Ономакрит - Гомер?

Владимир Левашов
Я хотел бы в этой статье обосновать свою версию,   кто написал  "  Илиаду "  под именем Гомер. Мне не хотелось что  -  либо подгонять под шаблоны,  а логически обосновать и закрепить доказательством, ведь спор  -  это утверждение без доказательства,  а там,  где есть объективное доказательство, то есть такое доказательство, которое принимается всеми по типу трюизмов: Псков - город,  Марс - планета, там нет места спору.
Итак.
Известно,  что историю о троянской войне исполняли др. греческие певцы  -  сказители  ( аэды ) речитативом  ( нараспев ) под аккомпанемент музыкального инструмента.  Об этом можно прочитать везде и всюду.  Создаётся впечатление,  что только эту историю аэды в др. Греции и рассказывали.  Но это не так. Было много аэдов и они исполняли совершенно разные истории. Если бы записали и другие истории аэдов и переложили на литературный язык,  мы бы знали ещё о каком  -  либо сказители.  Но мы знаем только Гомера.  Также мы знаем,  что в шестом веке афинский тиран Писистрат приказал записать историю о троянской войне и ежегодно её публично исполнять на Панафинеях.  Зачем Писистрату этого хотелось. Писистрат был профессиональным военным,  он был архонтом  -  полимархом.  Участвовал и командовал афинскими войсками в сражениях афино  -  мегарской войны, в битве при Паллениде и в сигейской экспедиции.  Ему как авторитарному правителю хотелось свои военные дела закрепить в сознании людей в литературной форме.  К тому же он приходился родственником старшему сыну Нестора  ( одному из героев троянской войны  ) Писистрату. Это вполне могло льстить афинскому тирану. Так что публичное исполнение было своего рода возвышением и восхвалением Писистрата.  Не знаю, родители или Писистрат сам  выбрал себе такое имя,  но оно означает " стойкость  ( упорство  ) армии  ".  При нём Афины стремились закрепиться в районе Черноморских проливов, контроль над которыми имел важное место в дальнейшей внешней политике афинян. Это тоже вполне могло быть причиной выбора истории о троянской войне.
Что же мы ещё знаем. То, что Писистрат был чемпионом Олимпийских игр  ( гонки колесниц ) ( 532 до н. э. )
Также знаем то, что было поручено Ономакриту разработать официальный текст гомеровского произведения.  Считается,  что именно он подготовил ( по легенде )  афинское издание поэм Гомера. Вот только почему  "  по легенде  ".  Почему именно ему не быть автором литературного текста приписываемого Гомеру.  При дворе Писистрата кроме него больше не было никого,  кто бы мог эту работу выполнить ( История больше никого не упоминает в этой связи ). Поэтому выбор на него, как на автора литературного текста, вполне логичен. Тем более, когда узнаёшь о нём подробнее,  ещё сильнее подозреваешь его в авторстве.
Так кто же такой  Ономакрит.

" Ономакрит — афинский поэт VI в. до Р. Х.,  важнейший представитель древнегреческой мистической поэзии.  Им составлены так называемые "Оракулы" — сборники пророческих песен, приписываемых Орфею и Мусею. Под именем Орфея О., как полагают, написал поэтическую историю богов  ( " Теогонию " ).  О. пользовался большим влиянием при дворе Писистрата и сыновей его, но одно время был в немилости тиранов, за допущенное им тенденциозное искажение в тексте  " Оракулов ". Впоследствии О. вместе с Гиппием  жил в Персии,  где своими песнями старался склонить Ксеркса к войне с Грецией. "

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
 
Обращает на себя внимание " Теогония " - в " Илиаде " о богах написано не мало.
 
Геродот рассказывает,  что Ономакрит был нанят Писистратом для того,  чтобы собрать вместе пророчества Мусея, однако Ономакрит вставил в текст фальшивые предсказания собственного сочинения. Разоблачил подлог Лас Гермионский.  В итоге Ономакрит был изгнан из Афин сыном Писистрата Гиппархом. Впоследствии Ономакрит помирился с Писистратом.  Согласно Геродоту, пророчества Ономакрита повлияли на решение царя Персии Ксеркса I начать войну с Грецией.

Согласно сообщению Павсания Ономакрит был первым орфическим теологом и поэтом.

Ономакрит был ещё и мифографом.
 
Мифографы составляли пересказы отдельных поэтических произведений — драм или эпосов и пытались привести их мифические сюжеты во взаимную связь.

Как пишет проф. В. Н. Ярхо, термин мифограф означает по своему составу «пишущий (излагающий) мифы»,  под  мифографией в антиковедении понимается в первую очередь художественная интерпретация мифов, а во вторую — их изложение, уже получивших воплощение в художественных произведениях.
 
В " Илиаде " много мифологических персонажей.
 
