Ослеп

Эрнст Непомнящий
Средь лет
Я видел навожденье,
Средь дней
Встревоженный покой
И утро -
Горечью разлуки,
И мира отрешённых чувств.

Всё нёс
И робко усмехался,
Внимал
И сожалел в сердцах,
Сковал
И страхом был извержен:
Безумием
И сумраком идей...

Пылал,
Но пламени не видел,
Искал,
Не находил ответ,
Лишь тенью
Пронеслось мгновенье,
Оставив нерушимый след...

Под светом звёзд
В тиши ранимой,
Вновь распускались лепестки,
Благоухали так наивно
Не видя света белизны,
Не видя горечи
И боли,
Не видя Солнца
И любви,
Но вновь взывали
Безмятежно,
Ища влекомой теплоты.

Сквозь боль
И ропот состраданья,
Неугомонность
И вражду -
Они взывали
Откровенно,
Даря открытость,
Доброту.

Мечтой
И радостью тревоги,
Наивностью
И простотой -
Они гасили неизбежно
Весь черный ропот
Под звездой.

Кому?
Зачем? -
Там неизвестно.
И для чего? -
Не ведан страх,
Но только видя
Безмятежно
В душе
Вновь тлеющую страсть.
Вдыхали свет,
Благоуханье,
Хотели мира,
Красоты,
Но только
Рок людской
Ослепший
Им не внимал,
Прельщаясь лжи.

Тяжелой повестью
Над бездной
Так проходили
Дни за днём,
Но лепестки
Дарили нежность
В застывшем сердце -
Кто ослеп...

Пояснение:

" Ослеп " - духовно ослеп, потерял Чувствительность к окружающему миру и Сострадание, "загрубела" нравственность, "плотские удовольствия" стали преобладать над душой, духовным началом и реализацией себя, как Личности в жизни в Божественном Промысле.

" Вновь распускались лепестки..." - имеет тройное значение:
1) Лепестки берёзы у храма, в гармоничном сочетании силы Природы, данной Свыше и Учения Церкви с сохранением Нравственных Законов в обществе для назидания и Воспитания последующих поколений  миропознания и восприятия;
2) Лепестки любого растения на нашей Планете,начиная от роз - заканчивая лотосом, которые вызывают гамму чувств, эмоций, сопереживаний у людей с "живой" душой, с развитым иррациональным, образным, чувственным мышлением и восприятием окружающей действительности, в которых присутствует СОПЕРЕЖИВАНИЕ и НРАВСТВЕННОСТЬ;
3) Гении и добропорядочные граждане, которые рождаются, приходят на нашу Планету и оставляют свой след в образовании, медицине, науке, творчестве, строительстве.., в том числе и священослужители, которые в глубине души своей являются таковыми и всеми силами стараются помочь окружающим людям и миру.

В продолжение темы:

Закона Божьего мы в школе
не учили.
Тогда внушали нам, что
Бога нет.
И что же мы в итоге
получили?
Хочу понять хотя б на
склоне лет.

А тот ли путь избрали
педагоги?
А, может, в их ученье весь
трагизм?..
И платят нам разгневанные
боги
За массовый научный
атеизм.

За то, что предки храмы
разрушали,
Чтоб мысль о Боге навсегда
изгнать,
За то, что мы их дело
продолжали,
Хотели даже внукам
передать.

Тот развитой этап
социолизма,
Что был ступенью
сказочной мечты...
Господь, лишив нас мифа
коммунизма,
Взамен дал груз духовной
пустоты.

Мы в дни торжеств
торопимся не к храму,
А алкоголь уж многим
богом стал.
Разврат и злоба, довершая
драму,
Готовят нам трагический
финал.

Крутую "кашу" предки
заварили:
Себе и нам, и внукам на
беду,
Мы ад себе при жизни
сотворили,
Не избежать нам кары и в
аду.

Покайтесь, люди,
предавшие Бога!
Чтобы сойти с порочного
пути,
от нас и нужно в общем-то
не много:
любить Его, Завет Его
блюсти.

Я - атеист, но чувствуя
тревогу,
как гражданин, как сын
своей страны,
свой глас мольбы взываю к
вам и к Богу
и отвергаю чары Сатаны.

С уважением.

( Раздумья атеиста. Николай Матвиенко. )


" Наш мир пронизан волнами
эфира,
Мы все растворены в его
волнах,
И, запертые в клеточках-
квартирах,
Мы связаны в космических
мирах.

