Бхагавад Гита божественная песнь. в стихах

Александр Бескоровайный
Махабхарата. Рамаяна. СКАЗАНИЕ О СРАЖЕНИИ НА ПОЛЕ КАУРАВОВ (перевод С. Липкина)

"БХАГАВАДГИТА занимает первое место среди известных миру
священных писаний. Знание, в краткой форме изложенное на страницах Гиты, есть наивысшее и сокровеннейшее знание. Закон правильной жизни, дхарма, провозглашаемый в Гите, охватывает все прочие
законы праведного бытия и является их основой. Указанный в Гите
путь трудов, посвященных Богу, есть извечный путь, которым наш мир
восходит к высотам Духа.

Гита — словно бездонный океан, хранящий в своих глубинах нее
сметные сокровища. Можно потратить всю жизнь, пытаясь измерить
эти пучины, и так и не добраться до самого дна. Даже и сотни лет прилежных исследований не хватит, чтобы собрать тысячную часть сокрытых в Гите бесчисленных сокровищ. Но тот, кому удастся добыть хотя
бы малую толику этих богатств, из бедняка превратится в богача,
из мыслителя — в мудреца, из ненавидящего Бога — в Его страстного
поклонника; а могучий герой, вооруженный знанием, почерпнутым
в Гите, сможет беспрепятственно осуществить цель своей жизни.

Бхагавадгита — это нескончаемый источник бесценных богатств,
и даже если беспрерывно вычерпывать их столетие за столетием, все
равно грядущим поколениям всегда удастся найти в ней новые несметные сокровища, приводящие в изумление и восторг.

Вот что такое Бхагавадгита, Книга, наполненная глубоким оккультным знанием. И в то же время она написана ясным языком и простым стилем, а смысл изложения легко угадывается, хотя есть в ней и более глубинные и труднопостижимые тайны. Но даже от одного скольжения по поверхности ее бездонных вод, не углубляясь в их
толщу, вы испытаете прилив сил и почувствуете радость. Просто прогуливаясь в окрестностях этой золотоносной шахты и не спускаясь под
землю, вы найдете в траве золотые самородки, которые обеспечат вам
безбедное существование до конца ваших дней". © Шри Ауробиндо


Когда пандавы выполнили все условия проигрыша, когда миновал тринадцатый год их изгнания, они отправили к Дуръйодхане посла с требованием возвратить им половину царства. Дуръйодхана отказался. Так началась великая битва кауравов с пандавами. Одни народы Индии стали на сторону пандавов, другие примкнули к кауравам. Кришна, близкий друг и родственник пандавов, земное воплощение бога Вишну, стал их советником, колесничим Арджуны, а войско свое отдал кауравам. Войско пандавов возглавил Дхриштадьюмна, сын Друпады, царя панчалов, а войско кауравов - их дед Бхишма.

Битва произошла на необозримой равнине Курукшетре - на «Поле кауравов», и длилась восемнадцать дней. Войско пандавов состояло из семи ратей, которые возглавлялись Бхимасеной, Чекитаной - сыном царя племени сомаков, и сыновьями Друпады, среди которых выделялись доблестью и военным искусством, помимо Дхриштадьюмны, Шикхандин и Сатьяка. Им помогали в битве юные сыновья Драупади, рожденные ею от пяти братьев-пандавов.

Во главе одиннадцати ратей кауравов стояли великий знаток оружия, ученый Крипа, царь племени мадров Шалья, царь бходжей и андхаков Критаварман, сын Дроны Ашваттхаман, Карна, Шакуни и другие знаменитые витязи.

Перед началом сражения, когда враждебные войска выстроились друг против друга, Арджуна отказался вести войну против своих родичей и близких. Тогда Кришна раскрыл Арджуне смысл вечной дхармы - высшего морального закона. Поучение Кришны и составило «Бхагавадгиту» - духовную сущность индийского эпоса.

О том, что происходило на поле боя, рассказал слепому царю Дхритараштре его возничий Санджайя.

