Роль игры в воспитании и развитии дошкольника

Надежда Якушева 2
            Статья напечатана на двух педагогических сайтах. Есть свидетельства о публикации в ТАСС. Пользуйтесь на здоровье, но
не присваивайте, пожалуйста!

 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности.
                Сухомлинский В. А.               
                Аннотация
                В настоящее время, в век компьютерных технологий возникла проблема однообразия игр детей дошкольного возраста: дети копируют мир, созданный техническими средствами, профессиональные и социальные сюжеты представлены минимально. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностных отношений и нравственного формирования личности, необходимых для игровой деятельности, снижается.
Ведущей деятельностью дошкольника всегда являлась сюжетно-ролевая игра. В современном мире роль игровой деятельности не потеряла своей значимости. В эпоху развития новых технологий появилось много интересных профессий. Дети наблюдают за взрослыми и учатся у них, примеряя на себя новые роли. Меняется время, меняется содержание и сюжеты игр. Многие дети с малолетнего возраста зависимы от гаджетов, которые не способствуют социализации и задерживают развитие познавательной деятельности. Почти у каждого дошкольника есть планшет, длительное времяпровождение за которым наносит вред здоровью ребёнка.
                Главная цель
                Повышение значимости игровой деятельности, активизация познавательных процессов при помощи дидактических и сюжетно-ролевых игр, конструирования и экспериментирования, развитие творческого мышления, коммуникативных навыков, способствующих социализации детей.
                Методология
             Наблюдение, анкетирование, анализ и интерпретация. Сотрудничество с родителями, оказание психолого-педагогической поддержки. Использование приёмов активизации познавательной деятельности, создание игровой мотивации.
Детство – уникальный период человеческой жизни. В Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций, в числе прочих жизненных и социальных прав есть и право ребенка на игру – главнейшее условие социального, психического, физического развития детей.
                В настоящее время дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Профессиональная и социокультурная деятельность взрослых перестаёт быть содержанием игр. Дети не знают род занятий родителей, а родители не могут внятно объяснить ребенку значимость своей профессии и деятельности. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные мимолётные впечатления с личным опытом. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы: «гипермаркет», «агентство недвижимости», «салон красоты» и др.
                В наш обиход вошли слова иноязычного происхождения, значение которых необходимо объяснять детям. Появилась потребность в преобразовании искусственно созданных игровых зон, атрибуты которых не вызывают у детей особого интереса.
Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Передача традиций от взрослых к детям утрачивается. Некоторые родители в связи с занятостью на работе не могут уделять детям достаточно времени. В реальности лучший друг ребенка – это компьютер, смартфон, планшет и телевизор.
Тем не менее игра занимает значимое место в системе нравственного, эстетического, физического и трудового воспитания дошкольников. Игра активизирует деятельность ребёнка, способствует развитию его познавательных процессов, развивает эмоционально-волевую сферу и коммуникативные навыки.
Игра является площадкой для социальных проб у детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются дошкольниками для самопроверки, и в процессе участия в игре ими осваиваются способы разрешения проблем межличностных отношений. В игре создаётся базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является организация в ДОУ специального современного пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
           С целью определения значимости игры в семейном воспитании для родителей был проведён экспресс-опрос. Предметом исследования являлось значение игровой деятельности ребёнка в семье.
                Задачи исследования:
1. Выявить отношение родителей к процессу игры в домашней обстановке;
2. Узнать, какое место в семье занимает компьютерная игра, подвижная игра, творческая, развивающая игра;
3. Анализировать и интерпретировать результаты.
Для работы с родителями была составлена анкета:
1. Фамилия, имя дошкольника.
2. Возраст
3. В какие игры играет ваш ребёнок?
4. Назовите его любимую игру (одну, две)
5. Есть ли у ребёнка компьютер, планшет, телефон?
6. Ваш ребёнок играет в компьютерные игры?
7. Сколько времени он проводит в виртуальной реальности?
8. На каком расстоянии во время игры находится компьютер, планшет, телефон?
9. У вашего ребёнка есть друзья, с которыми он играет во дворе?
10. Разрешаете ли вы общение со сверстниками у себя дома?
11. В какие игры вы играете вместе?
12. Ваш ребёнок сам выбирает игру или вы создаёте игровую мотивацию?
13. Назовите любимую подвижную игру, в которую играете с ребёнком.