Пропитано им всё: тела и
души
Живущих и ушедших
навсегда,
И он открыт для всех, кто
хочет слушать -
Внимать сквозь расстояния и
года...

Жаль, многие оглохли и
ослепли
Не все способны
слышать и внимать
Тем голосам, что из-под слоя
пепла
Способны говорить, кричать,
шептать

И тихо напевать о чём-то
вечном,
И наполнять стихами по
ночам
Сосуд души, что в мире
быстротечном
Божественной рукой подарен
нам.

Когда приходят, в голове
пульсируя,
Вибрации, пронзающие мир -
Мы ловим эманации эфира
Сквозь стены тесных
клеточек-квартир

И улетаем... Вечность,
бесконечность -
Для нас, свободных, - суета,
слова.
И даже наших жизней
быстротечность
Нам не важна, волнует нас
едва,

Когда мы растворяемся в
эфире
Вселенского, живого Бытия,
Становимся едины с этим
миром,
Спрессованным из
миллионов "я"... "

( В эфире... / Оксана Андреева" 2 )

"... так же, как вы имеете глаза, чтобы видеть свет, и уши, чтобы слышать звуки, так у вас есть и сердце, чтобы чувствовать время. И всё это время, которое не прочувствовано сердцем, потеряно, как краски радуги для слепого или песня соловья для глухого. К сожалению, на свете много глухих и слепых сердец, которые ничего не ощущают, хотя и бьются."

( Михаэль Энде )

В продолжение темы:

ИДЕЯ об окружающем людей ФИЗИЧЕСКОМ ДВУМЕРНОМ МИРЕ и ИДЕЯ об окружающем людей ДУХОВНОМ ( ЭФИРНОМ ) МНОГОМЕРНОМ МИРЕ ( В чём разница? ):

Антрополог Франс Боас ещё в конце 19-ого века предположил, что люди ВОСПРИНИМАЮТ МИР в ГРАНИЦАХ СВОИХ КУЛЬТУР.

КВАЛИА - одна из самых сложных проблем в философии и биологии - это субъективность чувственного опыта, т.е. свойства чувственного опыта, непередаваемой информацией.
Как невозможность объяснить некоторые явления влияет на науку и общество?
Нагляднее всего КВАЛИА можно разобрать на примере восприятия цвета.
Как объяснить слепому, что такое цвет?

Цвет - это объективное физическое свойство предмета, которое зависит от длины отраженной от его поверхности волны. Но само восприятие цвета человеком - это интерпретация нашим мозгом электрических импульсов, возникающих после того, как отраженный свет от поверхности окружающих предметов попадает на сетчатку глаза. Допустим, волны длиной от 590 до 760 нм мы воспринимаем как красный цвет.

Но какой он - красный?
Представьте, что вам нужно объяснить, как выглядит тот или иной цвет человеку, который никогда не видел предметов такого цвета.
Объяснить ощущение оттенка невозможно, также как и индивидуальное восприятие вкуса или боли. Такие непереводимые сенсорные свойства чувственного опыта называются КВАЛИА. Термин преимущественно используется в англоязычной аналитической философии сознания.

Проще можно сказать, что КВАЛИА - это непередаваемая информация. К такой относятся:
- вкус;
- запах;
- цвет;
- ощущения текстуры и других физических свойств предметов;
- чувства.

Любой опыт, недоступный никому, кроме воспринимающего его субъекта, и есть КВАЛИА.

ПЕРЕВЁРНУТОЕ КВАЛИА.

Поскольку восприятие субъективно, и мы не можем эмпирически проверить как выглядит "красный" в голове собеседника, есть вероятность, что для внутреннего взора другого человека , например, в виде исключения из числа 5-процентов населения Земли, цвета выглядят совсем иначе. Это называется "перевёрнутым КВАЛИА". Например, ваше КВАЛИА зелёного цвета может быть для другого КВАЛИА красного. А может, мы и вовсе воспринимаем цвета (и не только) абсолютно по-разному и КВАЛИА уникальны?

При этом эксперименты показывают, что разница, примерно у 5-ти процентах населения Земли, между визуальным и слуховым опытом действительно существует. Как минимум из-за РАЗНОСТИ АНАТОМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ КАЖДОГО ОТДЕЛЬНОГО ИНДИВИДА.

ЯЗЫКОВЫЕ РАМКИ МЫШЛЕНИЯ.

