Памяти В. Сорочкина. Культура чтения стихов

Валерия Салтанова
Памяти Владимира Сорочкина
КОГДА ЗАМЫЛЕН ГЛАЗ, ИЛИ КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ СТИХОВ

Обнаружила в своей личной почте забытую мной переписку с одной из читательниц – назовём её условно «Марина», – которая после прочтения моего материала, написанного в защиту стихотворения Володи Сорочкина «Солнце запуталось», вступила со мной в длительное словопрение.
Вот ссылка на мою статью:
http://stihi.ru/2019/03/10/473

Сейчас, после ухода Володи из жизни, эта переписка представляется мне особенно своевременной и показательной. Она практически о том, как нельзя читать стихи, насколько необходимо учиться уважению к чужому творчеству, культуре прочтения стихов, пониманию поэзии, как важно сегодня воспитывать читательский вкус и, конечно, повышать элементарную грамотность и общую культуру – от эрудиции до искусства вести полемику. Поскольку вот что за беседа у нас с Мариной получилась (привожу переписку в её оригинальном виде, с сохранением авторской пунктуации и орфографии).

Марина 13 марта 2019 года в 23:54
Валерия, доброго времени суток!

В вашей статье «О песне на стихи Владимира Сорочкина» закралась, возможно механическая, но все же досадная ошибка «...на сайте Стихира.ru» (или такой сайт существует?). Если вы имели ввиду этот сайт, то в серьезной статье, его лучше обозначить, так, как он значится на самом деле «Стихи.ру».
БлагоДарю.

С уважением, М.

Валерия Салтанова 14 марта 2019 года в 00:10
Марина, вечер добрый!
Спасибо, это, конечно, опечатка. А вот не заметила))
Исправлю.

С теплом
Валерия.

Марина 14 марта 2019 года в 00:21
Это ничего... когда «глаз замылен» и не такое бывает...
Я трепетно отношусь к творчеству Сорочкина. Но в этом стихо в самом деле есть парочка «ляпов». Возможно это тоже произошло потому, что «глаз замылен». Очень надеюсь, что Владимир исправит.

Взаимно. М.

Марина 14 марта 2019 года в 00:53
Валерия, с удовольствием прослушала песню в вашем исполнении – у вас отличный голос и мелодия отличная. Благодарю.

Валерия Салтанова 14 марта 2019 года в 13:59
Спасибо, Марина.
Не поняла только, какие ляпы должен исправить Сорочкин...

Марина 14 марта 2019 года в 14:28
Валерия, я написала Владимиру. Но он считает, что «овчинка выделки не стоит», а потому... простите, но мне придется умолчать.
У модельеров существует такое правило – если вы сшили платье, примерили и в метре от вас никто не заметил огрехов, то платье сшито безупречно.
Так поняла, на это стихо написано 140 откликов (все не читала), но не думаю, что кто-то даже, если и заметил, озвучил эти «ляпы».
Давайте проверим – вы сейчас ВНИМАТЕЛЬНО перечитаете стихотворение, придавая значение не настроению, а словам. Вы человек творческий и, мне отчего-то кажется, вдумчивый. Предполагаю, что ваше сознание само «споткнётся» об инородные слова в словосочетаниях – «ляпы».
Признаться, я очень уважаю Владимира Сорочкина и его творчество. Но иногда так бывает, смею предположить, что вы с этим знакомы – «глаз замылен» и, когда пишете, просто не обращаете внимание на очевидные вещи. Но спустя время, возвращаетесь и... О, Боже, как я могла т а к о е написать?! (Признаться, это я о себе рассказала.))
Предполагаю, что такой ход событий присущ всем творческим (художникам, композиторам, поэтам и т.д.) – Сорочкин не исключение, возможно, и вы тоже.
Попробуем?

Валерия Салтанова 14 марта 2019 года в 14:36

Я не только внимательно читала это стихотворение, но и исполняю его на свою музыку. То есть давно и хорошо знаю его наизусть. Ляпов в нём не вижу никаких, это если говорить о действительно ляпах. Возможно, то, что кажется Вам ляпами, есть просто авторский замысел, авторские звуковые ходы или особость мышления? Почти уверена, что это именно так.
В таких случаях следует доверять автору. Его слово последнее. Я в этом убеждена.

Марина 14 марта 2019 года в 14:48
Нет. Валерия есть определенные правила в употреблении слов в словосочетаниях. Например, «мокрый огонь» – это верное словосочетание, как думаете?
Вы знаете, что поэтика, очень тонкое дело. И не все написанное в стихотворной можно отнести к поэзии, даже у известных поэтов.
Хорошо. Перечитайте еще раз. И только из уважения к вам, если вы не заметите, я назову то, о что я «споткнулась» и почему.