14. Назовите несколько развивающих игр, в которые играете вместе.
15. Какие персонажи из мультфильмов являются героями игр вашего ребёнка?
16. Как вы проводите выходные? У вас есть любимая игра выходного дня?
17. Вы согласны с цитатой: «Игры – это мосты, которые помогают развивать общение и взаимоотношения»?
                Из опроса выяснилось, что большинство родителей разрешают играть детям в компьютерные игры больше часа на небольшом расстоянии от планшета. Более половины дошкольников играют только по выходным, но смотрят мультипликационные фильмы без ограничения по времени. Многие взрослые в выходные дни бывают заняты своими делами, но большая часть родителей проводит с детьми совместный досуг и играют в подвижные игры, учат катанию на велосипедах, коньках и лыжах. При всеобщей загруженности родители поочерёдно стараются уделить время ребёнку.
В ходе наблюдений и анкетирования обнаружилось, что у современных детей бытовые сюжеты «вытесняются» телевизионными. На экранах телевизоров засилье зарубежных мультипликационных фильмов, многие из которых не прививают нравственные ценности. Это говорит о том, что реальный опыт современных дошкольников ограничивается с одной стороны повседневным бытом, а с другой – сюжетами, связанными с боевиками или виртуальными персонажами, пришедшими с экранов. Реальная социальная и профессиональная жизнь взрослых становится закрытой для детей.
Большинство людей в любом возрасте любят играть. Видимо, потому что игра – это целостное состояние души. Это единство мыслей, чувств и движения. Это очень гармоничная жизнь в роли, образе, ситуации и мире. Кроме того, игра – это уникальное фантастическое пространство, которое обладает большим творческим потенциалом. Можно творить себя, своё будущее, отношения с другими и будущее мира. В игре можно позволить себе быть самим собой. Хорошая игра – это эксперимент по самораскрытию и самопознанию.
              Особенно повышается значимость игры в современном мире. В процессе игры дети примеряют на себя несколько ролей: они и актёры, и режиссёры, и декораторы. Дети играют для себя, выражая собственные мысли и чувства, мечты и стремления, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.
                Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, общие интересы и переживания. Дети выбирают игру. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств для её реализации. Развивается внимание, память, фантазия и воображение. Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Осознание роли мотивирует детей следовать социальным нормам и подчиняться определённым правилам поведения.
В игре ребенок чувствует себя членом коллектива, справедливо оценивает действия и поступки, свои собственные и своих товарищей.
                По результатам опроса было проведено родительское собрание и даны рекомендации по игровой деятельности дошкольника:
1. Учить умению правильно подбирать игрушку. Спросить ребёнка, в какие игры он будет играть с ней, подсказывать новые игровые действия.
2. Контролировать выбор ребёнком развивающих компьютерных игр, их продолжительность должна составлять от 15 минут до часа в день.
3. Покупать разные виды игрушек, не более 2-3-х одного вида.
4. Игрушки должны быть педагогически целесообразными: для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и игрушки.
5. Игрушки должны быть эстетичными, безопасными и многофункциональными.
6. Беседа для родителей «Типы игровых мотиваций».
7. Совместная игра способствует более глубокому раскрытию способностей ребёнка. Обязательное поощрение, похвала.
8. Совместное проигрывание бытовых ситуаций, разных ролей.
9. Совместный ремонт игрушек. Вводить новые предметы быта в процесс игры.
Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, правил поведения, которые являются основой построения сюжета. В процессе игры ребёнок отражает реальные взаимоотношения взрослых.
Только ролевая игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии со сверстниками, взрослыми и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. В игре ребенок укрепляет уверенность в себе, расширяет кругозор, формирует навыки общения, учится нравственным и этическим нормам и правилам поведения.
Выводы:
Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьёзного и ответственного отношения к игре дошкольников – как у педагогов, так и у родителей.
Необходимо продолжать консультирование родителей по вопросам воспитания и творческого развития детей с целью повышения их психолого-педагогической культуры. Просветительская работа: формировать отношение к игре как к способу развития ребёнка. Помогать в выборе игрушек. Учить создавать игровую мотивацию.
Повышать воспитательную ценность игры. Наполнять игру положительным содержанием, прививающим нравственные ценности.
Задача воспитателя состоит в обучении детей навыкам сотрудничества, общения, самоутверждения, умению формировать положительные чувства к себе и другим.
 «Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».
                Мишель де Монтень