Ономакрит помогал Писистрату при редактировании произведений Гомера и, говорят,  позволял себе при этом делать некоторые поправки.
(Я думаю, при редактировании гомеровских историй, записанных со слов аэда. Что касается элементов жизни 10 - 8 веков в эпосе, то автор намерено мог их ввести для более убедительной истории, им рассказанной. Материал мог брать из мифов этих веков. Мало верится, что аэды могли это сохранять в своих песнопениях.)
 
Итак,  я поместил всё,  что нашёл в Интернете об Ономакрите.  Ничего пока моего.  Просто собрал все сведения о поэте и показал,  что Ономакрит вполне мог написать литературный вариант " Илиады "  на устном варианте аэдов, который не носил характера литературного произведения: стихи и гекзаметр, а был, скорее всего, прозаический.

                Анаграмма
 
А теперь напишу то,  что,  на мой взгляд,  делает  Ономакрита  автором  литературного  эпоса  " Илиада ".
Вот как пишется по - гречески имя Гомер ( 1 ).
Ниже идёт на греческом имя Ономакрит ( 2 ).  Я предполагаю,  что Ономакрит своё имя немного переделал,  чтобы,  с  одной стороны,  оно звучало как изначальное,  но,  с другой стороны,  чтобы в самом имени просматривалась анаграмма  " Гомер ".  У меня была одна загвоздка: в имени " Ономакрит " вместо буквы " ита " ( 3 буква в имени " Гомер " ) есть гласная " йота " ( 4 буква с конца в имени " Ономакрит " ), но на слух анаграмма с этой буквой произносится идентично слову " Гомер ". Если Ономакрит немного переделал своё имя ( я предполагаю ), то почему  " йоту " не поменял на " иту ", ведь тогда анаграмма была бы копией слову " Гомер ". Может, он не хотел, чтобы в его имени прочитывалось слово " Крит "... Вот как на греческом это слово пишется ( 4 ). Не хотел, чтобы потомки, кто прочтёт его имя, не думали, что он с Крита..., трудно сказать.
Конечно, может анаграмма и случайна, но она присутствует в имени того, кто в Истории " считается, что именно он подготовил ( по легенде ) афинское издание поэм Гомера ". Тогда можно сказать, что само провидение оставило печать в виде анаграммы в имени этого поэта!
Так как он не писал поэму с нуля, а только переписывал её на свиток по заданию Писистрата ( как вполне могло при дворе считаться ), то он не мог имя Гомер поменять на своё имя. Но он хотел, чтобы потомки знали, кто прочтёт анаграмму в его имени, что это он написал литературный вариант поэмы "Илиада ".
Можно рассмотреть и такой вариант, что после его смерти кто - то переделал его имя под анаграмму для потомков.

* " Под именем Орфея О., как полагают, написал поэтическую историю богов ("Теогонию") "
( Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. )
Геродот рассказывает, что Ономакрит был нанят Писистратом для того, чтобы собрать вместе пророчества Мусея, однако Ономакрит вставил в текст фальшивые предсказания собственного сочинения. Разоблачил подлог Лас Гермионский. "
 Из выше написанного текста видно, что Ономакриту было свойственно в некий текст, который надо было перевести на  поэтический язык, добавлять что - то своё - это и понятно: поэт всегда будет что - то присочинять, такова природа творческой личности. Почему я это пишу..., да потому что известно, что Елена и вся история с ней в " Илиаде " придумана Гомером - никакой мифологии о ней не было, её ( мифологию) создал Гомер. Ономакрит был также и мифографом. Поэтому придумать некий миф ( историю)  ему было не трудно.
В " Илиаде " мы видим клубок поэзии, мифов и вымысла, то, что видим в личности Ономакрита. В Истории того периода не видно больше никого, кто мог бы быть таким же как Ономакрит.
Согласно сообщению Павсания Ономакрит был первым орфическим теологом и поэтом.
Вся " Илиада " наполнена богами, им посвящено в ней очень много места и одновременно это и поэзия - " ...Ономакрит был первым орфическим теологом и поэтом. "
Что ещё может указывать на Ономакрита как автора " Илиады "... Например, список кораблей, написанный в эпосе, перечисление городов и огромное количество географических местностей... и многое другое, что я не перечислил. Откуда автор мог всё это узнать...Ономакрит жил и работал при дворе афинского правителя Писистрата и позже его сына Гиппия. Не исключаю, что при дворе вполне могла быть библиотека - коллекция разных свитков. Список кораблей может иметь реальное историческое происхождение - это список кораблей, которые могли быть в распоряжении Писитрата. В " Илиаде " описано больше ста ранений - это тоже в пользу Ономакита. Писистрат был военным, участвовал в военных походах, а значит в Афинах могло жить не мало ветеранов верных правителю. Именно от них Ономакрит мог узнать о разных ранениях. Также при дворе мог быть врач, который тоже мог рассказать о ранах.
 