Валерия Салтанова 14 марта 2019 года в 14:57
Уверена, что все образы в этом стихотворении Сорочкина можно увидеть, почувствовать и объяснить. И все словосочетания имеют право на жизнь.
И даже «мокрый огонь» именно в поэзии возможен. Смотря в каком контексте это будет сказано! Например, если стих об осени, и осень полыхает пожаром листьев и идёт дождь. И это будет как раз «мокрый огонь».
Поэтика, конечно, дело тонкое. Но поэзию делают поэты, а не критики и не читатели. И как в конечном итоге поэт видит тот или иной образ, так и должны увидеть остальные. Поэт в своих стихах – единственный Творец, и выстраивать образы – это его право. А нам может это нравиться или нет. Зависит от нашего развития и вкуса.

Марина 14 марта 2019 года в 15:20
Валерия, во многом вы правы, но всё же...
В данном случае позвольте с вами не согласится. В т.ч. и с «мокрым огнём» осени.
Хорошо, я обрисую свою позицию.

СОЛНЦЕ ЗАПУТАЛОСЬ…
Солнце запуталось в сетке ветвей.
День закатился под шкаф.
Бабочка спит на подушке твоей,
Крылышки сна расплескав. (здесь вернее было бы написать «крылышки сна распластав» – крылышки – это не жидкость, что-то цельное – их нельзя расплескать, даже, если это
крылышки сна)

Плющ зацепился за створку окна,
Тени склонились к ручью…
Вряд ли ты сможешь остаться одна
В этом притихшем раю.

Чтобы услышать, как щёлкает дрозд
Песню свою без обид, (здесь это строчка звучит как-то слишком просторечиво для поэтики и скорее всего взято для рифмы)
Ты поскорей возвращайся со звёзд,
С непостижимых орбит.

К дальним светилам, окутанным тьмой,
К безднам, горящим во мгле
Я бы и сам полетел за тобой,
Но – мне милей на земле.

Здесь ожидают тебя дотемна
Тропка с осколками луж,
Бабочка, свет в перекрестье окна,
Ветром колеблемый плющ. («колеблемый» – режет слух. На фоне «Бабочка. Свет в перекрестье окна...» всё так возвышенно, нежно, невесомо и... хрясь «колеблемый плющ»! Тут надо что-то другое – м.б. «ветром ласкаемый плющ» или «калыхаемый» или... что-то другое... я пока не знаю. Но что-то то, что продолжает настроение невесомости, такого как... «Бабочка. Свет в перекрестье окна»... Последняя строчка – это завершающий аккорд и он должен з в у ч а т ь на божественной ноте, чтобы душа трепетала и возвышалась, а не падала камнем вниз.
Простите, иногда я бываю слишком эмоциональна.
Если у вас есть возражения, я готова вас выслушать.
С уважением, Марина.

Марина 14 марта 2019 года в 15:28
П.С.
Простите, хотела о последней строчке дописать
Надо, что бы оставалось настроение невесомости, вызывающее самые волнительные приятные воспоминания, связанные с теплом, лаской и заботой в том месте, где «ожидают тебя до темна».

Валерия Салтанова 14 марта 2019 года в 16:52
У меня очень напряжённый рабочий день, Марина. Но я обязательно отвечу Вам, когда у меня будет время.

Марина 14 марта 2019 года в 17:00
Отлично.
БлагоДарю.

Марина 14 марта 2019 года в 17:13
Ещё раз перечитала все стихо и снова возник ещё один вопрос:

Плющ зацепился за створку окна,
Тени склонились к ручью…
Вряд ли ты сможешь остаться одна
В этом притихшем раю.

Плющ зацепился за створку окна (здесь всё понятно – в комнате в которой спит женщина, окно возможно распахнуто, возможно закрыто, но «плющ зацепился за створку окна»).
А дальше, через запятую (последовательность событий):
«Тени склонились к ручью…»
Но позвольте, о каком ручье идёт речь – ручей нигде до этого и после не упоминается. Конечно, можно предположить, что ручей протекает недалеко от дома и виден из окна. Тогда после «Плющ зацепился за створку окна» должна стоять точка.
Дальше всё хорошо.
В общем у меня создалось впечатление, что Владимир писал это стихотворение «на скорую руку» – как шло, так и записывал, особо не придираясь к словам. Возможно был слишком занят чем-то другим.

