Украина подЕкатерининская - евреям, они - Украине

Лев Постолов
                "Раньше было -
                "Баш-на-баш".
                Нынче стало -   
                "Дашь-на-дашь".

                Советская пословица
                1980-ых.
 
            
Прирезав
К Империи Российской
Украину,
Императрица Екатерина
Повелела
Установить евреям,
Жившим
На новых территориях -
"Малороссийских"), -
Фамилии
Для упорядочения учёта
Народонаселения,
Поскольку фамилии их
Строились, - как принято
Издревле было на Востоке, -
По имени отца с приставкой
"бен- ", - ("сын-"),
Или "бат-", - ("дочь-")
К имени отца.

Евреи этой
Царицыной затее
Сопротивлялись,
Боясь увеличения налогов
И в рекруты пострига
Сыновей

Но, - как говорят, -
Хозяин - барин.
И в течение
Последовавших
Трёх десятков лет
Им всем фамилии были
Присвоены.

По большей части
Присваивались им они
По имени селений,
Где те жили.

Так многие евреи стали
Носителями фамилий
Киевский, Смелянский,
Черниговский, Житомирский.

Евреи оказались
Народом благодарным. -
Благодаря их многовековой
Жизни на Подолии
Город Борислав
В котором жил когда-то
Писатель знаменитый
И поэт
Иван Яковлевич
ФранкО, -
Сын кузнеца, -
(Потомок предков
Выкрестившихся
Когда-то  вместе
С лже-мессией
Яковом ФРАНКом,
Прибывшим в Подолию
В 1755-ом году
Из Турции, -
(где всех евреев
называли Франками), -
В 1962-ом году
Был переименован
В Ивано-ФРАНКОВСК.

Приставка Ивано_
По имени писателя
Была прибавлена
Н названью, было уж
Утвеждённому
"В Москве!"Юэ
Кошда влруш выяснилось,
Что у половины
Еврейских жителей
В тогдашнем,
Присоветском Бориславе
Была ФрАнко, -
(Как и у Каудильо
Франсиско ФпАнко, -
потомка
апедков-"марранов*").



* - См. приведенное ниже Приложение.


ПРИЛОЖЕНИЕ.
               
Украинский
интернат-журнал "Хадашот",
№ 12, 06 декабря 2021 ,
Вениамин Чернухин,
специально для «Хадашот».


                КАК УКРАИНСКИЕ ГОРОДА
                ДАРИЛИ ЕВРЕЯМ ФАМИЛИИ.


              В конце XVIII века, после раздела Польши, в состав России вошли новые земли, а с ними и новые подданные, в том числе более полумиллиона евреев. Фамилий у большинства из них не было, обходились именем и отчеством в форме бен (сын) или бат (дочь) такого-то( опять же по имени) как принято было издревле в разрущенном римскими когортами Тита в 76-ом году н.э. после подавления 5-тилетнего восстания иудеев против римлян-оккупантов, вошедшего в историю как Первая Иудейская война.(После Второй Иудейской войны-всстания в 136-ом году н.э. кесарь Адриан переименовал Иудею в Палестину, дабы и название непокорной земли Иудея не напоминала о мужественных повстанцах-воинах).
   
              В 1804 году был издан императорский указ, обязавший всех евреев принять фамилию.

              На это отводилось два года, но дела шли ни шатко ни валко — евреи опасались, что после переписи власти увеличат налоги и будут рекрутировать юношей на военную службу.

              В 1821 году вышел очередной указ о присвоении евреям наследственных фамилий, но только после постановлений, принятых в 1835-м и в 1850-м году, все евреи оказались при фамилии.

              Позже, с усилением политики насильственной ассимиоиации Самодержавием "инородцев-иноверцев" евреев-рекрутов, набираемых на 25-тилетнюю службу в армии, старалсьлись "и битьём и катаньем"  заставить крестится, а тем, которые, -(в подавляющем большинстве), -
не поддавались этому, лишали отцовских фамилий и взамен присваивал фамилии их командиров. -

             [К примеру, - как двум прапрадедам моих детей - Постолов и Вершков или как предку моего приятеля, - Душанский по названию имения его полкового командира. (Л.П.)].

              Существует множество типов фамилий — патронимические, матронимические( по имени матери, «профессиональные», но мы остановимся лишь на одном из них — фамилиях, образованных от географических названий.

              К слову, среди евреев топонимические фамилии встречаются намного чаще, чем у других народов.   