1

И тот, на чьем знамени знак обезьяний,

Узрев кауравов на поприще брани, -


Пред тем, как посыплются стрелы в окружье, -

«О Кришна, - промолвил, вздымая оружье, -


Меж вражеских ратей, как раз посредине,

Мою задержи колесницу ты ныне,


Чтоб воинов мог разглядеть я порядки,

С которыми биться мне надобно в схватке,


Кого здесь собрал, ради битвы неправой,

Царя Дхритараштры потомок лукавый».


И Кришна, услышав от Арджуны слово, -

Меж войск, озиравших друг друга сурово,


Огромную остановил колесницу

Пред всеми, кто сталью одел поясницу,


Пред Бхишмой и Дропой, - и молвил:

«Кудрявый, Теперь посмотри, каковы кауравы».


Предстали пред Арджуной деды и внуки,

Отцов и сынов увидал сильнорукий,


И братьев, и родичей, близких по крови, -

Каленые стрелы у всех наготове!


Враждой сотоварищей прежних расстроен,

Высокую жалость почувствовал воин.


«О Кришна, - сказал, - где закон человечий?

При виде родных, что сошлись ради сечи,


Я чувствую - мышцы мои ослабели,

Во рту пересохло и дрожь в моем теле,


Мутится мой разум, и кровь стынет в жилах,

И лук я удерживать больше не в силах.


Зловещие знаменья вижу повсюду.

Зачем убивать я сородичей буду?


Мне царства, победы и счастья не надо:

К чему мне, о Пастырь, сей жизни услада?


Те, ради кого нам победа желанна,

Пришли как воители вражьего стана.


Наставники, прадеды, деды и внуки,

Отцы и сыны напрягли свои луки,


Зятья и племянники, дяди и братья, -

Но их не хочу, не могу убивать я!


Пусть лучше я сам лягу мертвым на поле:

За власть над мирами тремя, а тем боле


За блага земные, - ничтожную прибыль! -

Нести не хочу я сородичам гибель.


В убийстве сынов Дхритараштры какая

Нам радость? Мы грех совершим, убивая!


Ужели мы смерть принесем этим людям?

Счастливыми, близких убив, мы не будем!


Хотя кауравы, полны вероломства,

Не видят греха в истребленье потомства,


Но мы-то, понявшие ужас злодейства,

Ужели погубим родные семейства?


С погибелью рода закон гибнет вместе,

Где гибнет закон, там и рода бесчестье.


Там жены развратны, где род обесчещен,

А там и смешение каст из-за женщин!


А там, где смешение каст, - из-за скверны

Мучения грешников будут безмерны:


И род, и злодеи, что род погубили,

И предки, о коих потомки забыли,


Лишив прародителей жертвенной пищи, -

Все вместе окажутся в адском жилище!


А касты смесятся, - умрет все живое,

Разрушатся все родовые устои,


А люди, забыв родовые законы,

Низринутся в ад: вот закон непреклонный!


Замыслили мы ради царства и власти

Родных уничтожить... О, грех, о, несчастье!


О, пусть без оружья, без всякой защиты,

Я лягу, потомками Куру убитый!»


Так Арджуна молвил на битвенном поле,

На дно колесницы поник, полон боли,


И, лик закрывая, слезами облитый,

Он выронил стрелы и лук знаменитый.

2

Познавший высокую боль состраданья,

От Кришны услышал он речь назиданья:


«Как можно пред битвою битвы страшиться?

Смятенье твое недостойно арийца,


Оно не дарует на поприще брани

Небесного блага и славных деяний.


Отвергни, о Арджуна, страх и бессилье,

Восстань, чтоб врагов твои стрелы разили!»


Тот молвил: «Но как, со стрелой оперенной,

Мне с Бхишмой сражаться, с наставником Дроной?


Чем их убивать, - столь великих деяньем,

Не лучше ль в безвестности жить подаяньем?


Убив наших близких, мы станем ли чище?

О нет, мы вкусим окровавленной пищи!


Еще мы не знаем, что лучше в сраженье:

Врагов победить иль познать пораженье?


Мы жизнью своей наслаждаться не сможем,

Когда Дхритараштры сынов уничтожим.


