Садовник. Часть первая

Александр Сапрунов
САДОВНИК
1
Поэзия часто смешана с музыкой – печатные стихи как ноты, зазвучат, если их умеешь читать. По мере потери массового интереса к поэзии, с пика шестидесятых к пропасти девяностых, во многом роль  «носителей» массовой поэзии взяли на себя музыкальные коллективы – в одном из своих ярких, популярных проявлений -  в песнях «русского рока».  Отдельное направление нисколько не умаляющее значение других, но всё же очень близкое к «поэзии печатной» по «серьёзности подхода», и образованию действующих поэтов. Как правило  высокому, но не обязательно высшему, при большой внутренней свободе. Это заметно в текстах песен, часто претендующих на прочтение, но конечно созданных для мелодии,  несмотря на цитируемость и популярность живущие только с музыкой. Но всё же именно это направление выглядит особенно интересным и сильным с поэтической точки зрения. При том, что направление подразумевает однообразие, движение в одну сторону, всё же нельзя не заметить, что толпа эта пёстрая и разношёрстная.
    Музыкальные группы формировались и формируются в большинстве на песнях одного поэта – зачастую лидера группы. И это тоже роднит с поэзией печатной, слова связываются с личностью, поэт это фигура. Значимая и значительная фигура, ничего лишнего, каждое слово и действие ответственно. Не даром,  многих поэтов «русского рока» заслуженно любит народ, как говорится  – или они популярны иными словами, и не мало из них  в полной мере заслужили  это право.
 В начале 21-го века группа «Король и Шут» стала известной. Мелодии и тексты выбивались из общего потока «русского рока». Вместо часто насыщенного символизмом стиха, с претензией на метафизику и клиповым действием внутри текста, что отличало многих лидеров направления, у КиШа стих был прост, вместе с энергичной музыкой призывающий к действию и показывающий действие. Песни стали чем-то совершенно новым на фоне условной метафизики текстов и простоты, иногда одновременно. Рок развивался в направлении заданном в 80-х.
   Мне виделось, что КиШ более других групп созвучен времени, чувствует время. Вопрос спорный, наверное, это виделось мне и какому-то малому кругу людей, но никак не всеобъемлюще. Аудитория у группы была относительно небольшой и людей зрелого возраста от общего числа «фанатов» не много.
   Время в конце 20-го начале 21 века, было трудным для страны. Казалось, какие-то чары окутали всю страну, и под их прикрытием творится невесть что.  Борьба героев в некоторых песнях КиШа, порой за гранью реальности, и как раз с антигероями потустороннего или теневого мира, в некоторой степени борьба с колдовством, с чарами окутывающими всё вокруг. Это было выходом, ключом к пониманию того, что происходит и энергией для борьбы. Отчаяние и абсурдный выход поставленного в тупик героя, выход оказывается верным, настоящим. Течение сюжета меняется так, что действие героя изменяет значение событий. «Тут издал он крик: Извини мужик! - И руками голову свою держа, радостно смеясь, он убежал».
   КиШ принимает любой голос, может спеть каждый, и это несмотря на то, Что голос Князева типичный для рокера, а у Горшенёва по-настоящему сильный голос, пригодный для классического исполнения. Вышел я в один из вечеров начала 2000-х во двор многоэтажного дома в Краснодаре, и услышал, как девушки-школьницы поют под гитару, разобрав слова и мотив, был очень удивлён, что они поют КиШа. Восприятие мною песен этой группы было как открытие. Открытие в юности хороших книг , хорошей музыки. Когда воспринятое делает тебя лучше, поскольку даёт новые мысли, обогащает духовно, вдохновляет и даёт импульс, наполняет новыми впечатлениями, и всё это помогает в твоём движении в жизни.
   КиШ начала, это безусловная поэзия в песенном проявлении. Конечно песни зрелых альбомов, это уже классика КиШа – во весь голос – но классика это свершение, вершина. Начало пути – движение к этой вершине, своими надеждами, всегда превосходит результат, надежда всегда больше совершённого. Шире, разнообразней, непредсказуемей, все возможности надежды, можно только почувствовать душой, и не суметь назвать вещи своими именами, потому что у этих вещей нет имён, они ещё не названы, их никто не видел. Поэзия времени – лучше всего понятная в том времени и тем людям.
   Созвучие времени, личного и общественного, всегда находит эмоциональный и духовный выход. Поэты и музыканты становятся выразителями атмосферы времени, не просто «наблюдателями» а участниками, со взглядом «изнутри». Вещи своими именами не называются, потому как так завуалированы, что их трудно различить «участвуя в действии», соответственно их подлинные имена недостижимы. Это ситуация, когда победа словом невозможна, и тут вырывается человеческая эмоция, которая превращается в слово и даёт объяснение на эмоциональном уровне. И всё становится на места, и человеку становится ясно, и легче, эмоциональный заряд действует, возможно, даже «работать и жить помогая».