Жертвы подземелья

Свет Лана Шнайдер
                « Жертвы подземелья   «


                В это утро как - то  тревожно было у Натальи  на душе…
Тусклое небо без проблесков лучей ноябрьского солнца  добавило гнетущего беспокойства.


Стараясь отвлечься, Наташа  включила телевизор и занялась домашними делами.

 Дом за ночь быстро покидало тепло,и   печь растопляли рано.
 Огоньки горящего угля  и треск поленьев обратили её мысли к мужу.
 Она задумалась, присев на табурет на кухне.

 Семья у них с Мишей сложилась крепкая. Познакомились случайно, а живут вместе уже
много лет.

 Миша после службы в горячей точке, повидав смерть, боль, гибель друзей на его глазах, был немногословен, по-мужски сдержан и терпелив.
 Ранение было очень серьёзным и требовало долгого лечения. Но, они всё выдержали, не сломались.

 Работы в их городке было немного, и муж устроился на шахту недалеко от дома.
 Деньги были не царские, но платили стабильно. А семья увеличивалась - один за другим родились сыновья, их любимые, шаловливые мальчишки.

 Когда они подросли,  Наталье вдруг очень захотелось снова ощутить те моменты трепетного ожидания малыша, которые уже стали забываться.                А вдруг доченька родится…

 Миша поддержал жену и ждал дочку с таким же нетерпением, как и Наташа…

 А сейчас уже в первый класс наша непоседа пошла - прошептала она своим мыслям.

 Всё хорошо - муж работает, в доме всё сделано его руками по-хозяйски.                Детей любит и Наташу никогда не обижал.
 
 Наташа устроилась на ту же шахту. Мечтают об отпуске всей семьёй, дети на море не были.

-  До лета денег отложим немного и в Сочи полетим. - мечтательно размышляла женщина.
- Вот ребятишки порадуются!
 
Телевизор  одиноко вещал  какие  - то  новости,  Наташа не любила политику и новостные программы  редко слушала.                А тут что-то дрогнуло в её сердце, она  поспешила в комнату...

  Ноги подкосились  у женщины  от того, что  она услышала -  взрыв метана на шахте, где Миша работает.

 - Как же так, нужно срочно бежать туда, иначе сведения о шахтёрах, оставшихся в шахте и не узнать.

Путаясь в полах пальто, роняя шапочку,  Наташа  дрожащими руками закрыла замок на двери дома и побежала к соседке. У той тоже муж на смене ночной был.
 
Услышав о взрыве, Татьяна заголосила,  в растерянности бегала по дому, роняя посуду на пол.                Наташа пыталась её успокоить, хотя у самой отчаяние и страх разрывали душу.

 - Таня,  прекрати истерику ,  едем на шахту, пока ребятишки в школе. Может, всё обошлось, и жертв там нет, живыми вышли. Едем скорее!

 Вызвав такси, женщины  через несколько минут были у КПП шахты, но, на территорию никого не пускали.                Народу набралось уже немало,  машины   беспрерывно  подъезжали  с членами семей шахтёров.                Женщины метались, пытаясь хоть что-то выяснить, но пока никто не вышел к ним для разговора…

Машины скорой помощи быстро увозили вышедших из шахты пострадавших  рабочих. Вышли не все…
В штреках шахты оставалось почти 50 чел.

 Спасатели уходили на место аварии,  но пока никого не подняли наверх.                Живы ли оставшиеся в глубине шахты рабочие, никто не знал.
 
Наташе стало страшно, она с трудом сдерживала себя от отчаянных рыданий.         Хотелось кричать, бежать к руководству шахты, чтобы торопились поднять  рабочих, ведь угарный газ - это страшный яд, и борьба с ним идёт  считанные минуты.

 Наталья сжала кулаки и молилась,  молилась ,  глотая слёзы.
- Боже,  милостивый,  спаси мужей наших,  дай им немного времени,  чтобы их нашли, помоги остаться в живых ... 
                - Как так,  парни ушли на работу,  улыбались, шутили, а попали в такую страшную ловушку!
                - Мишенька,  держись, я здесь, мой  дорогой.  Дома дети ждут,  держись  пожалуйста-как заклинание твердила Наталья.

  Среди тех,  кого подняли наверх спасатели,  Михаила  не   было...

 Погибших горняков  увозили,  не давая  родственникам подойти к ним близко…
Страшные, чёрные лица и неестественная неподвижность свисающих, безжизненных рук…                Женщины с плачем пытались пробиться к машине, на которой  увозили, завернув в чёрные мешки, тела...

….А потом долгие дни ожиданий у КПП шахты, хотя к вечеру второго дня  уже было объявлено, что поиски приостановлены из-за высокой концентрации метана в шахте. Оставшихся там горняков официально признали погибшими, т.к.  воздух в самоспасателях  рабочих по времени   давно закончился.

Никто из родных не хотел верить в гибель  горняков   и дежурили  у шахты  круглые сутки, надеясь на чудо.                Но, чудо было только одно, когда вышел через сутки  из шахты пропавший спасатель.

Сыновьям Наташа сказала о страшной трагедии на шахте, поплакали вместе, обнявшись.                А дочке не смогла сказать, отправила её к маме на время, пока всё прояснится.

 Лишившись сна, аппетита и  смысла жизни, Наташа с трудом заставляла себя готовить обед, кормить  детей и  собаку, которая тоже чувствовала беду в доме - сидела безучастно в будке и скулила с надрывом, срываясь на тоскливый вой,  от которого холодела душа Наташи.
                Мальчишки молча, как будто закаменели,  сидели  у телевизора, ожидая хороших новостей,  они не теряли надежду, что папу найдут живого, и всё будет, как прежде.

 Снег,  валивший с таким усердием, как будто хотел замести следы этой чудовищной беды всего посёлка, был мертвенно - белым и холодным…

 Поиски возобновили спустя два дня.                За это время  шахта, не успокоившись, поглотила пятерых спасателей, пополнив список погибших до 51 человека.

  Пятьдесят молодых, здоровых парней никогда уже  не увидят солнца,  детей своих и не узнают, как живут их близкие дальше…
               
  Как в тумане,  Наташа слушала губернатора и руководство угольной кампании о каких-то выплатах, обещания о помощи их детям, а в душе женщины бушевала ярость - хотелось кричать, стучать кулаками в закрытые от народа двери…

- Верните нам мужей и сыновей!-  рыдали женщины в исступлении.
- Зачем нам эти деньги, если вы знали об опасности взрыва и гнали их под землю!    Убийцы вы все….

 Постепенно народ расходился, пройдя опознание поднятых  тел  шахтёров…                Сгорбившись от горя,  шагали женщины  навстречу  вдовьей доле…                И никто не мог это изменить….

  Подняли   за две недели пятьдесят тел.
 Опознание проходило очень тяжело…

Как  такое могло случиться, неужели уголь нужно извлекать из недр земли такой ценой?!
 Она мстит людям за разорение её запасов, а люди вновь  спорят с судьбой ценой своей жизни…

 Одного погибшего шахтёра нашли только через две недели  - и это был
  Михаил………………………………
 
   Вокруг выхода  из шахты  клубился чёрный,  ядовитый дым,  словно призывая  людей одуматься в своём стремлении к богатству.                Ни за какие деньги не вернуть  жизни…….