Итоги. 7 самураев 3 тур

Единомышьленники
Привет всем самураям.


Время пришло объявить итоги 3 тура.
Проголосовали все судьи, 1 гость и все участники.

Победителем тура является Миша Черепков!
Приз 500 баллов.
Решено наградить все хайку, которые отметила Нина Агошкова (автор фотографии), 100 баллами:  Катерина Крыжановская,  Алла Цуранда,  Юлия Харакк, Шанель Де Шапокляк, Таки Да, Даша Павленкова.

ПЗС Мышалета: Мари Полякова. 100 баллов.

А теперь о неприятном: два самурая, набравшие меньше всех очков, выбывают. Это Катерина Крыжановская и Харинэдзуми. Они оба набрали по   4 балла, и поскольку у нас изначально было на 1 игрока больше, чтобы сократить количество туров - выбывают два самурая.

В таблице могут быть ошибки в подсчете. Но они вряд ли существенно изменят картину, ибо у нас не ведется рейтинг игроков. Победитель тура вполне может вылететь из игры в следующем. И наоборот, балансирующий внизу автор может победить.

Награда жюри: 700 баллов за каждый тур.
***********************

Выводы жюри:

             НАТАША БАРВА

Очень жаль, что участники конкурса не прислушиваются к мнению и рекомендациям судей -
одни и те же ошибки из тура в тур. Всё же хочется, чтобы цель пишущих заключалась не в наборе баллов,
а в приближении  к пониманию, что же такое хайку и как его писать, уйти от формального 5-7-5,
от ненужных красивостей и умозаключений, перейти к простому языку, дабы описанием образов
вызвать у читателя эмоциональный отклик.
1.
 
чёлн усталый
вернулся на берег родной
за плечами Путь…

опять ненужная инверсия - зачем "чёлн усталый", зачем "берег родной",
если правильный порядок слов - "усталый чёлн", "родной берег"?
да и сам "чёлн" уводит от жанра хайку в область высокопарного. тут и "Путь" "помогает"


2.

пустая лодка
бродит по берегу тень
неужто Харон

не надо в хайку умозаключений и других приёмов европейской поэзии - на территории трёх строк
это выглядит громоздко и претенциозно. мистично, мифологично, мимо жанра хайку, увы.
 
3.

еще одно утро
шуршат камыши
о новом улове

жанр хайку предполагает событие "здесь и сейчас". "ещё одно утро" - предполагает события До...хотяяя...
одушествление камышей лучше не делать, хоть и шуршат они довольно позитивно.)

4.

алеет закат
лёгкая рябь на воде
лодку качает

опять инверсия - "лодку качает". ну нет необходимости сюжетной  выделять перестановкой слов "лодку",
утяжеляя общее восприятие. "алый закат" избавит от двух глаголов...ах да, будет (о, ужас!) четыре слога)
1 балл

5.

тихая заводь
белые лилии днём
ночью русалки

в тихом омуте)..вот в этом произведении хоть и присутствует авторский домысел, вымысел и фольклор,
но смотрится всё очень органично и симпатично, вызывает отклик, улыбку и доверие - ходила в байдарочные походы,
плавали, знаем.) а ещё вспоминается обожаемый Коваль со своей "Самой лёгкой лодкой" - там уж этих русалок и чудес...
4 балла

6.

приют для двоих
под сводами камыша
разные судьбы

уберите фотографию - непонятно, о чём пишет автор. чьи судьбы, каких двоих?
в хайку описывают конкретные предметы, тут же философия преобладает над эмоциями.

7.
 
лодка пустая
запах рыбной похлёбки
плывёт над костром

"пустая лодка" - правильный порядок слов. его и нужно использовать.
не надо инверсий - этот поэтический приём утяжеляет хайку.
ну да. вроде норм. простой сясэй, который описательный, без глубины прочтения, правда.
1 балл.

 
8.

приют для лодки
в прибрежных камышах
круги по воде

ну тот же сясэй. "круги по воде" - на круги своя?..ну возможно.
2 балла
 
9.

закат и костёр
пылающие в пруду
отражения

они сошлись - волна и камень...лёд и пламень.) в отражении на глади пруда.
не хватает чего-то. уж очень обрезано под 5-7-5, не хватает действия что ли.
напоминает экскурсовода - вот закат, вот костёр, вот отражения (им.падеж)
очень правильно, чтобы без сучка и без задоринки.
как в той притче - не хватает сухих листьев в прекрасном саду.
или придираюсь уже.)
3 балла

10.