Ну, хорошо - мне скажут, - а почему тогда автора имя Гомер, а не Ономакрит. Вполне логичный вопрос... А действительно, почему...
Я думаю, ответ кроется в ментальности древних греков, которым было свойственно предавать забвению того, кто, по их мнению, этого заслуживал.
Вспомним Герострата, который поджёг храм Артемиды в Эфесе в 356 г. до Р. Х. Если бы не др. греческий историк Феопомп, то о Геростате действительно не было бы ничего известно. А скольких геростратов греки обрекли на неизвестность... Просто мы ничего про это не знаем, вот нам и кажется, что ничего такого быть не могло.
Когда афиняне свергли Гиппия, то Ономакрит вместе с ним бежал в Персию, где склонял Ксеркса к войне с греками ( по просьбе, надо полагать, Гиппия ).
 
" Впоследствии О., вместе с Гиппием, жил в Персии, где своими песнями старался склонить Ксеркса к войне с Грецией."
( Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907. )
 
Согласно Геродоту, пророчества Ономакрита повлияли на решение царя Персии Ксеркса I начать войну с Грецией.
 
" Илиада" осталась в Афинах. Греки, возможно, оценили её очень высоко ( сейчас бы назвали её гениальной) и не смогли предать забвению. Но вполне могли имя автора " Илиады " предать забвению и дать имя то, которое упоминали аэды, рассказывая историю о троянской войне, в отместку за склонения Ксеркса к войне с греками. На память приходит др.греческий бронзовый памятник " Тираноборцы ", посвящённый Гармодию и Аристогитону. Афиняне предавали большое значение свержению правителя Гиппия, которому верным остался Ономакрит. *
 
* - добавлено 7 марта 2022 года
 
** Что ещё может быть в пользу Ономакрита...
Текст " Илиады " написан очень профессионально - его не мог написать аэд, так как такой текст требует грамотности и знания тонкостей текстовых инструментарев, а аэды были безграмотными. Даже если они обладали грамотностью, то писательским навыком они точно не обладали, чтобы сходу написать гениальное произведение с текстовыми особенностями - для этого нужна подготовка как в смысле знаний, о чём я написал выше, так и писательский опыт.
Есть ещё одна тонкость не в пользу аэдов: это письменные принадлежности. Сейчас любой может создать текст и поместить на литературный сайт, что мы и видим. В шестом веке до Р.Х. письменными принадлежностями не мог обладать любой - они стоили очень дорого. Вот поэтому при Августе, первом правителе Римской империи - императоре, поэтов материально поддерживали, чтобы они имели возможность воспевать Августа. Похожая ситуация, возможно, была при афинском дворе Писистрата - правителе и военноначальнике. Я уже выше писал, но здесь ещё раз повторю, что публичное чтение истории о троянской войне на Панафинеях - это воспевание и возвеличивание Писистрата как полководца. Ономакрит по заданию Писистрата переписал историю со слов аэдов и сделал, как мы бы сейчас сказали, литературную обработку, переложив в стихи, в размер гекзаметр, добавив в историю много своего.
 Есть одна особенность в произведениях Гомера, о которой я бы хотел написать. Не мной сказано, что " Илиада " написано зрячим, а " Одиссея " слепым поэтом. Вот по этой особенности считается, что " Одиссею " написал другой поэт. У меня есть принцип: если есть хотя бы ещё один реалистичный довод, то утверждение не стопроцентно. Я склоняюсь к тому, что " Одиссею " написал Ономакрит. Почему... Считается, что " Одиссея " не так цельна как " Илиада ". Вполне возможно. Если Ономакрит писал " Одиссею " в Персии, куда бежал с афинским правителем Гиппием, после его свержения, то он писал по памяти, не имея возможности воспользоваться библиотекой, о чём я писал выше, отсюда и не цельность эпоса. К тому же психологическое состояние тревожности не давало ему написать за раз, а писал урывками. Не надо забывать, что Ономакрит профессионал в мифологии, а " Одиссея " сплошная мифология. Я бы это сравнил с тем, что библеист написал бы некую историю с тонкими и трудными особенностями Библии, которые может знать только профессионал. Что касается того, что " Илиада " написана зрячим, а " Одиссея " - не зрячим, то у меня есть такой довод: если Ономакрит был гений, то он мог решить написать " Одиссею " по другому, чтобы не повторяться. Вполне он мог решить написать как будто автор слепой. Если это было так, то придумка и исполнение достойна гения!!! **
 
** - добавлено 10 марта 2022 года

PS:
Это только версия - я не утверждаю на все сто. Я исходил из той данности, которую увидел.

Ноябрь  2021
Санкт - Петербург

Другие произведения: http://stihi.ru/avtor/d223yu