Я - твой ученик. Ты учил меня долго,

Но в суть не проник я Закона и Долга.


Поэтому я вопрошаю, могучий,

Ты должен мне ясно ответить: что лучше?


Мне счастья не даст, - ибо сломлен скорбями, -

Над смертными власть или власть над богами,


И вот почему я сражаться не стану!»

Сказал - и замолк, в сердце чувствуя рану.


А Кришна, с улыбкой загадочной глянув,

Ответил тому, кто скорбел меж двух станов:


«Мудрец, исходя из законов всеобщих,

Не должен жалеть ни живых, ни усопших.


Мы были всегда - я и ты, и, всем людям

Подобно, вовеки и впредь мы пребудем.


Как в теле, что нам в сей юдоли досталось,

Сменяются детство, и зрелость, и старость, -


Сменяются наши тела, и смущенья

Не ведает мудрый в ином воплощенье.


Есть в чувствах телесных и радость и горе;

Есть холод и жар; но пройдут они вскоре;


Мгновенны они... О, не будь с ними связан,

О Арджуна, ты обуздать их обязан!


Лишь тот, ставший мудрым, бессмертья достоин,

Кто стоек в несчастье, кто в счастье спокоен.


Скажи, - где начала и где основанья

Несуществованья и существованья?


Лишь тот, кому правды открылась основа,

Увидел границу того и другого.


Где есть бесконечное, нет прекращенья,

Не знает извечное уничтоженья.


Тела преходящи; мертва их отдельность;

Лишь вечного Духа жива беспредельность.


Не плачь же о тех, кто слезы недостоин,

И если ты воин, - сражайся, как воин!


Кто думает, будто бы он есть убийца,

И тот, кто в бою быть убитым боится, -


Равно неразумны: равно не бывают

И тот, кто убил, и кого убивают.


Для Духа нет смерти, как нет и рожденья,

И нет сновиденья, и нет пробужденья.


Извечный, - к извечной стремится он цели;

Пусть тело мертво, - он живет в мертвом теле.


Кто понял, что Дух вечно был, вечно будет, -

Тот сам не убьет и убить не принудит.


Смотри: обветшавшее платье мы сбросим,

А после - другое наденем и носим.


Так Дух, обветшавшее тело отринув,

В другом воплощается, старое скинув.


В огне не горит он и в море не тонет,

Не гибнет от стрел и от боли не стонет.


Он - неопалимый, и неуязвимый,

И неувлажняемый, неиссушимый.


Он - всепроникающий и вездесущий,

Недвижный, устойчивый, вечно живущий.


А если он есть, - и незрим и неявлен, -

Зачем же страдаешь ты, скорбью подавлен?


Но, если бы даже ты жил с убежденьем,

Что Дух подлежит и смертям и рожденьям, -


Тебе и тогда горевать не годится:

Рожденный умрет, а мертвец возродится.


И должен ли ты предаваться печали,

Поняв, что неявлены твари вначале,


Становятся явленными в середине,

Неявленность вновь обретя при кончине?


Кто Духа не видел, подумает: чудо!

И тот, кто увидел, подумает: чудо!


А третий о нем с изумленьем внимает,

Но даже внимающий - не понимает!


Всегда он бессмертен, в любом воплощенье, -

Так может ли смерть принести огорченье?


Исполни свой долг, назиданье усвоя:

Воитель рожден ради правого боя.


Воитель в сраженье вступает, считая,

Что это - ворота отверстые рая,


А если от битвы откажешься правой,

Ты, грешный, расстанешься с честью и славой.


Ты будешь позором покрыт, а бесчестье

Для воина горше, чем гибель в безвестье.


Отважные скажут: «Он струсил в сраженье».

Презренье придет, и уйдет уваженье.


Издевку и брань ты услышишь к тому же

От недругов злобных; что может быть хуже!


Убитый, - достигнешь небесного сада.

Живой, - на земле насладишься, как надо.


Поэтому, Арджуна, встань, и решенье

Прими, и вступи, многомощный, в сраженье!


