Душой исполненный полет. Екатерина Максимова

Татьяна Красюк
          На днях совершенно случайно наткнулась в своём электронном блокноте на стихотворение о балерине. Даже не могу вспомнить по какому случаю родились строки, но, видимо, тогда, в 13-ом, как и сейчас, стишок показался незаконченным.., потому спустя много лет родились в дополнение первая и третья части публикуемого сегодня посвящения замечательной балерине, которую я обожала ещё в школе.



          Екатерина Максимова была одной из самых ярких и известных советских балерин. Она жила в эпоху, когда к артистам балета относились как к космонавтам и авиаконструкторам, а имена танцовщиков и хореографов знала вся страна.

          Екатерина Максимова родилась в семье интеллектуалов: её дедушкой был русский философ Густав Шпет. Серьезный интерес девочки к балету сначала насторожил ее маму, так как до этого момента в семье Максимовых не было профессиональных артистов. Тогда она попросила совета у танцовщика и педагога Большого театра Василия Тихомирова, и тот порекомендовал ей отдать дочь в Московское хореографическое училище.

          Педагоги сразу заметили феноменальный талант юной балерины и приглашали её участвовать в спектаклях Большого театра, когда она была еще студенткой. С того времени чудом сохранилась раритетная запись юной Максимовой, танцующей па-де-труа из балета «Щелкунчик» в редакции Василия Вайнонена вместе с молодыми Владимиром Васильевым и Аллой Манкевич. Катя уже в 14 лет выглядела как настоящая балерина: её детская угловатость сочеталась с женственной мягкостью и изяществом, но главным, что приковывало к ней взгляд, была лучезарность. Максимова испытывала счастье от танца и отдавала его своему зрителю.

          Пресса никогда не скупилась на похвалу в адрес Екатерины Максимовой. Однако балет — это не только грация и красота, это еще и характер.

          Почитателям таланта Максимовой всегда казалось, что в жизни у Екатерины складывается все так же легко и красиво, как и на сцене. В 1949 году без связей и протеже с первого раза она поступила в хореографическое училище. После окончания сразу же попала в Большой театр. В личной жизни у балерины тоже все складывалось удачно. Ее любил и боготворил один из самых талантливых танцоров того времени Владимир Васильев. Их пару называли «самой красивой». Сразу после свадьбы они улетели в Париж и провели в городе любви «медовую» неделю. И это в 1961 году, когда из страны никто не мог выехать без особого разрешения. Но Максимовой и Васильеву разрешили, т. к. именно этой паре доверили представлять фильм о советском балете. Ни один концерт в Кремле не обходился без их участия.

          Однако мало кто знает, что балерины Максимовой могло бы и не быть, т. к. за неуспеваемость по математике ее отчисли из хореографического училища. Правда, всего на 10 дней.
          В 36 лет после тяжелейшей травмы позвоночника врачи запретили ей не только танцевать, но и ходить. Она могла на всю жизнь остаться инвалидом, если бы не решительные действия ее мужа Владимира Васильева. Он набрался смелости и на одном из приемов в Кремле в достаточно резкой форме обратился к партийному руководству с призывом помочь спасти великую балерину. Резкий тон очень не понравился власти. Васильеву поставили «на вид», но Максимову удалось положить в лучшую клинику страны. После этой травмы Екатерина танцевала еще 20 лет.



Балет - звучит волшебно,
закрой глаза и тут же
мелодия бъёт в душу
и пачек шорох, и
несбыточная сказка
мурашками наружу
всю красоту обрушит
во вдохновении.

За ней тянулась слава.
Под гром аплодисментов
адажио сменялись
апломбом, антраша'
плетёными узорами,
всех удивив студентов,
вздымали тело, веером
костюмчика шурша.

Движения текучи
и кажутся бесплотны
её, совсем иначе
в свою входила роль.
"Брильянтовые"* ноги
стремительно-охотно
с изяществом над сценой
входили в кабриоль.

Глиссе скользящим, мягко
плыла, что лебедь, в белом
величественно прима,
вслед - классики канва:
взрыв пластики и лёгкость,
непринуждённость тела
и фуэте с экстримом
в финале тридцать два.

27.04.2013 г. / 21.11.2021 г.

*          В 1966 году балетмейстер Юрий Григорович вместе с художником Симоном Вирсаладзе поставил в Большом театре революционного во всех смыслах «Щелкунчика», где героям предстояло пройти целую серию испытаний и перевоплощений. На каждом этапе пути они танцевали дуэты и па-де-де (танец для двух участников), усложняющиеся к финалу, и особенно трудные пассажи достались именно Максимовой, исполнительнице роли Маши. Григорович продумывал их в расчете на «бриллиантовую» технику ног балерины. Причем сравнение с бриллиантами было не случайным, хоть и не имело отношения к драгоценному камню.
          В финальном свадебном па-де-де играла челеста — редкий инструмент, похожий по звучанию на звон колокольчиков. Это па-де-де было сложнейшим для исполнения фрагментом, и Максимова танцевала эту вариацию танца Феи Драже с точным, посекундным попаданием в такт, и казалось, что именно от движений балерины звенели и переливались бриллиантовые колокольчики.


*ТЕРМИНОЛОГИЯ БАЛЕТА:
адажио - медленная часть танца
апломб - удерживание в равновесии танцующих
антраша'  - прыжок, при выполнении которого ноги танцора быстро скрещиваются несколько раз в воздухе, касаясь друг друга
кабриоль - прыжок, при выполнении которого танцовщик подбивает одну ногу другой
глиссе — шаг, при котором носок скользит по полу
фуэте – вращение балерины на пальцах одной ноги с одновременным круговым движением в воздухе другой


АВТОРСКИЙ КОЛЛАЖ:
из фотографий балерины, Екатерины Сергеевны Максимовой (01.02.1939—28.04.2009) ; советская и российская артистка балета, актриса, педагог; народная артистка СССР (1973), Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1984) и Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1991)