчас бы это богатство стило у нумизматов. И почему взрослые даже не подумали о том, что эти деньги когда-нибудь смогут представлять какую-то ценность? Но после драки кулаками не машут. Поздно.

Удивляет только одно: как я это все прочувствовала, и даже ключ практически сразу нашла, даже не задумываясь? Не могла же я в свои 9 лет знать то, что было положено бывшем владельцем дома в этом сарае, ведь я и он жили в разные времена...

И почему-то мне часто снится, что на крыше самого того дома в одном месте тоже припрятан клад. Но мама говорит, что крышу полностью меняли лет 50 назад, и там все новое уже. Так что быть там ничего не может. Но я не верю!

Бабушка и дедушка давным-давно умерли, а в том купеческом доме живут совершенно другие люди. Так что есть ли там что-то, или нет - я так никогда уже и не узнаю.