267. Сказание о Киккской иконе Богородицы

Лариса Семенова Сидоренко
Сказание о Киккской иконе Богородицы
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Золотая пчелка (Киккская икона)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Чудесную историю
хочу вам рассказать
О том как правду указует
Пресвятая Божья Мать.

История старинная
и длинная на слух...


Сказание о Киккской Милостивой (Милующей) иконе Богородицы
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

I. ДО ПРИБЫТИЯ В ЦАРСТВЕННЫЙ ГРАД

Из трех икон Богородицы, написанных святым Евангелистом Лукой, две именуются милующими: Божия Матерь изображена на них умоляющей Сына Своего помиловать род христианский. На одной из этих икон Пресвятая Дева — без Божественного Младенца, на другой — держит Господа Иисуса правой рукой. Она и называется Милующей Киккской — по месту пребывания, горы Киккоса, на северо-западе Кипра. Потому-то, на серебряной ризе ее, устроенной в 1756 году, помещается надпись: Киккоитянка (Киккоитисса).

По преданию, икона, написанная святым Лукой, была послана в Египет и долго оставалась там. Из-за гонения на христиан, в 980 году, некоторые благочестивые люди решили ее вывезти. В пути судно захватили сарацины. Однако и враги православной веры в свою очередь попали в плен к грекам, а те доставили образ в Константинополь. Вопреки приключениям и нападениям, корабль с иконой прибыл в Царьград. Там, в царских чертогах, он хранился до времен Императора Алексея Комнина (1082 — 1118).

;;. ПРЕДАНИЯ КИККСКОГО МОНАСТЫРЯ
О пренесении иконы на Кипр

 Во времена царствования Алексия I Комнина императорским наместником и военачальником (дуксом) Кипра был муж воинственный и храбрый Мануил (Эммануил) Вутомитис. Его резиденция находилась в Левкосии, откуда он со свитой выезжал для охотничих забав.

В одной из таких прогулок случилось ему потерять своих спутников из виду и заблудиться в сосновой чаще, покрывавшей высокую гору, что прежде носила название Кокку, а затем была переименована в Кикку. Здесь он встретил  подвижника, добродетельного старца Исаию, и сказал ему:

 — Я заплутал и потерял дорогу.

Но тот не ответил дуксу ничего, пытаясь скрыться и желая остаться в неизвестности.

Мануил возомнил, что причина молчания — презрение к нему. Крича и не получая ответа, он, одержимый сильным гневом, поверг старца на землю и стал бить ногами.

Страдая, преподобный прославлял Творца, а затем кротко сказал правителю:

— Не довольно ли тебе, человек, своего счастья, и наслаждения богатствами острова, и владения городами, и начальствования над войсками, что и нам, живущим в пустынях, ты творишь зло? Отойди от меня, и за все воздаст тебе Господь, ибо я Его грешный раб.

Правитель, одержимый яростью, не придал значения его словам. Вскочив на коня, он нашел своих спутников и вместе с ними пустился в обратный путь. По прошествии немногого времени, они прибыли Левкосию, и тут дукса постиг серьезный недуг - расслабление, под названием летаргия.

Он тяжко мучился, рыдая и призывая Бога на помощь. Ибо все люди подвержены страданию, включая и богатых, и в печали вспоминают о Господе. Вот и Мануил в печали помянул Господа, и вспомнил о монахе Исаие, и осознал, что наказан за свой грех. Тогда он со слезами призывал Творца, умолял о благодаровании здравия, чтобы просить прощения у обиженного им старца.

Между тем преподобному было откровение о возвращении иконы Богоматери, написанной святым Лукой, из царских чертогов на Кипр, и чтобы он, когда к нему придет дукс, требовал от него возвращении иконы на остров, иначе ему не отпустится грех.

Старец передал повеленное Мануилу, со слезами просившему прощения.

Услышав, правитель с испугом воскликнул:

— Прости, отче! Но дело это выше сил моих! Кто я, чтобы дерзнуть сказать императору подобное? Проси чего-нибудь другого.

Но отшельник отвечал:

— Если хочешь получить прощение, то сделай это, и в исполнении ты будешь иметь помощницей Богородицу, ибо так мне открыто.
После этих слова правитель согласился, но просил старца ехать вместе с ним в Константиноволь.

Преподобный был готов и на это, только бы получить желаемое.

После молитвы отплыли в царственный град. Прибыв в столицу, старец удалился в пустынное место, известное правителю, Мануил же направился во дворец, чтобы представиться императору и донести ему о делах своего управления.

Но в тот день и после, много раз являясь к нему, дукс не осмелился говорить о святой иконе и просил у старца прощения, говоря, что боится утруждать царя своим прошением и ждет подходящего времени.