Концепция непередаваемой информации тесно граничит с проблемой взаимосвязи между языком и мышлением. Язык - инструмент, с помощью которого мы можем выразить и передать собственные переживания и мысли. Людвиг Витгенштейн, австрийско-британский философ, утверждал, что границы языка, на котором мы думаем, определяют рамки  воспринимаемого нами мира. Если какая-либо концепция отсутствует в привычном языковом аппарате, то понять её становится довольно проблематично. В целом такая точка зрения получила название гипотезы лингвистического детерминизма, являющейся спорной, но есть исследования, которые подтверждают, что язык влияет на мышление путем создания семантических структур на основе чувственного опыта. Это отчасти определяет развитие когнитивных способностей человека, а также усложняет описание КВАЛИА.

КИТАЙСКАЯ КОМНАТА И КВАЛИА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА.

Китайская комната - мысленный эксперимент, который описывает человека, который не знает китайского, помещенного в комнату с кубиками с иероглифами. Испытуемому выдают инструкцию с описанием, какие иероглифы стоит использовать, чтобы отвечать на запросы, входящие извне. Со временем человек в комнате в совершенстве овладевает мастерством манипуляции кубиками - настолько, что  даже китайцы, задающие вопросы, считают, что общаются с носителем. Тем не менее, сам человек всё ещё не понимает ничего. Он владеет синтаксическим алгоритмом, но смысловое наполнение иероглифов для него недоступно.

У этого, на первый взгляд, абсолютно философского вопроса, есть вполне практическая значимость. В том случае, если будет создан искусственный интеллект, обладающий, по нашему мнению, самосознанием, мы не сможем проверить, действительно ли он ощущает себя и переживает КВАЛИА или занимается высокоточной имитацией. Поэтому, даже если машина пройдет тест Тьюринга, мы не узнаем, мыслит ли она в действительности.

Тест основан на сугубо функционалистическом подходе к изучению разума, который господствовал в 1950-х годах. В то время разум воспринимали, как систему, которая оперирует физическими символами. Поэтому казалось, что и компьютер можно запрограммировать похожим образом.получив искусственный "настоящий интеллект". Однако человеческий разум работает не по правилам - "алгоритмы" могут даже противоречить друг другу. Человек МАНИПУЛИРУЕТ НЕ СИМВОЛАМИ, А СМЫСЛАМИ, но ментальные паттерны сложно привязать к "кубикам с иероглифами", поскольку чаще всего они представляют КВАЛИА. Субъективный сенсорный опыт не поддается вычислению, потому не может быть оцифрован нейросетью - а это значит, что для создания настоящего Искусственного Интеллекта потребуются принципиально иные системы и механизмы.

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ КВАЛИА?

С одной стороны, изучение КВАЛИА - амбициозная задача для врачей и биологов.
Исследование механизмов восприятия цвета может помочь в лечении дальтонизма или ахроматопсии. Дальтоники не восприимчивы к отдельным цветам, люди с ахроматопсией же и вовсе видят мир в чёрно-белых оттенках.

С другой стороны, решение проблемы КВАЛИА приблизит Человечество к созданию полноценного Искусственного Интеллекта - эпохе чувствующих машин, о которых писал Рэй Курцвейл.

Но нужен ли Человечеству Искусственный Интеллект на основе "чувствующих" машин?
Не приведёт ли это к самоистреблению и уничтожению Человечества?

Человечество в первую очередь должно развивать себя - свой Генетически Обусловленный Потенциал, свойства и способности собственного организма и души, данных Свыше. А изобретенные Человечеством искусственные механизмы и машины должны в этом способствовать и помогать, а не наоборот. В противном случае, если искусственный интеллект будет подавлять в человеке всё человеческое - истоки чувств, переживаний, разума, способности анализа внешних факторов, духовных нравственных основ души, данных Свыше и самое главное - свободы, тогда Человечество может прийти в тупик и дойти до границы уничтожения.

МНОГИЕ ЗНАНИЯ -
МНОГИЕ ПЕЧАЛИ

Многие знания - многие
печали.

Теперь библейских ясен
смысл речений,
Чтоб плод с познаний древа
не срывать.
Последствия научных
достижений,
Готовы нас жестоко наказать.

Сверх разум, созданный
мозгами человека,
В итоге сам избавится от нас.
Поскольку человеческое эго,
В гармонию приносит
диссонанс.

( Александр Лазутин )

ФИЛОСОФСКИЙ ЗОМБИ В ПЕЩЕРЕ ПЛАТОНА.

