Камень Искандера, части 7, 8, 9

Ануар Жолымбетов
Пирует царь. Открыт для всех его дворец.
Гудит, полна народа древняя столица.
Кругом веселье, радостные лица.
Он всякому и благодетель, и отец.
И нищий, царедворец, раб у трона –
Ко всем сегодня в милости корона.

Одаривает царь царей кого землей,
Кого сановником высоким назначает,
Кого с плеча халатом царским облачает.
Бродягу с нищенской сумой,
Смиренно павших перед ним рабов
С кровоточащими следами от оков

Он, щедро одарив, на волю отпускает.
И бесконечна, пёстра жаждущих толпа
У венценосного Аллахова столпа.
Но вот дорогу стражник к трону пробивает,
И видит царь, как, не спуская с рук,
Ведут  хазрета  верных  двое  слуг.

И пал старик пред троном славным на колени,
Не смея взор измученный поднять,
Лишь слабым голосом осмелившись сказать
Во здравие царю из славословий и молений.
Но хладен царь, от милостей далек,
Свою лишь волю старцу он изрек,

Поведав с сухостью о камне необычном:
«Пустынник, знай, прощу я грех твоей вины,
Ступай себе на все четыре стороны,
Что вольно за мостом раскинулись столичным,
Но прежде камня тайну мне раскрой!
А нет, старик, прощайся с головой».

Внимал с покорностью, глотая слезы,
Провидец старый туч сгустившихся беды,
Не отнимая мокрой, жалкой бороды
От камня плит, не устрашась царя угрозы,
Но тайно участи его печалясь,
Что дни недолгие тому остались.

Лишь раз взглянул он на пресветлое чело,
Как сердце вещее от холода вдруг сжалось,
И все открылось тут же, и смешалось,
И камнем тяжким в душу залегло.
Аллах! Ничто не может спорить с роком,
Взирающим вокруг слепым и равнодушным оком.

И молвил тихо он: «Я раб твой, о властитель,
И тайну камня я готов тебе раскрыть.
Вели на площади весы освободить
И пусть, о царь, твой ревностный телохранитель
У городских ворот
Меня в полуночь ждет.

Я принесу, о царь, тебе ответ,
Задуют лишь в жилищах свет,
Почиет в городе последний обыватель,
Трудов вседневных утомившийся старатель,
Чтоб тайну знал лишь ты один,
И да хранит тебя Аллах, мой властелин».


8   

В огнях ночных булыжник площади мерцает,
Уснул дворец, лачуги в сон погружены,
Дозором бдительным во тьме окружены,
И факелы в руках у воинов тревожный свет бросают.
Пустые высятся огромные весы,
Лишь в малой чаше, будто для красы,

Лежит, во тьме переливаясь, чудо-камень.
Владыка мира Искандер стоит над ним,
Святого старца ожиданием томим,
И самоцвета зрит таинственный он пламень.
Все передумано, и мыслить не о чем уже,
Лишь нетерпение растет гнетущее в душе.

А вот и стражник, - наконец! - за ним старик.
Хвала Аллаху! Царь, как будто, оживает,
Без слов, надменным взором лишь повелевает,
И, станом  дряхлым преклонившийся на миг,
Спешит хазрет царя царей исполнить волю –
Раскрыть пред ним его безрадостную долю,

И, горестно вздохнув, он разжимает кисть,
И струйкой пыльною на край огромной чаши
Стекает горсть земли, земли – чернее сажи.
Разгневан царь, уж рвется с уст его: «Остерегись!
С огнем, безумец старый, вздумал ты шутить!»
И вдруг – Аллах! – он не успел и рта раскрыть,

Как, пошатнувшись, чаша грузно оседает,
И чудный камень вдруг взмывает плавно ввысь,
И оба взора в нем в тоске переплелись.
«Скажи, старик, - смятенно царь тут вопрошает, -
Неужто то, что горы злата не смогли,
Содеять в силах горсть ничтожная земли?»

Поник старик в хламиде пыльной:
« О царь, земля та  - прах могильный».

9

Печален царь. Покинув пышные палаты,
Вдали от всех, от празднеств, шума, суеты,
Он дни последние проводит у воды,
Один, на берегу привольного Евфрата.

Пугая птиц, в дремучих бродит тростниках
Иль в утлом суднышке качается в волнах,
Или сидит, замрет в тени плакучих ив,
Тоскливый взор в струи глубокие вперив,
На день, на два застыв в недвижимом припадке.
И верные из слуг, не смея подойти,
Крадучись тенями, сопутствуют в пути,
Пока, свалившийся в болотной лихорадке,
В бреду, в огне, в мучениях от жажды
На их руках не умер он однажды.


                Конец

Примечания:

1. В рай по волосу пройти  -  согласно св. Корану путь в рай лежит через мост не шире человеческого волоса, переброшенный над геенским пламенем, в котором горят души грешников.
2. Аба  – длинная верхняя одежда с капюшоном; в грубошерстном незатейливом варианте обычная одежда арабских бедуинов и пастухов.
3. Феллах – крестьянин, земледелец.
4. Хазрет  – святой.
5. Гоплит  – тяжеловооруженный древнегреческий воин.
6. Ильяс и Хызир (Хызр) – мусульманские святые, пророки, покровители странников, мореплавателей и купцов.
7. Лал  – драгоценный камень красного цвета.
8. Ман – мера веса на древнем Востоке, равная 36 кг.
9. Нубия – древнее африканское государство в верховьях Нила.
10. Талант – мера веса для измерения драгоценностей на древнем Востоке, а также денежная единица.
11.   Геометр – в древности архитектор, зодчий.


***