Признав, что удача подобна потере,

Что горе и счастье равны в полной мере,


Признав, что победе равно пораженье, -

В сраженье вступи, чтоб не впасть в прегрешенье!


Услышал ты доводов разума много:

Внемли же, чему учит светлая йога.


К законам ее приобщиться готовый,

Возмездия - кармы - разрушишь оковы.


На этом пути все усилья успешны, -

Утешны они, потому что безгрешны,


И смерть не страшна, если даже досталась

Тебе этой благости самая малость.


На этом пути разум целен и прочей,

У прочих - безволен, расплывчат, неточен.


Начетчики, веды читая бесстрастно,

Болтают цветисто: «Лишь небо прекрасно!


Исполните все предписанья, обряды -

Достигнете власти и райской отрады!»


Но разум, что к власти исполнен пристрастья,

Не знает самадхи - восторга и счастья!


Относятся веды к трем гунам - к трем свойствам

Природы со всем ее бренным устройством.


Отвергни три гуны, стань вольным и цельным!

Избавясь от двойственности, с Беспредельным


Сольешься и собственности не захочешь,

Себя, Вечной Сущности предан, упрочишь.


Нам веды нужны лишь как воды колодца:

Чрез их глубину Вечный Дух познается!


Итак, не плодов ты желай, а деянья,

А ради плодов прекрати ты старанья.


К плодам не стремись, не нужна их услада,

Однако бездействовать тоже не надо.


Несчастье и счастье - земные тревоги -

Забудь; пребывай в равновесии - в йоге.


Пред ногой ничто все дела, ибо ложны,

А люди, что жаждут удачи, - ничтожны.


Грехи и заслуги отвергни ты разом:

Кто к йоге пришел, тот постиг Высший Разум.


Отвергнув плоды, сбросив путы рожденья,

Достигнешь Бесстрастья и Освобожденья.


Когда к заблужденьям не будешь причастен,

Ты станешь, от них отрешенный, бесстрастен


К тому, что услышишь, к тому, что услышал:

Из дебрей ты шел и к простору ты вышел.


Как только твой разум отвергнет писанье,

Ты к йоге придешь, утвердясь в Созерцанье».


Сын Кунти спросил: «Есть ли признак, примета

У тех, кто достиг Созерцанья и Света?


Какие поступки, слова и дороги

У мудрого, светлой достигшего йоги?»


Ответствовал Кришна, мудрец богородный:

«Когда человек, от желаний свободный,


Привержен лишь радости, в нем заключенной, -

Тогда он святой, от всего отрешенный.


Кто в счастье спокоен и стоек в несчастье,

Не ведает гнева, и страха, и страсти,


И не ненавидит, и не вожделеет, -

Тот к йоге всей сутью своей тяготеет.


И если, как лапы свои черепаха,

Вбирает он чувства свои, чтоб от праха


Отвлечь их, - от вкуса к бездушным предметам, -

Его ты узнаешь по этим приметам.


Предметы уходят, предел им назначен,

Но вкус к ним еще мудрецом не утрачен:


Он вкус к наслажденьям в себе уничтожит,

Как только увидеть он Высшее сможет.


Ведь даже идущий путем наилучшим

Порой подчиняется чувствам кипучим,


Но, их обуздав, он придет к Высшей Цели

И станет свободным, - безвольный доселе.


Где чувства господствуют - там вожделенье,

А где вожделенье - там гнев, ослепленье,


А где ослепленье - ума угасанье,

Где ум угасает - там гибнет познанье,


Где гибнет познанье, - да ведает всякий, -

Там гибнет дитя человечье во мраке!


А тот, кто добился над чувствами власти,

Попрал отвращенье, не знает пристрастий,


Кто их навсегда подчинил своей воле, -

Достиг просветленья, избавясь от боли,


И сердце с тех пор у него беспорочно,

И разум его утверждается прочно.


Вне йоги к разумным себя не причисли:

Вне ясности нет созидающей мысли;


Вне творческой мысли нет мира, покоя,

А где вне покоя и счастье людское?


То сердце, что радостей алчет и просит,

У слабого духом сознанье уносит,


Как ветер стремительно и невозбранно

Уносит корабль по волнам океана.


