По конкурсу - Бабье лето, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2021/09/14/82 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2021/10/20/3357 - Итоги конкурса

Тема конкурса большинству авторов понравилась - в этот раз я приняла много заявок, поэтому и судьям было проще отбирать лучшие стихи из множества представленных. Не со всеми их предпочтениями я согласна, но как уж случилось, так тому и быть. Хотя...

 Конкурсное задание было сформулировано следующим образом:

Стихи, содержание которых отвечает  устойчивому выражению «Бабье лето», обозначающему период ранней осени, когда после знойного лета вечера становятся прохладнее, но дни насыщены теплыми солнечными лучами. Решить стихи можно как в буквальном смысле - в жанре пейзажной лирики, описывающими пейзаж и погоду, а можно и как философскую или интимную лирику, попытавшись раскрыть выражение в переносном смысле - в форме лирического рассказа о  поздней внезапно возникшей любви, или о запоздалом и неожиданном периоде творческого взлета. Стихи могут быть решены и в жанре гражданской лирики, если попытаться использовать переносный смысл этого выражения в исторической теме  или в теме развития гражданского общества. Словом, годится любой подход к теме  и любой жанр написания, главное, чтобы к стихам подходило название «Бабье лето».

**************************************************
Сначала покажу вам стихи, которые показались мне наиболее удачными. Они не только написаны богатым и правильным русским языком с использованием приемов поэтической речи, но и привлекли меня небанальным содержанием и авторским подходом к раскрытию темы.
 
1. А ПОКА... ГАЛИНА КОСИНЦЕВА ГЕНШ

Проседь жёлтая в кронах лип,
На кустах – паутинок сети...
Скоро клиньями журавли
Вдаль потянутся на рассвете.

Станет пасмурно-высока
Меланхолии серой нота,
Небо выцветет... А пока
Краски блещут – и нет заботы:

Радость тёплая на душе,
Как подсолнухов жёлтых пятна.
Райской сказкою в шалаше
День мерещится... Но понятно,

Что недолго ему цвести:
Дуб, сегодня зелёно-пышный,
Сбросив листья, прошелестит:
"Что поделаешь – время вышло".

Так случится: уйдёт пора
Встреч, улыбок, объятий тёплых,
И холодных разлук ветра
Застучат по оконным стёклам.

Сквозняки прокрадутся в дом,
С непогодой не будет лада...
А пока – благодать кругом
Драгоценная. И отрада.

Правильный язык без изъянов, умелое обращение с образами ("Станет пасмурно-высока
меланхолии серой нота", "Радость тёплая на душе, как подсолнухов жёлтых пятна".  Точно и законченно описан пейзаж, в котором дополнительно и к месту вкраплены авторские размышления о периодах времени, которые неминуемо появляются не только в природе, но и в жизни человека ("Что поделаешь – время вышло". Так случится: уйдёт пора..."), и о том, что стоит замечать хорошее в настоящем ("А пока – благодать кругом драгоценная. И отрада"). Удачные стихи.

6. ПРЕКРАСНЫ ЯБЛОНИ В ПЛОДАХ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ   

Прекрасны яблони в плодах,
Наполненных подлунным светом.
Сентябрь блаженствует в садах
В обнимку с пышным бабьим летом.

Неугомонна бабья плоть
И до гулянок так охоча,
Что не боится исколоть
Ступни, в саду танцуя ночью.

Свеченье звезд и мотыльков,
И яблок млечное свеченье.
Мне б загулять до петухов,
Найти для сердца приключенье!

В него сорваться сгоряча,
Пробив затворы и плотины,
Забыв что виснут на плечах
Года чугунной паутиной,

Что стать не та и поздно шить
Самой себе судьбу на вырост.
Но напоследок нагрешить -
Свинья не съест, а Бог не выдаст.

Еще немного - и конец
Обманной легкости свободы!
Вот лунный серпик, как пловец,
Нырнул в заоблачные воды,

Дождем набухла полоса
Совсем осеннего рассвета.
Плоды в траву роняет сад,
Оплакивая бабье лето.

Мастерская поэзия - яркая, сочная, выполненная чистым и богатым русским языком, который естественно ложится в строку, помогая автору передать его мысли и ощущения. Начинается текст с пейзажа ("Сентябрь блаженствует в садах в обнимку с пышным бабьим летом"), а далее автор не столько описывает осень, сколько рассказывает нам о настроениях своего персонажа, о его поре возрождения чувств ("Мне б загулять до петухов, найти для сердца приключенье!") Стихи, которые достойны отбора их судьями, это не всегда лишь те, которые совпадают с  сегодняшними состояниями души читателя (читатель с ними согласен!), или с его возрастом, а в первую очередь те, где видно умение автора ярко, точно и выразительно создать образ персонажа, где этот персонаж убедителен, а все слова и средства языка работают на этот образ, а не выдуманы ради укладки слов в рифму. Данные стихи - живые, со своим лицом и с умелым использованием крылатых выражений (что всегда для автора признак хорошего владения литературной речью): "загулять до петухов", "поздно шить, "свинья не съест, а Бог не выдаст", "виснут на плечах года". Богатейшая речь, где все к месту, но при этом ничего "не пересолено" случайными сравнениями.