              В свое время царские власти даже запретили брать фамилии по месту проживания из-за огромного числа однофамильцев, тем не менее, множество евреев носят фамилии, образованные от названий населенных пунктов.

              Это характерно также и для прирезанных к России тогда и позже Литвы (Виленский, Ковенский), и для Беларуси (Гомельский, Витебский, Слуцкий, Слонимский) и, конечно, для Украины (Бердичевский, Бродский, Уманский, Белоцерковский).

              Их обладатели живут сегодня по всему миру, но благодаря фамилиям можно понять знаем, откуда родом их предки.

              Ограничимся Украиной, иначе формат статьи превзойдет все мыслимые пределы.

              Кажется, больше других повезло Бродам — небольшому городу в ста километрах от Львова, который в 1939-м оказался в составе Советского Союза.

              9 000 евреев, живших тогда в Бродах, почти полностью погибли от рук нацистов.

              Сегодня, - в канун 2022-года ХХ1-го века, - среди 23 тысяч его жителей евреев практически нет. -

              Рыба, как известно, ищет, - где вода чище, а люди, - где общественный климат  для их проживания  и существования лучше.

              Именну поэтому евреи, изгнанные римлянами из Иудеи, а затем
корлёмХуаном и королевой Изабеллой в союзе с католической инквизицией в 1492-ом году мигрировали в англию, Францию, Германию, Италию а оттуда  -от
Погромов Кроестоносцев и Правителей юдофобов-антисемитов  в Восточную Европу-
до самых западных границ Московии, в которую въезд евреям, - (даже купцам для торговли), запретил Иван Грозный, -(внук бабушки - болгарской еврейки), -
на всю жизнь перепуганный "жидовствованием" иерархов Московского Патриархата и Верхушки Боярства, усомнившихся в Святости Непорочного Зачатия и ставших
соблюдать святость Субботы , и оттого ставший юдоФОБом-антисемитом.
(Фобос - в греческом = СтРаХ).

              Но название города осталось в фамилиях.

              Нет нужды рассказывать о династии сахарозаводчиков и промышленников Бродских.

              В первой половине XX-го века эта фамилия была на слуху и благодаря живописцу Исааку Израилевичу Бродскому.

              Художник ушел из жизни в 1939-м в Ленинграде, а в следующем году в этом городе родился еще один Бродский — будущий поэт и лауреат Нобелевской премии, изнанный из СССР Брежневым ( спасибо, что сгноили в пожКГБэшной псиэушке!).

              Название городка , -(правда, в английском транскрипции), - в своей фамилии сохранил и популярный  голливудский актер Эдриен Броуди, сыгравший в фильме Романа Поланского «Пианист». Лауреат «Оскара» родился в Нью-Йорке, но его отец — еврейский эмигрант из Польши.

              Бердичев — символ еврейской жизни в Украине, - сегодня райцентр в 50 километрах от Житомира.

              Название городка послужило образованию  фамилии Михи Йосефа Бердичевскому (1865-1921) — известного еврейского мыслителя и писателя, творившему на иврите и идише.

              Можно упомянуть еще одного обладателя этой фамилии — чилийского генерала Хосе Бердичевского-Шера, заместителя главкома ВВС этой страны, бывшего сторонником Пиночета, одно время служившего послом Чили в Израиле.

              Еще один «еврейский» город — Бершадь, в котором сегодня осталось нескольких десятков евреев на 12 тысяч населения.

              Среди лиц по фамилии Бершадский не оказалось звезд мирового масштаба, но все же есть несколько значительных фигур.  -

              Исайя Бершадский (1872-1908) — один из первых ивритских писателей. Известный живописец Юлий Рафаилович Бершадский (1869-1956), и его сын — Рудольф Юльевич Бершадский (1909-1979) — поэт, прозаик и сценарист.      

              И, наконец, Сергей Александрович Бершадский (1850-1896),  -этнический русский (sic), проделавший путь от юдофоба в юдофилы, юрист, написавший целый ряд трудов по истории евреев Литвы и Польши.

              В отличие от Бершади, Черкассы — большой областной центр.

              Среди его «однофамильцев» отметим Шуру Черкасского (1911-1996), одного из наиболее выдающихся фортепианных исполнителей современности.

              Хотя родился он в Украине, но покинул страну в 12 лет, почти всю жизнь провел в Соединенных Штатах, а на склоне лет уехал в Великобританию.

              Безусловно, необходимо упомянуть и Давида Яновича Черкасского (1931-2018), известного режиссера-мультипликатора, автора «Приключений капитана Врунгеля», а также израильскую художницу Зою Черкасскую, родившуюся в Киеве, но репатриировавшую на родину прпредков в Израиль в начале 1990-ых.

