Теория стиха, шпаргалка

Евгений Нищенко 2
Одним из неудобств техники стихосложения является нарушение благозвучности текста нагромождением согласных.
К примеру «отец здесь был» - сочетание согласных тцздсбл делает строку корявой, труднопроизносимой. То же и  в строке "Чтоб к памяти мог предков прикоснуться" .
  Кратко это называется "сочетание согласных". Перестановка слов и замена их сходными по смыслу может устранить эту шероховатость.

<<Наиболее естественное звучание русской речи достигается чередованием согласных и гласных звуков и незначительным употреблением консонатных сочетаний, т.е. сочетаний нескольких согласных.  Сочетание четырех и более согласных, на стыке двух слов нарушает благозвучие речи, например: "КоНКуРС ВЗРоСЛыХ". Еще М.В. Ломоносов, говоря о звуковой организации речи, рекомендовал «оберегать непристойного слуху противного стечения согласных, например: "всех чувств взор есть благороднее", ибо шесть согласных, рядом положенные — встввз, язык весьма запинают».>>

Косонатное письмо это когда все буквы только согласные – основа стенографии.

* Нежелательны однокоренные рифмы: был-позабыл, природу-от роду.
Следует избегать частого употребления глагольных рифм: "нагнуться-прикоснуться, читаю-мечтаю" - они созвучны только окончаниями и потому примитивны.

* В отношении знаков препинания:
Многие авторы на Стихи.ру  напрочь отказываются от знаков препинания.  Они, по своему,  правы – лучше никак, чем... наугад! )
Все мы, уверен, на 99% не знаем правил и знаки расставляем интуитивно, исходя из осевшего в памяти прочитанного прежде.
Примитивно:  запятая ставится перед "что", "но", "если",  запятыми  выделяются деепричастные обороты: "Поэт, придя домой, записал родившиеся в пути строчки".

Ещё запятыми разделяются слова одного ряда: багровый, жёлтый, малиновый закат. Но: зелёный клейкий пахучий молодой листик.
Поэт К. Батюшков, к примеру, знаками препинания пользовался по своему усмотрению, противу правил, чтобы акцентировать или выделить некое слово. Последуем его примеру - за лишнюю запятую, хоть и не помилуют, но и не казнят! )))

Кратко о рифмах:
Мужская рифма  - ударение на последнем слоге: бегемОт-рифмоплЁт. ))
Женская - на предпоследнем: запятАя-горностАя.
Дактилическая - ударение на третьем от конца слоге: сочетАние-заседАние.
Гипердактилическая – ударение на четвёртом слоге от конца: развевАющийся-спотыкАющийся.

Чередование рифмы  в строках, это достоинство стиха.
Изменение рифмы в четверостишиях меняет размер стихотворения - это прегрешение против правил стихосложения.

Чувство стиха заложено в человека от природы и мы можем только совершенствовать его. Правила лишь отражают это чувство.

 Попутно: "клаузула" это окончание строки без рифмы, без созвучия ударных слогов - на них строится белый стих.
"Дубрава-телега" - пример женской клаузулы, "заседАние-воображЕние" - дактилическая клаузула.
Вкратце:
рифма это созвучное окончание ударных слогов в конце строки,
клаузула это совпадение ударных слогов без созвучия.
 Клаузула ещё имеет значение в риторике, но это не наш случай.

Кратко о размерах:
Стопа - ударная ритмическая единица стиха.
. /Яс-но/ /ут-ро/ /ти-хо/ /ве-ет/ /лёг-кий/ /ве-те/ /рок/- стопа из двух слогов, с ударением на первом слоге.
 (/рок/ в данном случае  это окончание, которое может быть и рифмой, и клаузулой - в зависимости от созвучности в строках).
. /во-ро-бей/ /гра-мо-тей/ - пример трёхложной стопы.

Размер или метр стиха определён следующими терминами:
Хорей - ударение на первом слоге двусложной стопы: /ма-ма/ /мы-ла/ /ра-му/
Ямб - ударение на втором слоге двухсложной стопы: /ко-си/ /ко-са/ /по-ка/ /ро-са/
Дактиль - трёхложная стопа с ударением на первом слоге: /Э-ни-ки/ /бЕ-ни-ки/
Амфибрахий - 3-х сложная стопа, ударение на втором слоге: /од-нАж-ды/ /в сту-дЁн-ну/ /ю-зИм-ню//ю-пО-ру/
Анапест - 3-х сложная стопа с ударением на третьем слоге: /ты-по-И/ /ла-ко-нЯ/ /из-гор-стЕй/ /в по-в-одУ/

Запомнитм нелепую аббревиатуру "Х Я Д Ам Ан", в которой по нарастающей отражены ударения и число слогов, и это облегчит нам теоретическую жизнь!)))

Прочие сведения в Гугле-Яндексе,  в словарях и справочниках.
 Но там, зачастую, слишком мудрёно!

02.02.16 г.