Александр Нарольский - художник, архитектор, поэт

Поэты Прозаики Приднестровья
Александр Нарольский – художник, архитектор, поэт

Он любил Тирасполь как вторую родину

В столичном Доме Советов состоялась презентация книги «Александр Нарольский – художник, архитектор, поэт» из серии «Твои люди, Приднестровье». Нарольский Александр ушёл из жизни в августе прошлого года, и вклад его как главного архитектора Тирасполя с 1979 по 2009 год, безусловно, заслуживает памяти потомков. Кроме того, интересна его разносторонняя личность, незаурядная, энергичная и творческая. Александр Владимирович был строг к себе, человек дела, не любил распространяться о своей персоне, не выставлял напоказ свой внутренний мир. Данная книга, составленная на основе документов, проектов, эскизов, рисунков, дневниковых записей и личных воспоминаний людей, знавших архитектора, является попыткой создать целостный образ этого человека, неотделимый от времени.

На презентацию книги пришли члены семьи (жена, дети, внуки), многочисленные друзья и коллеги архитектора, представители руководства города, творческая интеллигенция. Супруга Нина Нарольская поделилась своими воспоминаниями о муже. «Он полюбил Тирасполь как свою вторую родину, именно в этом городе Александр нашёл близких по духу, творческих и порядочных людей, с которыми ему было интересно общаться и работать», - сказала она. Нина Нарольская также подчеркнула безграничную любовь и преданность этого человека своему делу: он относился к нему как к миссии, он жил Тирасполем, беспокоился за него, мечтал видеть город гармоничным, искал возможности сочетания новых архитектурных тенденций с историческими памятниками. Нарольский много ходил по городу пешком, приглядывался, оценивал профессиональным глазом архитектора и художника. Главный архитектор города чувствовал за него личную ответственность и не мог иначе.

Автор-составитель книги Николай Феч признался, что погружение в мир архитектора Нарольского оказалось увлекательным процессом, всё более раскрывавшим масштаб личности героя, довольно скромного и даже отчасти скрытного по натуре. Александр Нарольский не любил пиара, не стремился публиковать свои стихи, которые с ранних лет писал на украинском языке, не выставлял свои картины и рисунки, которыми тоже занимался всю жизнь. Все побочные занятия (поэзию, графику, живопись) он воспринимал как хобби, высоко ценил профессионализм и мог считать себя профессионалом только в главном деле жизни – архитектуре, градостроительстве. «Александр Владимирович приложил все знания и силы, чтобы облик Тирасполя изменился в лучшую сторону, а жизнь горожан стала более благоустроенной, чтобы были созданы оптимальные условия для труда, быта, отдыха населения и эффективной работы всех отраслей народного хозяйства», - говорится в книге. Тирасполь, каким мы его знаем, во многом вырос из проектов Александра Нарольского. Перечислять их можно долго: магазин «Товары для женщин» (ныне «Счастливый мир»), кафе «Прохлада», Дворец детского и юношеского творчества, здание Верховного Совета ПМР, Городской дворец культуры, кинотеатр «Тирасполь» с прилегающей территорией, Епархия и Собор Рождества Христова, многочисленные памятники, в том числе в сквере де Волана, и многое другое. Наконец, при его активном участии был разработан и утверждён новый генеральный план развития нашего города. Увы, распад СССР и последующие события помешали претворить его в жизнь, но в этом уже не вина Нарольского.

Нынешний главный архитектор Тирасполя Виталий Гончаров считает себя учеником Александра Нарольского, старается руководствоваться его заветами, важнейший из которых – у города должнобыть своё лицо. «Он оказал на нас такое большое и глубокое влияние, что в процессе работы постоянно спрашиваешь себя: а что бы по этому поводу сказал Александр Владимирович? Он как будто до сих пор с нами, и трудно смириться с тем, что его уже нет в живых», - сказал Виталий Гончаров.

В завершение хочется привести слова другого архитектора, которые также использованы в книге о Нарольском, поскольку совпадают с его профессиональным кредо: «Мир города, естественный для большинства из нас как природа, создаётся объединённым усилием множества людей, но роль архитектора в истории города особенная. Он воспринимает город как все горожане и одновременно иначе, потому что умеет видеть в сегодняшнем облике городов и их прошлое, и их ближайшее будущее».

Олег СОСНИН, 02.04.2018 г.,
http://www.tirasadmin.org/new/2018-04-02/16179