озеро  детства
качается  в камышах
дедушкина  лодка

зря автор использовал в двух строках отсыл к детству - ну это предсказуемо. ровно всё.
хочется раскачать лодку.)
вот если заменить "дедушкина лодка" на например, ...хм..."чужая лодка" - тут уже появляется сюжет,
тут уже интересней и глубже, мне кажется. больше откликается.
 1 балл

11.

в заводи лодка
к маме уткнулся под пух
носом утенок

сравнение лодки, уткнувшейся в камыши, с утёнком и уткой. ну вот опять красивость -
во второй и третьей строках хочется поменять порядок слов на простой и привычный.

12.

на гладь речную
набежали морщинки
вот и утюжок

"гладь речную" - "речную гладь" (уже устала писать про ненужные инверсии)
хорошее образное сравнение. лодка - утюжок, но  если убрать фото, то не читается вообще.


13.
озера чаша
в шелесте камыша
челн-недомерок

недомерок?..ну ладно. опять Юрий Коваль вспоминается с его недопёском Наполеоном.)
опять инверсия и метафора в одном флаконе "озера чаша". мешает мне первая строка проникнуться.
а хотелось бы узнать побольше про этот челн-недомерок.)

Общее впечатление - авторы таки находятся в плену стереотипов европейской поэзии,
стараются "сделать красиво". это другой жанр! пишите просто, найдите необычный ракурс взгляда на привычное,
не будьте в плену формального. искренне хочу, чтобы желание писать хайку осталось у вас и после конкурса,
и не для конкурса, а просто по жизни. не взирая на мои придирки и ворчание.)

у меня тоже родилось трёхстишие. не для примера как надо (!), а просто быть вместе, да и фотография понравилась  -

дачный чердак
так и не доросла
до маминых лодочек
 
               МИХАИЛ ЮШМАНОВ

В прошлом туре авторов потянуло на тему любви, а этот тур посвящён мистике. Смотрел-смотрел - не могу ни одну работу выделить из общего ряда, ни в лучшую, ни в худшую сторону, поэтому всем по одному баллу.
1.

чёлн усталый
вернулся на берег родной
за плечами Путь…
Видимо надо понимать так , что хайдзин постиг великий путь Дао и ему нечем больше заняться в этой жизни. Но Дао, как абсолютная истина, до конца не постижим. Смирись, непокорный, и иди дальше…
По технике – олицетворение и метафора как основа всего текста. Восточный сюжет на европейский лад, чего-то меня не вдохновляет. Автор глядит на картинку и предлагает своё мнение.

2.
пустая лодка
бродит по берегу тень
неужто Харон
А как догадаться, что это именно Харон? Может это рыбак слегка перебрал и не может найти тропинку?

3.
еще одно утро
шуршат камыши
о новом улове
Утро по любому «ещё одно», а потом и следующее будет. И улов каждый день новый.

4.
алеет закат
лёгкая рябь на воде
лодку качает
Трёхчастно, причём, если первую с третьей как-то можно увязать, то вторая ничего не добавляет сюжету, она лишь как дополнение к картинке. Как говорится, нет напряжения между частями.
Обратимся к классикам
Старый пруд
Прыгает в воду лягушка
Звук воды
Тоже трёхчастно, но все строчки читаются попарно, и в таком виде имеют вполне ясный смысл и связь друг с другом.
Рябь на воде не может раскачать лодку, а от качающейся лодки не рябь, а волны, хоть и маленькие. Рябь только от ветра.

5.
тихая заводь
белые лилии днём
ночью русалки
Здесь тоже трёхчастно, но попарно 1+2 и 1+3 связаны. Наверное можно принять такую схему, но опять мистика, и картинка растянута по времени. И что нам даёт знание, что днём лилии, ночью русалки? У меня никаких мыслей.

6.
приют для двоих
под сводами камыша
разные судьбы
В первой строчке ни одного прилагательного, а она оценочная. Третья тоже.

7.
лодка пустая
запах рыбной похлёбки
плывёт над костром
Нет напряжения между частями. Инверсия в первой строчке даёт смысловое ударение на «пустая» , но то, что лодка пустая, никак не влияет на приготовление ухи.

8.
приют для лодки
в прибрежных камышах
круги по воде
«Приют» понятие абстрактное, а значит оценочное. Нет напряжения между частями – круги по воде к лодке никакого отношения не имеют.

9.
закат и костёр
пылающие в пруду
отражения
«Пылающие в пруду» метафора ради метафоры. Теза с антитезой могут быть закат и костёр, но они в одной строчке. Когда добавляется отражение, это перегружает хайку образами.

