262. Шуйской иконе

Лариса Семенова Сидоренко
15 ноября – празднование Иконы Богородицы «Одигитрия» Шуйская
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

1
В праздник иконы "Шуйской".
Хочу я стихи  сочинять
О чудной святыне русской,
Где написана Божия Мать.
2
В далёкие старые годы
Свирепо морила чума,
И люд от неё избавляет
Небесная Матерь сама.
3
Просит народ для церкви
Икону свою написать -
Образ "Одигитрии"
Будет народ весь спасать.
4
А чудо ее написанья
Вселяет почтенье и страх
Как передать изумленье
В коротких и слабых стихах?
5
Герасим иконописец
Икону писал семь дней,
Но ручки и ножки Младенца
Сами менялись на ней.
6
Смирился иконописец,
Увидев, что промысел здесь,
И этому явному чуду
Дивился и город весь.
7
Молились Пречистой и Богу,
Скорее ушла чтоб чума,
И вскоре болезнь прекратилась, -
Со смертью ее кутерьма.
8
Но чудеса всё свершались,-
Чудотворной икона была,
А списки с неё просвятились,
И слава о ней поплыла.
9
Сейчас, как и в старые годы
Гуляет и пляшет чума,
Опять, как торнадо, кружит
Со смертью ее кутерьма.
10
И мы, как в далекие годы
Усердно  Пречистой поем.
"Спаси нас от вируса, Мама,"
Как дети её мы зовём.
11
Я верю, что образ чудесный
Помощь по вере даст нам,
Покаяться надо всем  сердцем,
Чтоб не было нам - по делам.
12
В праздник иконы Шуйской
Колени свои преклоню,
Перед иконой русской,
Слёзы свои оброню.

15 ноября 2021
Лариса Семенова Сидоренко
----------------------------
15 ноября – празднование Иконы Богородицы «Одигитрия» Шуйская

Святая икона Божией Матери Одигитрия, именуемая "Шуйская", явилась в городе Шуе Владимирской епархии в самый разгар эпидемии чумы в 1654–1655 годах. Сказание об иконе сообщает, что прихожане церкви Воскресения предложили написать новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской «во избавление от постигших их бед и несчастий». Написание новой иконы было поручено иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову в 1655 году. Икона была написана в 7 дней, во время которых жители Шуи постились и совершали усердные молитвы к Божией Матери. Икону размером 110,7 х 88,7 см поместили в местном ряду слева от царских врат иконостаса Воскресенского собора в городе Шуе. Вскоре болезнь прекратилась, а от иконы продолжали совершаться чудотворения. Необычность иконографии Сказание объясняло первым чудом, происшедшим от иконы: несколько раз, когда иконописец пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног младенца Христа. Не осмеливаясь более исправлять увиденное, он счёл это чудом и явным проявлением Промысла Божия, и сообщил о случившемся начальству и горожанам. Народ был поражён и испуган таким чудом, и с благоговением прославлял Бога. Иконописец дописал икону такой, как она сама начерталась. По указу царя Алексея Михайловича от 21 июля 1667 года и благословению патриарха Иоасафа, в Шую была направлена комиссия с целью установления подлинности чудес. Истина чудес была подтверждена и описана, а икона получила название „Смоленская-Шуйская Богоматерь“. С этого времени икона официально почитается чудотворной. В 1922 году в Шуе чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была изъята из храма, и с тех пор ее местонахождение не известно.

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колени левой, пяточку Он поддерживает левой рукой.
В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды: 10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия», 15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы, во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.

По материалам azbyka.ru