Так знай же, могучий на битвенном поле:

Там - разум и мудрость, где чувства - в неволе.


Все то, что для всех - сновиденье, есть бденье

Того, кто свое пересилил хотенье,


А бденье всего, что познало рожденье,

Для истинно мудрого есть сновиденье.


Как воды текут в океан полноводный -

Вот так для желаний есть доступ свободный


К душе мудреца; он пребудет в нирване,

Но только не тот, кто исполнен желаний!


Свободный от самости, верной тропою

Придет он, поправ вожделенье, к покою.


Ты Высшего Духа постиг состоянье?

С ним слитый, отвергнешь дурное деянье.


Пусть даже к нему ты придешь при кончине, -

Поймешь, что в нирване пребудешь отныне!»


3

Сын Кунти сказал: «Если, мне в назиданье,

Превыше деянья ты ставишь познанье,


Тогда почему, разуменьем богатый,

На страшное дело толкаешь меня ты?


Сознанье мутишь мне двусмысленной речью.

Ответствуй мне ясно: где благо я встречу?»


И Кришна сказал: «Для стремящихся к йоге

Я прежде уже указал две дороги:


Для жаждущих с Сущностью Вечной слиянья

Есть йога познанья и йога деянья.


В бездействии мы не обрящем блаженства;

Кто дела не начал, тот чужд совершенства.


Однако без действий никто не пребудет:

Ты хочешь того иль не хочешь - принудит


Природа тебя: нет иного удела,

И, ей повинуясь, ты делаешь дело.


Кто, чувства поправ, вое же помнит в печали

Предметы, что чувства его услаждали, -


Тот, связанный, следует ложной дорогой;

А тот, о сын Кунти, кто, волею строгой


Все чувства поправ, йогу действия начал, -

На правой дороге себя обозначил.


Поэтому действуй; бездействию дело

Всегда предпочти; отправления тела -


И то без усилий свершить невозможно:

Деянье - надежно, бездействие - ложно.


Оковы для мира, - бездушны и мертвы

Дела, что свершаются не ради жертвы.


О Арджуна, действуй, но действуй свободный!

Поведал нам Брахма, творец первородный,


Людей вместе с жертвой создав: «Размножайтесь

И, жертвуя, жертвой своей насыщайтесь:


Себя ублажайте, богов ублажая,

И будет от жертвы вам польза большая.


Приняв эти жертвы в небесном чертоге,

За них наградят вас довольные боги, -


Иначе предстанут пред вами ворами,

Когда на дары не ответят дарами!»


Остатками жертвы питаясь, мы чище

От этой становимся праведной пищи,


А люди, которые жертв не свершают,

Все сами съедая, - греховность вкушают.


От пищи возникли все твари живые,

А создали пищу струи дождевые,


От жертвы - дождя происходит рожденье,

А жертва - есть действия произведенье,


А дело - от Брахмы, а Брахма - Всесущий,

А значит, он в жертве, нам благо несущей.


Кто этому круговращенью враждебен -

Игралище чувств, - и кому он потребен?


Но тот, кого Атман насытил всецело,

Кто в Атмане счастлив, - свободен от дела.


В сей бренной юдоли не видит он цели

В несделанном деле и в сделанном деле,


Он самопознания выбрал дороги,

В ничьей на земле не нуждаясь подмоге.


Итак, делай то, что ты делать обязан.

Блажен, кто, творя, ни к чему не привязав.


Тем Джапака славен и люди другие,

Что мудро дела совершали благие.


И ты, целокупности мира во имя,

Трудись, делай благо трудами своими.


Кто лучше других, - тот учитель по праву,

Он всех своему подчиняет уставу.


Постиг я три мира, свершил все свершенья,

Но действия не прекращаю движенья.


А если б не действовал я, то в безделье

Все люди бы жить, как и я, захотели,


Исчезли б миры, если б дел я не множил,

Все касты смешав, я б люден уничтожил.