8. БАБЬЕ ЛЕТО. ВАЛЕНТИНА КАЛЁВА (ВНЕКОНКУРСНАЯ ЗАЯВКА ЧЛЕНА ЖЮРИ)

Солнечным утром к нам в город  пришла красота:
Тёплой ладонью касалась продрогших балконов,
Ласково гладила пруд, где дремала вода,
И обнимала прохожих, совсем еще сонных.

После дождливой недели – бескрайняя синь,
Астры наводят причёски и смотрятся в лужи -
Все, как одна, превратились в прекрасных графинь,
Так не похожих на мокрых вчерашних старушек.

Клён, торопясь, примеряет богатый наряд -
Золото в моде и красно-бордовые краски.
Месяц пройдёт - полиняет костюм, говорят,
И разлетится по мокрым ступенькам терраски.

Ну, а пока листья клёна под солнцем горят,
Радуя взгляды, чуть-чуть красоте он послужит…
Что происходит на свете?  А просто сентябрь
Нам подарил бабье лето в преддверии стужи…

Здесь мы видим пейзаж на тему "Что происходит на свете?", но какой же  выразительный и правильный русский язык, какое четкое построение предложений и  согласование слов в них, какие запоминающиеся и точные образы: "Астры наводят причёски и смотрятся в лужи - все, как одна, превратились в прекрасных графинь, так не похожих на мокрых вчерашних старушек". Или: "...Красота тёплой ладонью касалась продрогших балконов, ласково гладила пруд, где дремала вода, и обнимала прохожих, совсем еще сонных".

13. БАБЬЕ ЛЕТО. ЕЛЕНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ДРОЗДОВА

Снова дождь барабанит по крышам,
Тёплый август уходит по лужам.
Ты, конечно, меня не услышишь,
Не узнаешь, как сильно мне нужен.

Бродит тихо уставшее лето,
Пахнет горечью ягод рябины,
А в душе увядают фрагменты,
Где мы были когда-то любимы.

Под седым, словно старец, туманом
Мирно дремлет простуженный город,
И любовь, укрываясь обманом,
Рвёт оковы - ей дай только повод!

В сентябре, забывая про осень,
Бабье лето вернётся, согреет...
Наши чувства проснутся, но, впрочем,
Возвратиться любовь не успеет.

А здесь уже не про пейзаж, а про припозднившиеся чувства, не обещающие долгого счастья: "Наши чувства проснутся, но, впрочем, возвратиться любовь не успеет". Все написано качественно, почти без замечаний к подбору слов и к организации фраз, много интересных небанальных сравнений: "Под седым, словно старец, туманом мирно дремлет простуженный город", "бродит тихо уставшее лето, пахнет горечью ягод рябины". Для полного совершенства я бы еще немного изменила фразу "как СИЛЬНО мне нужен" и еще подумала бы о необходимости фразы "Ты, конечно, меня не услышишь" - она хороша, но очень уж напоминает цитату  из известной песни....

25. ОХ, БАБЬЕ ЛЕТО. ДУЛЬСИНЕЯ ЕЙСКАЯ  (ВНЕКОНКУРСНАЯ ЗАЯВКА ЧЛЕНА ЖЮРИ)

Ещё листвы живые россыпи
Не пали – не пришла пора.
Ещё роса в рассветной поступи.
Ещё не бесятся ветра.
И небеса неогорчённые
Не прячут в рукаве грозу.
Цепочкой муравьи-учёные
Ползут исследовать лозу…

Теплынь хозяйкою-помещицей
Засела в доме сентября.
...Возьмусь писать – ремонт мерещится!
Я только время трачу зря.
Вчера заделывала трещину,
Очередную – в потолке.
Болит спина. Устала женщина.
И кисть не держится в руке.
Какие дни стоят погожие!
Вернулось лето для меня.
...Покрасить, побелить прихожую:
Ни часа не терять, ни дня.

Очень нестандартно раскрыта тема, с большим юмором и самоиронией: "Какие дни стоят погожие! Вернулось лето для меня... Покрасить, побелить прихожую: ни часа не терять, ни дня". Или: "Теплынь хозяйкою-помещицей засела в доме сентября", "...Возьмусь писать – ремонт мерещится!" А как вам эта находка - "небеса неогорченные"? Блеск! Даже не знаю, что тут можно еще комментировать - мне все нравится! Талантливо и хорошим русским языком!

