17 Лепесток сакуры. Вещественность в хайку

Татьяна Игнатова 5
В этот раз остановимся на одном из критериев оценки хайку на международных конкурсах.            
   "Оценочность действий окружающего мира (чем больше оценки автора, тем хуже")
   “Хайку - это выражение момента проникновения в природу окружающего мира, в мир природы. Если образ человека или автора и присутствует, он представлен как часть природы - природа деликатно поглощает его.” (ЖЖ “Азбука хайку”)
   “Основной инструмент для создания хайку — это наши пять или шесть чувств. Хайку должны основываться на том, что вы прочувствовали, а не на том, что вы думаете. Главный инструмент хайку — это слова, создающие образы, которые читатель может увидеть в своем воображении. Вероятно, вы считаете, что каждое слово обозначает то или иное понятие (а так оно и есть на самом деле), но большинство наиболее часто используемых в поэзии слов обозначают понятия отвлеченные, или абстрактные: мудрость, любовь, желание, страх, гнев, тоска, знание, красота. Эти слова называют не вещественные предметы, которые можно воспринять органами чувств, а некие категории, порожденные человеческим разумом.
     Хайку не только по большей части используют существительные, называющие предметы, но они еще и обращаются к самой ВЕЩЕСТВЕННОСТИ ВЕЩЕЙ. Какой абстрактный образ! Но вот его суть: автор называет не представление о какой-то вещи, не рассуждает о том, что та или иная вещь значит для нас, он просто показывает нам эту вещь как таковую. Увидеть мир в песчинке не свойственно для хайку. Хайку видит саму песчинку как таковую. Автор не использует ту или иную вещь как повод поговорить об идеях, фантазиях или воображении, он просто пишет об этой вещи как она есть.
        Простой способ понять здесь сказанное состоит в ОТКАЗЕ ОТ ОПРЕДЕЛЕНИЙ и наречий. Называть вещи своими именами — вот что требует хайку. Хайку не говорит читателю, что он должен думать, а показывает вещи, ведущие его по пути, по которому шла авторская мысль."

    Действительно, просмотрев наши работы с прошлых конкурсов, можно заметить, что как только используется прилагательное, сразу возникает претензия на оценку: пустая скамейка, томная заводь, нежные кувшинки, холодный ветер, лист одинокий, танец последний. Можно ли без них обойтись? Если, например, описание касалось дырявого дошника? Можно, если необходимо отразить эту категорию состояния утвари - дырки в дошнике или как-то иначе. Среди представленных работ на прошлый конкурс было две, не содержащих определений. И вот ещё одна хайку с раннего нашего конкурса:

 под дождём вишня
 наполовину в цвету
   вспышки салюта
     (Арина Шик)

 Конечно, может возникнуть необходимость использования предлогов. Не будем забывать, что лучше обойтись при необходимости одним на хайку, или по крайней мере двумя, не больше, и обязательно разными.

  Итак,   в «ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ В ХАЙКУ»:

 оценивалось НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, А ТАКЖЕ ОПРАВДАНИЕ ИХ НЕЗАМЕНИМОСТИ.

 Вот достижение в этом конкурсе:

1-Е МЕСТО   (Янковская Татьяна)
9)   сборщица чая
 отдыхает средь листьев
    персики в цвету

2-Е МЕСТО    (Арина Шик)
8) следы на крыльце
  заметаются снегом
   листок под дверью

3-Е МЕСТО     (Янковская Татьяна)
16)  по глади пруда
  тихо бежит водомерка
    чай на рассвете

4-Е МЕСТО          (Лидия Булатова)
19) зигзагом на снегу
  следы первопроходцев
    кочаны хрустят