              В Черкасской области есть небольшой (всего 16 000 жителей) городок Шпола, но фамилия Шполянский (или Сполянский) была весьма распространенной, ведь когда-то евреи составляли почти половину местного населения.

              Мало кто знает Аминодава Пейсаховича Шполянского, а вот о Доне-Аминадо (1888-1957) — поэте, сатирике, писателе — слышали  многие.

              На самом деле это один и тот же человек, популярный до революции в России, а после эмиграции — и во Франции.

              Чуть менее известен талантливый композитор Миша Сполянский (1898-1985), чья творческая карьера началась в Германии, где он стал одним из ведущих композиторов кино.

              После прихода к власти нацистов и бегства в Великобританию Сполянский работал с такими знаменитыми режиссерами как Корда и  Хичкок, его песни исполнял знаменитый Поль Робсон.

              В отличие от перечисленных выше городов, в современной Умани заметно еврейское присутствие, правда, благодаря паломникам из дальнего зарубежья, - религиозным почитателям жившего та мудреца-праведника.

              Название города в своей фамилии сохранил известный советский дипломат Константин Уманский (1902-1945).

              Он родился в состоятельной семье, сделал прекрасную карьеру в Комиссариате иностранных дел в довоенные годы, в годы войны занимал пост посла СССР в Соединенных Штатах

              Еще одно известное еврейское местечко в Черкасской области — Смела.

              Возможно, о прежнем расцвете еврейской жизни напомнит довольно популярная фамилия Смилянский.

              Наиболее известные люди с этой фамилией нашли себя в Земле Израиля.
              Первым из них следует назвать Моше Смилянского (1874-1953) — сионистского лидера и писателя.

              Писателями были и несколько его родственников: брат Меир, племянник Зеэв Смилянский и сын Зеэва — Изхар. Последний — под именем Самех Изхар — стал наиболее известен, был депутатом Кнессета нескольких созывов, лауреатом Государственной премии Израиля и т.д.

              Еще один Моше Смилянский родился в 1950 году в семье выходцев из Украины, после смены фамилии стал Яалоном, занимал пост Генштаба ЦАХАЛа и министра обороны страны.

        P.S. - От публикатора (Л.П.).

              Лишь одному городу в Украине имя досталось от потомка предков-евреев, прибывших в польскую ещё Галицию из Султанской Турции, - (где евреев-мигрантов турки называли франками), - вместе с изгнанным оттуда лже-Мессией  в 1755 г. Яковом Франком,  подавшимся на родное Подолье, вместе с ним впоследствии крестившихся , - (как и меньшая часть прибывших с ним его почитателей).

              Это родной город великого украинского писателя и поэта Ивана Яковлевича ФранкО Борислав, переименованный при Советской Власти в Ивано-Франковск.

              Город не  был назван просто Франковском,- ( как, к примеру город Хмельницкий), - по той причине, что в нем в то время жила большая община евреев, большая часть которых носила фамилию ФранкО).

              Кстати сказать, и бывший Правитель Испании - Каудильо Франсиско ФрАнко - потомок выкрестившихся, но тайно исповедовавших соблюдавших иудаизм предков, - (их преследовала и карала смертью Святейшая Инквизиция, давшая им прзвище "морраны*").

* - Марраны или мараны (исп. marrar «заблуждаться», араб. [мухаррам] «запрещённое») — термин, которым христианское население Испании и Португалии называло евреев, принявших христианство, и их потомков, независимо от степени добровольности обращения (конец XIV—XV вв.).
    Указ испанской правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской, принятый в 1492 году, предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны.
    Большинство евреев бежало либо в Португалию (где через 5 лет история повторилась), оттуда — на север Европы, либо в Италию, Османскую империю, страны Северной Африки.
    Однако часть евреев в Испании, а затем в Португалии, приняла христианство.
    Похожая участь в 1502 году постигла и мусульман (мавров), а через сто с небольшим лет — и морисков — потомков мавров, номинально принявших христианство.

    Часто марраны и их потомки втайне продолжали сохранять верность иудаизму (полностью или частично).

    Еврейская традиция рассматривает марранов как наиболее значительную группу [анусим ](букв. «принуждённые») — евреев, насильственно обращённых в иную религию. Марраны, тайно продолжавшие исповедовать иудаизм, являлись главным объектом преследований испанской инквизиции, как и мориски.

                (Википедия).

                31 декабря 2021-го года.