Воспоминания начинающего геолога

Дмитрий Павлов 3
  Недавно, разбирая накопившиеся архивы бумаг и фото, я обнаружил толстенную тетрадь своих первых в жизни дневниковых записей. Начало  датировано 28.06.1959 года. Подумать только. Шестидесятилетний юбилей! Но текст читается достаточно хорошо, поскольку написан простым карандашом, а не пастой. Запись сделана в глухой тайге, на берегу реки Большой Пит, правого притока могучего Енисея. Это была своеобразная летопись  преддипломной экспедиции студента геологического факультета МГУ им .Ломоносова, на который я был зачислен в 1955 году.
  В пятидесятые годы прошлого века молодёжь захватила романтика путешествий. Я не был исключением. Интересно, что в нашей группе были только "медалисты", причём из 28 человек 23 окончили школу с золотой медалью и только пятеро( в том числе и я) - с серебряной. География - весь Союз. Москвичей - меньшинство. Со мной учились ребята из Якутии, Тувы, Красноярска, Новосибирска, центральных областей России, Белоруссии, Украины...Мой товарищ Николай, родом из небольшого села на берегу Днепра,  рассказывал, что получив золотую медаль, направил в университет заявление :Ректору МГУ им.  Ломоносова от Николая Ломоносова. Прошу зачислить  меня на геологический факультет МГУ им. Ломоносова. Ломоносов Николай.   И был зачислен.
  Кстати, на нашем курсе учился Георгий Маленков, сын Г.М. Маленкова, соратника И.В. Сталина, который после его смерти в марте 1953 года занял пост Председателя Совмина СССР, но в июне 1957 года был снят Н.С. Хрущёвым со всех постов и отправлен в Казахстан на должность директора электростанции. Георгий, в бытность отца одним из руководителей страны и после его опалы, старался никогда и ничем не выделяться среди других студентов.
  После завершения теоретических занятий студентов геолфака в обязательном порядке направляли в различные  летние экспедиции, где мы приобретали практические навыки жизни и работы "в полевых условиях". Там продолжалось не только закрепление ранее полученных знаний, но и  формирование нас как личностей. 
  Учёба на втором курсе  продолжилась незабываемой практикой в Крыму, на базе (сейчас - учебно-научный центр МГУ) нашего факультета, расположенной недалеко от Бахчисарая. Мы там прекрасно проводили время. Однажды , в нарушение действующего распорядка, категорически запрещавшего покидать базу, возникло желание пешком добраться до берега Чёрного моря, не имея ни карты, ни схемы  пересечения Крымской горной гряды. Рискнуть решили только трое, в том  числе и я. Пройдя несколько часов до предгорий, мы заночевали в стоге сена, поскольку никто из жителей находящегося рядом села не пустил нас на ночлег. Кстати, это было не безопасно, поскольку в сене от жары прятались змеи, которых в этом районе было достаточно. Ориентируясь лишь по солнцу, мы рано утром  начали путь в горы , а уже к полудню были на окраине Ялты. До сих пор из памяти не выветрились впечатления от преодоления трудностей при прохождении горной гряды, впервые увиденных неповторимых красот Крымского побережья и ...дразнящего запаха настоящих крымских чебуреков.
  Завершив третий курс, я попал в научную экспедицию на Кавказ, база которой  располагалась в селении Кепша, на полпути от Адлера до Красной поляны. Наши маршруты пролегали по склонам горного массива Аибга (высота более 2500 метров), в междуречье рек Мзымта и Псоу. Иногда  приходилось здорово рисковать не только взбираясь вверх по горным склонам, но и спускаясь с них, преодолевая бурлящую Мзымту по канату, натянутому между берегами (тележка была на другой стороне), ночуя в палатке на крутом склоне под проливным дождём... Несколько лет назад, находясь на экскурсии в районе Красной поляны, я с трудом понимал, как мы могли  лазить по этим склонам с рюкзаками, наполненными образцами горных пород.
  Но, конечно, самое неизгладимое впечатление  произвела преддипломная экспедиция в сибирскую тайгу.
  Продолжение следует.