31. НЕЛЁТНОЕ ЛЕТО. БЕККИ СКВИРРЕЛ

           «Что затеваешь ты, лето, скажи-ка –
            Будет у нас к декабрю земляника?
            Птицы на север свернули обратно?
            Нам оставаться с тобою приятно,
            Мы бы могли...» Но продрогшее лето,
            Ветхую шаль отыскавшее где-то,
            Сделав из облака два дирижабля,
            Буркнуло в дождь: «Не дождётесь, я – бабье!»

Новое нестандартное решение темы - выполнено в жанре стихов для детей. Хотя почему только для детей? Прекрасное короткое стихотворение с диалогом, написанное с иронией!

32. НА РОДИНЕ ЕСЕНИНА. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА   
 
Осинок тонких трепетная дрожь,
Казанской церкви утренние звоны...
Восход на птицу райскую похож -
Зажёг лучами радужные клёны.

Стою, как в церкви - благостно, светло,
Горит резной иконостас рябины -
Ловлю в ладонь последнее тепло,
А сердцем слышу оклик журавлиный.

Прозрачный воздух так пьяняще чист,
Что свой отлёт опять отложат птицы,
А своевольный пятикрылый лист,
Сорвавшись с клёна, в небо устремится.

Но всё грустней осенний клавесин -
Всё ближе, ближе заморозок первый…
В саду на ветке яблоко висит,
В урочный срок не сорванное Евой.

Берёзы шепчут свой молитвослов,
А в сердце вновь щемящей нотой длинной
Звенит строка есенинских стихов,
Как тот, высокий оклик журавлиный…

Стихи, конечно, совсем для другого конкурса были написаны, но и к нашей теме подошли: пейзаж бабьего лета выписан отлично и небанально: "Но всё грустней осенний клавесин - всё ближе, ближе заморозок первый… В саду на ветке яблоко висит, в урочный срок не сорванное Евой". Мне нравится здесь очень грамотное использование семейства образов: упомянул автор в первой строфе слово "церковь", и далее он, описывая вовсе не храм, а природу, постоянно использует созвучные "церкви" образы и сравнения, например, "Стою, как в церкви - благостно, светло, горит резной иконостас рябины - ловлю в ладонь последнее тепло, а сердцем слышу оклик журавлиный". Или: "Берёзы шепчут свой молитвослов". Мастерски  выполненные стихи!

38. РЕДЕЮЩИХ ЛЕСОВ И ТАЮЩИХ СОЗВЕЗДИЙ. ВИКТОР КОЛЕСНИКОВ 6   

Редеющих лесов и тающих созвездий
Душою не объять и не поспеть вослед.
И не избыть печаль. И не исчислить следствий.
Лишь голову задрав, смотреть, как ясен свет.

Как остывает мир. Белеет паутина.
Иззябшая река ныряет в глубину.
Душа взлетает вверх. А лес покровы скинул.
Но суть вещей ясна и не уйдёт ко дну.

И не уйдёт в бега от пашни праздной пахарь.
И журавлиный клин обратно прилетит.
Не тленом, не бедой - ромашкой поле пахнет,
И, как чертёж, в рулон завёрнуты пути.

А это уже мужская качественная философская лирика. Стихи про осень, но совсем не только про нее одну - это глубокие размышления о мире, о последнем шансе что-то изменить в конце пути: "Душою не объять и не поспеть вослед. И не избыть печаль. И не исчислить следствий". При этом "...суть вещей ясна и не уйдёт ко дну", потому что "душа взлетает вверх..." и "не тленом, не бедой - ромашкой поле пахнет, и, как чертёж, в рулон завёрнуты пути". Прекрасные образы и великолепное по содержанию стихотворение, в котором спрятан оптимизм и надежда "бабьего лета".

46. БАБЫ, ЛЕТО, КОТ В НОЧИ. АЛЕКСВ   

Лимон луны торчит в ночи
Послеконьячным закусоном.
В саду антоновка стучит
Пинг-понгом в поисках Ньютона.

Но толоконны наши лбы,
Скучны научные задачки,
Когда под полночь из трубы
Летят веселые ведьмачки.

Реальный мир во сне размяк,
А тьма сгустилась перед пиром.
Вальяжный кот, хлебнув коньяк,
Играет в шахматы с мессиром.

В такую ночь растут горбы,
С могил снимаются запоры.
И, оседлав свои гробы,
Летят покойники на Гору.

В такую ночь, забыв семью,
Колдуний ищут все поэты.
А я коньяк с соседкой пью -
Мы провожаем бабье лето.

