Стихи к портрету

Наталья Мурадова
             Посвящается С. Н. Худекову. Его 184-летию
             Создателю Ерлинского ландшафтного парка — дендрария в Ряз обл
             Очень многогранной и талантливой личности в истории России
             Автор портрета при жизни самого Худекова Художник Маковский К. Е.        

                Мне в душу смотрит человек с портрета
                Взгляд чуть насмешлив и умен.
                Есть некие черты в портрете этом,
                Как знаки из былых времен.
                России той, и царской и дворянской,
                Где нелегко быть гражданином и поэтом,
                И той судьбою русскою крестьянской,
                Которая  в народных песнях  спета.
                Мне в душу смотрит человек с портрета
                Не в горделивом царственном убранстве
                В его руках либретто  для балета,
                А может том истории по танцам?
                Я мысленно в эпоху проникаю,
                В которой была честность Худекова,
                Когда в имение рабочих нанимая,
                Платил им за труды, кормил, и  строил школу.
                И даже вихри революции сметая,
                Все, что создал наш барин для народа,
                Не изломали той любви к родному  краю.
                В которой живы вера и свобода.
                Я это на портрете прочитаю,
                В музей придя, или тропой лесною,
                хозяина именья поздравляю
                Он жив пока вершины сосен видят звезды!
                Наталья Мурадова
                11.12. 2021 г

                Примечания: " История танцев всех времен и народов": Автор С.Н Худеков (1837-1928) мечтал выпустить обширную "Историю танцев всех времен и народов" и в 1914-1916 гг. им были подготовлены и изданы три тома "Истории танца". Все они представлены в данном издании (четвертый том, посвященный истории русского танца, был уничтожен в типографии в 1917 году).
Либретто для балета " Баядерка" «Баядерка» – один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Творение Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса и либретто Сергея Худекова увидело свет в 1877 году и быстро обрело популярность. Все великие балерины мечтали танцевать главную партию балета – баядерку Никию. Здесь можно было блеснуть и безупречностью техники, и кантиленой танца. Трагическая история любви позволяла примам императорского, а потом и советского балета во всей красе представить свой драматический дар