Сонет 129 Шекспир

Наталья Радуль
     Эквифоника

Ты похоть разжигал в себе зачем -
Растрата духа лишь она и стыд,
А путь к ней дик, чрезмерен и презрен,
Хотя блаженством сладостным манит.

Ты на приманку наколоться рад,
Охотишься, как истинный эстет -
Не избежишь докучливых засад,
И страсть, и ненависть тебе в ответ.

Блаженство и экстаз - всё только сон,
Сведёт с ума тебя такой экстрим,
И ставишь душу снова ты на кон,
Но разлетается мечта, как дым.

Кто эту истину познать успел -
В раю не избежит он адских стрел.


        оригинал

Th'expense of spirit in a waste of shame
Is lust in action, and till action, lust
Is perjured, murd'rous, bloody, full of blame,
Savage, extreme, rude, cruel, not to trust,

Enjoyed no sooner but despisd straight,
Past reason hunted, and no sooner had
Past reason hated as a swallowed bait
On purpose laid to make the taker mad:

Mad in pursuit, and in possession so,
Had, having, and in quest to have, extreme,
A bliss in proof, and proved, a very woe,
Before, a joy proposed, behind, a dream.

All this the world well knows, yet none knows well
To shun the heaven that leads men to this hell.

(Sonnet 129 by William Shakespeare)

      Толкование и подстрочник Александра Шаракшане:

      Растрата духа в пустыне стыда -
      вот что такое похоть осуществленная, а до того похоть
      лжива, убийственна, кровава, полна прегрешений,
      дика, чрезмерна, груба, жестока, ненадежна;

      наслаждение, которое сразу сменяется презрением;
      за ним безрассудно охотятся, а как только получают,
      безрассудно ненавидят его как проглоченную приманку,
      специально выставленную, чтобы свести с ума того, кто попадется;

      оно сводит с ума тех, кто домогается, и тех, кто обладает;
      полученное, получаемое или искомое - всегда чрезмерно;
      когда его испытывают - блаженство, а испытали - сама скорбь;
      до того - обещание радости, после - всего лишь сон.

      Все это мир хорошо знает, но никто не знает,
      как избежать этих небес, которые ведут людей [мужчин] в ад.