Старцу наскучило напрасное ожидание, и он испросил у правителя позволения возвратиться в Кипрскую пустынь, убеждая его исполнить обещанное, и, когда будет удобно, просить императора об исполнении воли Пресвятой Богородицы. Правитель опечалился, но не мог удержать старца. По его повелению лучшие живописцы написали две иконы: на одной из них Господь был изображен сидящем на престоле, а на другой — Святая Троица, странноприемлемая Авраамом, внизу Пречистая Богородица, и подле Ее ног с правой стороны — монах Исаия, с левой — Мануил Вутомит. Правитель, прося старца молиться, дал ему эти две иконы и достаточную сумму денег на построение храма.

Преподобный, возвратившись в свое уединение, скорбел о безуспешном путешествии и вдруг однажды во сне услышал утешительный голос:

— Не печалься, старец! Источающая благодать чудотворная икона Богородицы скоро придет к тебе, как знает Господь, и как угодно Пренепорочной Владычице.

Утешенный этим, отец Исаия начал строить храм во имя Пресвятой Троицы, как ему было приказано. Возведя его, он поместил в нем данные правителем святые иконы. Потом поставил и монастырь, постоянно молясь об исполнении открытого ему в видении.

В это время у Алексея Комнина заболела единственная и горячо любимая дочь. Недуг царевны походил на болезнь, перенесенную правителем Кипра. Узнав о случившемся, Вутомитис решил, что время пришло и можно, наконец, приступить к императору с просьбой. Между тем врачи отчаялись в спасении царевны, и император с двором погрузились в печаль и плач. Мануил пришел в чертог царский и, увидев плачущего владыку, сам залился слезами. Император сказал:

— Неужели никто не может утешить меня и указать лекарство для моей дочери?

— Государь! — отвечал Мануил. — Я страдал такой же болезнью на острове Кипре, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исайи, я бы умер. Этот старец заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в твоих чертогах икону Богоматери на Кипр, в его обитель, как это было открыто ему в видении. Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мной, чтобы при моем посредничестве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству. Подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом завещал мне сказать тебе все. Ты же поступай по своему изволению. Царь, выслушав эти слова, опечалился. Обещая Мануилу исполнить волю Матери Божией, он со слезами воскликнул:

— Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица?! Молю Тебя: избавь дочь мою от неизлечимой и тяжкой болезни, и я с готовностью отпущу честную икону на Кипр!

Вскоре царевна исцелилась, но Алексей Комнин все медлил исполнить обет, не желая расстаться с великой святыней. Тогда нерадивого земного владыку постигло наказание Владыки Небес: император сам впал в тяжкий недуг. В болезни он увидел действие Промысла Божия, повелевающего ему исполнить обещание. Раскаиваясь в неисполнении обета, император велел лучшему иконописцу сделать список с находившейся у него в чертогах иконы. Эту копию он и намерен был отправить на остров, но Пресвятая Дева явилась ему в сновидении и грозно сказала:

— Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров монаху Исайе, ибо так Мне угодно.

Преподобный Исаия и правитель Кипра Мануил у трона Императора Алексия Комнина,
рядом с его исцеленной дочерью. Фреска Киккского монастыря. Кипр

Согласно другим устным, но свято хранимым до сего дня в Киккской обители преданиям, монах Исайя во второй раз прибыл в Константинополь, чтобы получить икону Божией Матери. Самодержец схитрил, поставив перед ним две, на вид одинаковые иконы, и предлагая выбрать подлинник самому. В ту же ночь во сне монаху Исайи явилась Сама Пресвятая Владычица. «Та икона, — сказала Она, — на которую сядет пчела, и есть подлинная». Так и случилось — и монах Исайя, с помощью Матери Божией, сделал правильный выбор. Поэтому символом Киккской обители и стала пчела.

Согласно другим устным, но свято хранимым до сего дня в Киккской обители преданиям, монах Исайя во второй раз прибыл в Константинополь, чтобы получить икону Божией Матери. Самодержец схитрил, поставив перед ним две, на вид одинаковые иконы, и предлагая выбрать подлинник самому. В ту же ночь во сне монаху Исайи явилась Сама Пресвятая Владычица. «Та икона, — сказала Она, — на которую сядет пчела, и есть подлинная». Так и случилось — и монах Исайя, с помощью Матери Божией, сделал правильный выбор. Поэтому символом Киккской обители и стала пчела.

Однако император строго приказал, чтобы лики Божией Матери и Богомладенца были закрыты пеленой, дабы никто не дерзнул на них взглянуть.

Когда икона прибыла на Кипр, ее встретили с почестями. Жители острова прошли с ней от морского побережья до Троодоса. Не только люди, но и деревья, и птицы, и морские раковины радостно приветствовали Пресвятую Госпожу. Деревья преклонялись перед святым образом, а моллюски в раковинах, поднявшись со дна моря, сопровождали процессию. В наше время еще можно увидеть склоненные сосны — чудесные свидетельства всеобщего ликования и почестей, которыми встретил Кипр икону Пресвятой Богородицы.