Шедевры Эрмитажа Часы с носорогом

Вадим Константинов 2
                Они стояли сотню
                Лет...

                И запустились,
                Наконец-то...

                Но всё мне чудится,
                Что вспять
                Теперь они идут...

                Храня в себе
                Былых эпох
                Суть потаённую...

                Как нецкэ!..

                И век смогли перешагнуть
                За несколько
                Минут!..
                10.11.2021.


26 октября 2017 года в Зимнем дворце возобновили ход знаменитые «часы с черным носорогом». Стрелки каминных часов были остановлены в 2 часа 10 минут, когда в ночь на 26 октября 1917 года в Зимнем дворце были арестованы министры Временного правительства.

Часы с фигурой носорога были превращены в важнейший памятник октябрьским событиям. В течение века механизм был исправен, но время на циферблате оставалось неизменным ; два часа десять минут пополуночи.

В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года, после длительного блуждания по погруженному в полную тьму Зимнему дворцу, вооруженные революционеры во главе с Владимиром Антоновым-Овсеенко добрались до Малой столовой, где собрались тринадцать членов Временного правительства. Антонов объявил Временное правительство низложенным; члены его были арестованы и препровождены в Петропавловскую крепость.
Позднее на каминной полке рядом с ними появилась мраморная мемориальная доска с надписью: «В этой комнате в ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 года красногвардейцы, солдаты и матросы, взявшие штурмом Зимний дворец, арестовали контрреволюционное буржуазное Временное правительство».

В присутствии сотрудников Эрмитажа, директор музея Михаил Пиотровский и заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Михаил Гурьев завели часы. «Точно или не очень указано на них время ареста, сказать трудно. Главным является сама символика остановленных часов ; перелома исторического времени», ; отметил Михаил Борисович.


Эти часы являют собою весьма характерный образец стиля рококо с его тягой к экзотике, проявившейся как в выборе диковинного животного для центральной фигуры, так и обращении к китайским мотивам - искусству chinoiserie. На циферблате значится имя известного мастера Антуана Тиу-Старшего (Thiout L aine, 1692-1767) - автора едва ли не первого фундаментального труда по теории и практике часового дела: этот трактат был издан в Париже под патронатом Королевской академии наук в 1741 году.

В каталоге выставки "Западноевропейские часы XVI-XIX веков из собрания Эрмитажа", состоявшейся в 1971 г., часы с фигурой носорога датированы серединой XVIII столетия. Заметим, что до этого времени наиболее достоверным изображением носорога считалась ксилография "Rhinoceros", исполненная Альбрехтом Дюрером в 1515 году; о степени ее достоверности можно судить по тому, что на своей доске великий гравер снабдил носорога дополнительным рогом на загривке. Таким же отличается и носорог, украшающий часы с музыкальной шкатулкой, исполненные парижским мастером Жаком Жеромом Гуденом (Jacques Gerome Gudin) около 1745 г.

Эрмитажный носорог курьезного рога на загривке не имеет. Это обстоятельство, как кажется, дает некую отправную точку для датировки: первое знакомство европейцев с живым носорогом состоялось в 1749 году, когда он был представлен парижской публике и королевскому двору в Версале.

Это позволяет предположить, что эрмитажные часы исполнены не ранее 1749 и не позднее 1767 года, когда скончался А. Тиу-Старший...