Валерия Салтанова 14 марта 2019 года в 20:38
Марина, пожалуй, не стала бы Вам отвечать, если бы не чувствовала ответственность, так как уже взялась защищать стихотворение Сорочкина от нападок «критиков». К тому же Вы в нём нашли «новые несовершенства»! У меня очень сложно со свободным временем, однако всё же попробую Вам объяснить.
Понимать поэзию умеют далеко не все. Этому иногда нужно долго учиться. Вам почему-то кажется, что Вы всё понимаете в поэзии, и Вы весьма безапелляционно судите о многих сложных вещах. Поэт уровня Владимира Сорочкина редко пишет «на бегу» – он дышит и мыслит стихами, и у него не бывает случайных и необязательных образов, как Вам это кажется. И в этом стихотворении у Сорочкина выверен абсолютно каждый эпитет, каждый образ, каждое слово. Вы разбираете стихотворение так, словно напрочь лишены воображения. Получается очень формально, очень математически. Так поэзию не читают!
Образ «Крылышки сна расплескав» – центральный в этом стихотворении, это большая удача поэтическая, находка! А Вы предлагаете заменить его скучным словом «распластав». Нет, поэт видит именно так – ведь это не обычные крылья бабочки, а крылышки сна, и мы не знаем, из чего состоит сон, жидкий он или воздушный или ещё какой. Это – образ! Сон именно расплёскивается вокруг, словно вода из ручейка или какой-то сказочной ёмкости, в которой он покоится. Когда мы говорим «беседа неспешно текла», мы же не думаем, что беседа жидкого свойства. А «речь льётся» – это что, о жидкости? А есенинское «Горит в саду костёр рябины красной»? Неужели Вы и тут придерётесь, что рябина на самом деле не горит?! Это образная речь, именно она отличает поэзию и художественную литературу от сухой обыденной констатации фактов.
Просторечное (а не «просторечивое») звучание выражения «без обид» нисколько не противоречит общему звучанию стиха. Ведь это разговор с любимой, речь поэта, и он населяет её любыми словами – какими пожелает. Что ж такого грубого в выражении «без обид» или слишком простого? Наоборот, это выражение придаёт стиху очарования, привносит оттенок лёгкости и весёлости. И не слово «обид» взято для рифмы, а оно потянуло за собой слово «орбит». Большие поэты никогда не идут на поводу у рифмы, Марина. Их мастерство таково, что они подчиняют своему замыслу любые рифмы! Уж поверьте!
«Колеблемый» – прекрасное слово. Редко используемое, очень гармонично ложится в строку. Именно колеблется плющ от ветра. Какой красивый образ! «Ласкаемый» – банально, «колыхаемый» – некрасиво.
Понимаете, Вы никак не можете подсказывать поэту, что и как ему надо писать, а тем более не имеете права ничего переделывать в его стихотворении! Это решает только он! А нам, читателям, – вслушиваться в созданное им, вчитываться, улавливать гармонию звука и мысли. Учиться красоте. Ведь это не мы написали это стихотворение. Не нам пришла в голову его структура. Не к нам спустилось с небес вдохновение. К мастерам уровня Сорочкина стоит относиться с большей почтительностью.
Если так разбирать стихи, как Вы, то от Тютчева или Есенина не останется мокрого места! Вы там всё перелопатите! У них так много образов, которые наверняка не придутся Вам по душе!
Вы несколько странно ставите вопрос: «Если у Вас есть возражения – я готова выслушать». Словно Вы профессор в университете, а я студент-двоечник. Да и Сорочкин – недоучка-второгодник.
Советую Вам уважительнее относиться к Слову, созданному собратьями по перу, тем более – мастерами своего дела. Образная речь поэзии тем и хороша, что выходит за рамки простых правил, выплёскивается (именно как жидкость, как волна!) через все границы обыденного и уносит нас к немыслимым высотам.

С уважением
Валерия.

И давайте не продолжать этот долгий уже разговор. Если Вы не согласны – я не могу научить Вас слышать стихи. И в дальнейшую полемику вступать не хочу.

Всего Вам доброго!

Марина 14 марта 2019 года в 23:43
Неожиданно...

Не буду скрывать, мне не нравится ход ваших мыслей. Мне не нравится, что вы превратились в моего обвинителя, претендующего на мое персональное обучение. Премного благодарна – не надо.
Валерия, на самом деле я вам признательна – сами того не ожидая, вы своим резким выпадом в мой адрес, укрепили мою уверенность в том, что я права.
Простите, вы меня разочаровали – мне не приятно общаться с людьми, которые мнят себя Истиной в Последней Инстанции.
Взаимно.

P.S. Ну что тут скажешь? Не убедила я её, хотя пыталась. Но подумала, что ведь многие именно так читают стихи – с каким-то искажённым, неглубоким восприятием их и с удивительной самоуверенностью при этом, безапелляционностью какой-то… А как не хочется, чтобы утрачивалась способность людей понимать настоящее слово! Конечно, всё происходящее сегодня в шоу-бизнесе, на нашей эстраде и телевидении сильно разрушает и колеблет нормальные представления людей о прекрасном и ужасном, о добре и зле.
Володя теперь уже стал историей, его стихи теперь – достояние всей России. Но как же обидно, что многие люди, чей вкус бесконечно и бесповоротно испорчен, уже не смогут в полной мере насладиться его точной, мудрой, глубоко лиричной поэзией…
Вот о чём печалюсь, что волнует пуще многого другого: кто он, наш читатель будущего? Прочтёт ли он то, что ему предназначено, расслышит ли все заложенные поэтами смыслы? Как-то боязно даже и думать об этом…
Ссылка на песню на канале YouTube:
http://www.youtube.com/watch?v=fyNKA5XAAcE