В другом теоретическом концепте, предложенным Дэвидом Чалмерсом, рассматривается абстрактный человек - "китайская комната".
Он лишён внутренней сознательной жизни и не способен переживать КВАЛИА, но может вполне успешно имитировать поведение обычного человека. Такое существо Чалмерс назвал "философский зомби". Такой зомби действует в "ментальной темноте" - он не понимает смысла вещей, с которыми имеет дело. Зомби способен придерживаться правил, расписанных для него, и даже может совершать героические поступки - но только имитируя их моральность, поскольку чувственный опыт для него недоступен.

В философии неспособность ОПЕРИРОВАТЬ СМЫСЛАМИ не всегда обуславливается внутренними особенностями индивида. Человек может превратиться в "зомби" из-за негативного внешнего влияния. Например, будучи помещенные в пещеру Платона. В диалоге "Государство" древнегреческий мыслитель описал людей, рождённых и закованных в подземной пещере, в которой они могут наблюдать лишь ТЕНИ РЕАЛЬНОГО МИРА. Именно ИХ узники и считают ПОДЛИННЫМИ ВЕЩАМИ, не задумываясь, что их может отбрасывать нечто другое - более сложное, цветное и МНОГОМЕРНОЕ. Люди в пещере никогда НЕ ВИДЕЛИ НИЧЕГО, КРОМЕ ТЕНЕЙ НА СТЕНЕ. Они НЕ ВИДЕЛИ ДАЖЕ САМИХ СЕБЯ, поэтому ПРИНИМАЮТ ЗА ИСТИНУ только ТОТ ДВУМЕРНЫЙ МИР, ДОСТУП К КОТОРОМУ ИМЕЮТ.
ОБЪЯСНИТЬ что-либо узнику тоже НЕЛЬЗЯ, поскольку ОТСУТСТВИЕ РЕЛЕВАНТНОГО ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА ПРЕВРАЩАЕТ В НЕПЕРЕДАВАЕМУЮ ИНФОРМАЦИЮ ЛЮБОЙ ФАКТ О ВНЕШНЕМ МИРЕ, О ДУХОВНОМ ( ЭФИРНОМ ) МНОГОМЕРНОМ МИРЕ.

       ЛЮДИ, ОЧНИТЕСЬ

Алчные люди, алчные
лица,
алчные дети растут,
Все мы хотим заработать
в "тик-токе",
всюду фейки и блуд.
Люди, очнитесь,
проснетесь скорей,
пока не попали в МИР вы
ТЕНЕЙ.
Вы же как ЗОМБИ, идёте
вперёд,
И за собой вас кто-то
ведёт.
Сбросьте оковы,
откройте глаза,
ведь в ИНТЕРНЕТЕ ЖИТЬ
нам НЕЛЬЗЯ.
Мячик возьмите, идите
гулять,
в классики, салки можно
играть,
хотя бы на месяц
ЗАБУДЬТЕ ИНТЕРНЕТ
И СРАЗУ УВИДИТЕ
КРАСОЧНЫЙ СВЕТ.

( Евгений Макаровский )

Если ссылаться на "пещеру Платона", как пример, "в которой заковали людей, видевших только ТЕНИ на стене от РЕАЛЬНОГО ВНЕШНЕГО МИРА", то тогда, как предположение, окружающий нас ФИЗИЧЕСКИЙ ДВУМЕРНЫЙ МИР не является ли всего навсего лишь ТЕНЬЮ, ОТГОЛОСКОМ МАЛОЙ ЧАСТИ ДУХОВНОГО ( ЭФИРНОГО ) МНОГОМЕРНОГО МИРА?
И ограниченное развитие самого человека в плане природных сенсоров организма восприятия всевозможных чувств ( зрения, слуха, запаха, вкуса, тактильных ощущений прикосновения и т.д. ), логики, рационального и иррационального творческого мышления, душевной чистоты нравственности ( умение чувствовать любовь, радость, сострадание, умения контролировать себя и т.д. ), также величина и степень доброты сердца и совершенных поступков самого человека, их морали - не является ли преградой для полноценного восприятия и изучения ДУХОВНОГО ( ЭФИРНОГО ) МНОГОМЕРНОГО МИРА?

" Глухой не может слышать - задумайтесь над этим. Не так ли и все мы, возможно, в чем-то глухи? Каких ЧУВСТВ недостаёт нам, чтобы УВИДЕТЬ и УСЛЫШАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ нас ИНОЙ МИР? "

( Пол Гемберт )

" В тот день, когда наука начнёт изучать нефизические явления, она добьётся большего прогресса за одно десятилетие, чем за все предыдущие столетия своего существования. "

( Никола Тесла )