10.
озеро детства
качается в камышах
дедушкина лодка
По структуре, теза с антитезой, напряжение между ними – всё в порядке. Но это всё личное восприятие автора, без него мы бы не узнали, ни про детство, ни про дедушку. То есть текст ближе к еврохайку.

11.
в заводи лодка
к маме уткнулся под пух
носом утенок
И опять нет напряжения между частями. Пусть даже лодка уткнулась в берег, утёнок в маму, но они существуют независимо друг от друга.

12.
на гладь речную
набежали морщинки
вот и утюжок
Метафора и авторское мнение.

13.
озера чаша
в шелесте камыша
челн-недомерок
Инверсия в первой строчке ничем не оправдана, «в шелесте камыша» абстрактно-метафорично, и чего так пренебрежительно, пусть и к простой лодке.



             ИНЕССА ФА
Добрый час участникам третьего тура! Уютненькую фотографию подобрал для вас организатор. И это, несомненно, отразилось в работах. Удивляет схожесть многих хайку друг с другом, как будто один автор сочинял варианты - лодка, камыши, озеро... Мало кто рискнул развить тему, пойти чуть дальше в образах. Упорно предлагаются в речевых оборотах инверсии, хотя несколько раз в разборе были к ним замечания. Если честно, то все хайку хочется ещё "покрутить", сделать звучнее, точнее, глубже.
Выбирать лучшие хайку в этот раз было труднее... А теперь подробнее:

1.
чёлн усталый
вернулся на берег родной
за плечами Путь…

Инверсия, излишний пафос, не совсем хайку, скорее строчка поэтической прозы...

2.
пустая лодка
бродит по берегу тень
неужто Харон

хорошее сэнрю, но "пустая лодка" как-то слишком прямо и звучит грубее по отношению ко второй строчке. Вариант "брошены весла" - становится понятно, что лодка, но не называется в прямую.

3.
еще одно утро
шуршат камыши
о новом улове

олицетворение, камыши просто шуршат, об улове думает автор. Позитивное "новый улов" плохо сочетается с усталым "ещё одно утро"...

4.
алеет закат
лёгкая рябь на воде
лодку качает

если мысленно не ставить запятую после второй строчки, то получается, что рябь качает лодку. Ну уж нет, лодка для ряби слишком тяжела...

5.
тихая заводь
белые лилии днём
ночью русалки

интересно, свежо, но и здесь как-то надо напрягаться, чтобы уяснить смысл. С первого прочтения кажется, что лилии превращаются в русалок.

6.
приют для двоих
под сводами камыша
разные судьбы

Слишком эпично и пафосно на мой взгляд. Своды у камыша? Он, конечно, иногда бывает чуть выше человека, но...

7.
лодка пустая
запах рыбной похлёбки
плывёт над костром

инверсия в первой строчке; над костром по законам физики воздух уносится вверх. А вот над водой, на рекой — вполне возможно "плыть".

8.
приют для лодки
в прибрежных камышах
круги по воде

снова визуальная неточность - камыш слишком плотно растет, чтобы между стеблями шли круги. Приют - круги - затонула? Последний приют?


9.
закат и костёр
пылающие в пруду
отражения

интересное наблюдение, но как-то не совсем точно передано и воспринимается больше объяснением, чем открытием автора.

10.
озеро детства
качается в камышах
дедушкина лодка

плохо разнесены первая и вторая часть - они также стремятся к объяснению - желательно ещё поискать первую строчку, необязательно говорить про детство или называть водоем (озеро, река) - лодка уже в воде...

11.
в заводи лодка
к маме уткнулся под пух
носом утенок

мне понравилось, что автор увидел в лодке нос-клюв и ушел от штампов. Но вот всё-таки недотянуто - может излишняя деталь "под пух", напрягается, ищешь место для пуха и думаешь, а можно под него уткнуться или в него? Возможно, первая идея была под крыло, но якобы «лишний слог» остановил)

12.
на гладь речную
набежали морщинки
вот и утюжок

образ также интересный:  лодка-утюг. Есть схожесть) но без фото это хайку работать не будет. "набежали морщинки" искусственное словосочетание, мы так а жизни не говорим... инверсия в первой строчке

13.
озера чаша
в шелесте камыша
челн-недомерок

инверсия в первой строчке;  в третьей строке "недомерок" звучит как-то презрительно и особого образа не вижу - просто констатация факта

Итого:
2 - 2 б.
5 - 3 б.
7 - 2 б.
9 - 2 б.
10 - 1 б.
11 - 2 б.
12 - 1 б.