Чудные дырочки 6

Ольга Сафронова Таганрог
6. По драконьей спине…

Что под ряской зелёной? Вода?
Что блестит: чешуя ли, слюда?
И стрекозы над гладью пруда
Увлекают: зачем и куда?

По бугристой драконьей спине?
По зелёной застывшей волне?
По душистой густой тишине,
Вековой временной глубине.

Ветер прошлого дышит в лицо…
Там, где князь выходил на крыльцо,
Древний вал* замыкает кольцо,
Не имея начал и концов.

По бугристой драконьей спине,
По зелёной застывшей волне
Мы шагаем…

*) - Кольцо оборонительных земляных валов Переславля-Залесского было возведено в XII веке, оно охватывает площадь древнего города и в длину достигает 2,5 км, в ширину – до 6 метров; в древности высота насыпей доходила до 10-16 метров. В 1195 году при князе Всеволоде Большое Гнездо по верху валов были поставлены высокие деревянные укрепления – тын, или «город», с башнями и острым зубчатым верхом. В одной из башен – Тайницкой – был скрыт тайный ход к Трубежу на случай осады. Снаружи крепости вдоль валов были выкопаны глубокие рвы с водой. В крепость вели трое ворот – Спасские, Духовские и Никольские, с одноименными проезжими башнями, выводившие в сторону Москвы, Ярославля и Плещеева озера.
Только в 1759 году крепостные стены сильно выросшего Переславля были разобраны. Однако, к счастью, на то, чтобы полностью срыть земляные укрепления и устроить на их месте бульвар, как это делалось во многих городах, в переславской казне не хватило денег, и теперь мы можем видеть древние валы, заметно вросшие в землю, практически в полном объеме, конечно, уже не такие высокие, хотя в некоторых местах высота их и поныне достигает 10 метров. На валы во многих местах есть подъем, и гуляя по ним, можно с нового ракурса увидеть весь Переславль-Залесский.
    Сегодня земляные валы Переславля внесены в список памятников федерального значения.

И вот они снова в самом Переславле-Залесском: замелькали домики, отразились в маслянисто гладкой воде реки Трубеж. Вот и знакомый мост через нее. Здесь, рядом с мостом, нашлась и площадка для парковки. Зелёные холмы крепостных валов горбились неподалёку, терпеливо ожидая свидания уже целый год. Нахмуренное с утра небо прояснилось, робко выглянуло солнце: «Ну что, не раздумали?» Павел с Мариной переглянулись: ну как они могли раздумать, если тоже ждали этого целый год? Ирина со Светланой, впрочем, выбрали неспешную прогулку вдоль реки: «Встречаемся здесь же.»
И вот, будто на крыльях, преодолели заветный десяток ступеней подъема, и знакомая тропинка повела путешественников за собой по валу, будто по зелёной спине спящего древнего змея.
Взглянуть на мир немного свысока… Это уже тоже было. Танаис, смолистые доски помоста, древние камни внизу… Только здесь наоборот: зелёный вал приподнял над суетой обычной городской жизни, отодвинул её немного зелёным боком, выставил по краям часовых высокой крапивы. Оставил ступившим на него только шорох песчинок под ногами, бегущие вверху тени облаков, обволакивающий, властно увлекающий за собой в глубину веков поток времени.
Прогулка оказалась довольно длительной: всё-таки два с половиной километра. Тропинка резво сбегала вниз, чтобы на той стороне прорезавшей вал улицы снова подняться на зелёный, лохматый от высокой травы бок. Плавно изгибаясь, вал длился и длился. С внутренней стороны, как в лукошке, теснились домики, садики, огородики, там и тут подымались цветные луковки храмов. Снаружи, там, где когда-то были глубокие рвы, сейчас колыхалась метелками тростника болотистая низина, поблёскивала сквозь зелёную ряску стоячая вода заросших прудов под высокими старыми ивами, а через некоторое время за высокими деревьями уже вновь показалась чистая, спокойно-текучая вода реки, значит большая часть пути уже позади.
Тропинка в очередной раз вильнула вниз, чтобы снова резво взобраться наверх, впереди уже виднелись зелёные маковки Спасо-Преображенского собора – там Павел и Марина поднимались на вал в прошлом году, а совсем рядом покачивали высокими кронами склонившиеся над водой деревья, приглашали: «Идите сюда, не пожалеете». Путешественники посмотрели друг на друга и… свернули к реке. Там тоже была своя тропа и свой мир: тихий сумрак прибрежных зарослей в тени нависающей громады вала. Если раньше путь лежал по «спине дракона», то теперь они оказались у него «под брюхом». «Вот и ещё одно прошлогоднее желание сбывается», - подумала Марина, вспоминая, с каким сожалением она глядела в прошлом году на убегающую вдоль воды дорожку, как хотелось пройти по ней хоть немного. Когда идёшь сквозь заросли, путь кажется длиннее – они шли и шли мимо распластанных на воде листьев кувшинок, мимо разноцветных лодок, мирно дремлющих у противоположного берега, мимо упитанных деловитых уток, что-то выискивающих на мелководье. Наконец заросли расступились, открывая площадку с обелиском: «Вечная слава героям-переславцам, павшим в боях за Родину в Отечественную войну 1941-1945», по краю площадки оранжевыми огнями пылали клумбы чернобривцев. И тут у Марины зазвонил телефон и голос Ирины в трубке позвал: «Обернись!». С противоположного берега радостно махали руками обе сестры – они уютно расположились у самой воды на лавочках-шезлонгах. Впереди белела арка моста – кольцо замыкалось. Поход по валам действительно приближался к завершению. И вдруг… это вечное вдруг! Из загадочной полутьмы под мостом показались… Челны? Плоты? Видимо, это было что-то современное, больше похожее на доску для серфинга. Они легко и бесшумно скользили по гладкой воде, увлекаемые течением, стоящие на одном колене гребцы легкими движениями вёсел направляли движение. Марина зачарованно смотрела вслед: на замыкающем «челне» ярко пламенел розовый вязаный берет! 
А само путешествие по Переславлю ещё не заканчивалось – впереди ждал историко-архитектурный музей-заповедник Горицкого монастыря.