Как действуют в путах деяний невежды, -

Пусть так же и мудрый, исполнен надежды,


К делам не привязан, с душой вдохновенной,

Деянья свершает для блага вселенной.


Кто черпает мудрость в поэнанье высоком,

Незнающих пусть не смутит ненароком:


Они, оставаясь в своем заблужденье,

В деяньях пускай обретут наслажденье.


Природы-Праматери вечная сила, -

Всё делают гуны; кого ж ослепила


Гордыня, - решают: «Мы делаем сами».

Но тот, кто взирает позпанья глазами,


Поймет, что единая сущность - основа

И чувств и предметов, что снова и снова


Три гуны вращаются в гунах природы, -

И, к ним не привязан, достигнет свободы.


Но кто совершенным познаньем владеет, -

Познавшего несовершенно не смеет


Смущать, ибо что разумеет незрячий?

А ты, о воюющий, действуй иначе.


От самости, от вожделенья избавлен,

Ты каждым поступком ко мне будь направлен,


Будь Высшему Атману предан глубоко,

Сражайся - и ты не услышишь упрека!


Разумный, ученье мое постигая

И веря, что эта стезя есть благая,


Без ропота действуя долгие годы,

Одним лишь деяньем достигнет свободы.


А тот, кто мое отвергает ученье,

Кто ропщет, к предметам питая влеченье, -


Погибнет, безумный, познанья лишенный!

Ты понял ли, Арджуна, эти законы?


Природе вовек все живое подвластно,

И даже мудрец поступает согласно


Природе своей, - так к чему противленье?

И чувств отвращенье, и чувств вожделенье -


В предметах телесных; и то и другое -

Враги; отврати их владычество злое!


Исполнить, - пусть плохо, - свой долг самолично,

Важней, чем исполнить чужой сверхотлично.


Погибнуть, свой долг исполняя, - прекрасно,

А долгу чужому служенье - опасно!»


Спросил его Арджуна: «Кто же от века,

Скажи, побуждает на грех человека, -


К тому же силком, вопреки его воле?»

И Кришна, причастный божественной доле,


Ответил: «То - страсть, что возникла из скверны,

То - гнев пожирающий, неимоверный.


Как зеркало - мутью, огонь - темным дымом,

Как пленкой - зародыш, так ненасытимым


Желанием все мирозданье одето:

Желание - недруг познанья и света.


Враг мудрости - мудрость ввергает в пыланье

То алчное пламя в обличье желанья!


В рассудке и в чувствах оно пребывает,

Людей, ненасытное, с толку сбивает.


А ты, обуздав свои чувства сначала,

Врага порази, чья утроба взалкала, -


Прозренье и знанье пожрать захотела!

Считают, что чувства важнее, чем тело,


Познанье важнее всех чувств, но сознанье

Превыше познанья в моем пониманье.


А выше сознания - Он, Безграничный.

Себя утверди в его сути Сверхличной,


Врага уничтожь, - да обрящет кончину

Противник, надевший желанья личину!»


4

Сын Кунти спросил: «Что же выше ты ставишь?

Смотри: отрешенье от действий ты славишь,


Но хвалишь, о мудрый, и действия йогу.

Что лучше? Развей мою, Кришна, тревогу».


Ответствовал Арджуне праведник строгий:

«К высокому благу ведут обе йоги,


Но йоги деянья важнее значенье:

Она превосходит от дел отреченье.


Тот стал Отрешенным, кто, делая дело,

И зло обуздал, и желания тела.


«Две йоги различны», - глупец поучает, -

Но знай, что, достигший одной, получает


Обеих плоды, ибо слиты даянья

И йоги познанья, и йоги деянья.


Без йоги достичь отрешенья труднее,

И праведник, преданный йоге, скорее


С Великим и Сущим достигнет слиянья:
Себя победив и отринув желанья,


Сольется он с духом существ, с Вечным Светом,

И, действуя, не загрязнится при этом.


Кто, истину зная, добро насаждает, -

«Не делаю я ничего, - рассуждает, -


Касаясь, вкушая, внимая, взирая,

Дыша, говоря, выделяя, вбирая».