Стихи, решенные в жанре иронических. Это - не лирика, поэтому и требования к языку в этом жанре другие, этой поэзии нужны не описательные (красивые!) образы, а скорее выразительные, с отсылкой (аллюзиями) на известные литературные источники: "Вальяжный кот, хлебнув коньяк, играет в шахматы с мессиром". Или на общеизвестные легенды о выдающихся личностях: "В саду антоновка стучит пинг-понгом в поисках Ньютона". Кажущаяся "шутейность", с которой мы любим писать стихи для своего узкого круга, запечатлевая в них разную рифмованную ерунду, здесь только лишь кажущаяся. На самом деле чувствуется рука мастера и хорошо начитанного человека, к месту вставляющего в текст и фразеологизмы, и обращения к  знакомым литературным сюжетам: "Но толоконны наши лбы, скучны научные задачки, когда под полночь из трубы летят веселые ведьмачки". Яркая ироничная концовка ("А я коньяк с соседкой пью - мы провожаем бабье лето") дает повод для отнесения стихов к нашему конкурсному заданию.

47. А ЗА ОКНОМ... ОЛЬГА ГРУБСКАЯ   

Тупая боль, своё вонзая  жало,
Несёт смертельный яд по руслам вен.
Остывший чай, с водой из крана... ржавой,
Бессилен тьму рассеять в голове.

Сера' постель, корявы руки-ветви,
Смежает веки полузабытьё,
А за окном сгорает  бабье лето -
Короткое, последнее её.

Приносит день сквозь призму мутных стёкол
Прощальный яркий луч  в её ладонь.
Век  вдовий — зябкий долгий и жестокий,
Где бабьим летом  всё, что было  до...

Здесь уже описана жизненная драма, рассказ о женщине, вдове, испытывающей тяготы болезни в то время, когда "...за окном сгорает бабье лето - короткое, последнее её". Написано здорово, пронзительно, точно. В этом стихотворении "бабье лето" - это не время года и не период запоздалого чувства, а точка отсчета: "Век вдовий — зябкий долгий и жестокий, где бабьим летом всё, что было до...". Сложная тема, которая, на мой взгляд, автором блестяще раскрыта - лаконично и глубоко.

48. БАБЬЕ ЛЕТО. ОЛЬГА КОРОЛЕВА 
 
Сентябрь августа бесцветней:
Поблек и сник зеленый клен.
А ветер так похож на летний –
Но будто чуть недопечен.

Свернулось солнышко клубочком
И стало греться на печи.
Метанья копий все – неточны.
Размыты маревом лучи.

Я жду трамвай на остановке,
А дождик бегает кругом.
Плащи накинули торговки,
Вдали шуршит последний гром.

Осенних молний блещет пояс.
Кафе и лавочки – в воде.
Из магнитолы слышен голос
Меланхолической Шаде.

Он будто грустным мыслям вторит.
Вчера ты, встретившись в дверях,
Заметил вежливо, что тронут
Моим признанием в стихах.

Лирична грусть и так красива.
Очаровать тебя, мой царь,
Немного силы не хватило.
Ведь я не август, а сентябрь.

Лирические стихи скорее о любви, чем на тему бабьего лета (запоздалого чувства), но очень поэтично и точно описан здесь сентябрь, который в концовке еще и становится виртуальным персонажем ("Очаровать тебя, мой царь, немного силы не хватило. Ведь я не август, а сентябрь"). Это концовка удачна еще и тем, что именно со сравнения августа с сентябрем стихи начинаются ("Сентябрь августа бесцветней"), - в тексте соблюдена логика изложения! Нравятся небанальные образы: "А ветер так похож на летний – но будто чуть недопечен", "Свернулось солнышко клубочком", "Метанья копий все неточны", "Я жду трамвай на остановке, а дождик бегает кругом". Богатый язык.

************************************
Вот и вся подборка, которая мне понравилась полностью. О еще нескольких стихах без видимых ошибок, но не удививших меня своим содержанием (красиво, правильно, но скучновато и очевидно) я здесь рассказывать не буду, особенно, если их авторы уже не раз фигурировали в моих разборах других конкурсов. Мне всегда хочется в первую очередь сделать разбор стихов наших новых участников.

Стихи с огромным количеством самых разных технических недочетов я тоже в этот раз разбирать не буду: не хочу портить настроение ни авторам, ни себе (начинающие авторы обычно крайне обидчивы на любую критику!). Лучше покажу вам тексты стихов, которые понравились своим написанием и мне, и многим судьям, взявших их в свои шорт листы, но, к сожалению, имеющие единичные досадные (потому что речевые!) недочеты, на которые стоит обратить внимание не только их творцов, но и прочих читателей ТМА, стремящихся приобрести от нашей Мастерской какую-то пользу для себя. Но это уже во 2-й части статьи. 

продолжение статьи - см. http://stihi.ru/2021/10/21/6951