Встает ли е восходом, ко сну ли отходит, -

Он, праведный, ведает, что происходит:


«То чувств и предметов телесных общенье,

А я не участвую в этом вращенье».


Кто, действуя, с Духом Всесущим сольется,

Того вековечное зло не коснется, -


Не так ли, скатившись, от пыли очистив,

Вода не касается лотоса листьев?


Свободный, с предметами чуждый общенья,

Во имя благого самоочищенья,


Лишь разумом, чувствами, сердцем и телом

Пусть действует, дело избравший уделом.


Отвергший плоды обретает отраду,

Кто жаждет плодов, попадает в засаду.


Счастливец в покое живет благодатном,

Не действуя в городе девятивратном.


Не делает Бог - властелин совершенный -

Ни делателей, ни деяний вселенной,


Дела с их плодами творец не связует, -

Природа сама по себе существует.


Ни зло, ни добро не приемлет Всевластный.

Окутало мудрость, как мглою ненастной,


Неведенье, распространив ослепленье.

Но те, кому Бог даровал просветленье,


Разрушили знанием это незнанье,

И Высший, как солнце, явил им сиянье.


Постигнув его и себя в Нём, Высоком,

Ушли они, выиграв битву с пороком.


В слоне и в корове, в жреце и в собаке,

И в том, кто собак поедает во мраке,


И в том, что дряхлеет и что созревает, -

Единую сущность мудрец прозревает.


Чей разум всегда в равновесье, в покое, -

Сей мир победил, победил все земное,


И не умирая, и не возрождаясь,

Пребудет он, в духе святом утверждаясь,


Не станет, достигнув покоя, бесстрастья,

От счастья смеяться, страдать от несчастья.


Он Высшего Духа постигнет главенство,

И, преданный Духу, вкусит он блаженство, -


Затем, что предметов телесных касанье

Не даст наслажденья, а только терзанье:


Они преходящи, в них - бедствия лоно,

Безгрешный отверг их душой просветленной.


Лишь тот, кто, еще не дождавшись кончины,

Равно и отрады презрел и кручины,


Свой гнев пересилил и чувств самовластье, -

Обрел настоящее, прочное счастье!


Кто светится внутренним счастьем, - не внешним!

Тот с Высшим и в мире сливается здешнем.


Подвижник, живя ради блага людского,

Избавясь от двойственности и сурово


Свой гнев обуздав, уничтожив обманы,

Грехи, заблужденья, - достигнет нирваны:


Мудрец, от земных отрешенный желаний

И с Атманом слитый, - приходит к нирване.


Отринув предметы, презрев суесловье,

Направив свой взор напряженный в межбровье,


В ноздрях уравняв с выдыханьем дыханье,

Стремлений и чувств погасив полыханье,


Избавясь от страха, - мудрец безупречный

Приходит к свободе и высшей и вечной.


Познавши меня, всех миров господина, -

Того, кто есть подвига первопричина,


Кто жертвы вкушает, любя все живое, -

Мне предан, подвижник пребудет в покое!»


И Арджуна молвил: «Светла твоя милость, -

Исчезла незрячесть; душа озарилась;


Я стоек; не знаю сомненья былого;

Твое, о наставник, исполню я слово!»


На рассвете враждующие войска вступили в битву. Бхимасена напал на кауравов - сыновей царя Дхритараштры. Ему на помощь поспешили близнецы Накула и Сахадева, и сыновья Драупади, и предводитель войска Дхриштадьюмна. Царь кауравов Дуръйодхана и его братья оказались достойными противниками пандавов. Арджуна вступил в упорный поединок с Бхишмой, Юдхиштхира - с Шальей, Шикхандин - с Ашваттхаманом. Погибли в битве сыновья Вираты, царя матсьев, - Уттара и Швета. Пандавы потеряли в первый день сражения сотни тысяч воинов. Кауравы, имея численное превосходство, стали теснить пандавов. Могучий Бхишма, дед кауравов и пандавов, истреблял войско Юдхиштхиры... (продолжение следует)
Полный текст здесь: https://librebook.me/mahabharata__ramaiana/vol2/5