Джек Лондон и золотая афера на Аляске

Михаил Гуськов
"Джек Лондон – певец золотой лихорадки".
(Статья была опубликована в журнале «Чудеса и приключения»
№10 2002 г. Автор: Михаил Гуськов)

Оценивая успех удачливого писателя, небесполезно спросить себя: кто и какие деньги стоят за этим счастливчиком?..


     Не все знают, что Россия так и не получила тех нескольких миллионов долларов, за которые США купили у неё Аляску. Хотя пароход «Оркней» с большей частью этой суммы в золоте вышел в море, он так и не достиг русской столицы: в Балтийском море таинственные заговорщики попытались захватить это золото. Нападение было отбито, но пароход по каким-то причинам затонул с драгоценным грузом...
     Новым владельцам необходимо было представить Аляску как дикий, неизведанный край, куда впервые ступает нога белого человека. С этой задачей блестяще справился Джек Лондон, создав образы американских охотников за золотом, якобы впервые открывающих те места, которые уже за сто лет до них были освоены русскими золотодобытчиками и промышленниками. В частности, Российско-Американской компанией и такими выдающимися российскими предпринимателями, как Шелихов, Резанов, Баранов и другие.
     Завладевшие русскими золотыми приисками американские и канадские промышленники постарались, чтобы книги Джека Лондона были растиражированы в миллионах экземпляров по всему свету. И теперь, благодаря книгам выдающегося писателя, не только каждый американский школьник уверен: освоение Канады и Аляски американскими первопроходцами шло так, как это описано в северных рассказах Джека Лондона.
     До него подобный социальный заказ новых земельных собственников США выполнил Фенимор Купер, своими литературными трудами создавший иллюзию, будто окрестности Нью-Йорка и Бостона ещё в середине XVIII века были диким краем, где хозяйничали вожди краснокожих племён. Сейчас трудно сказать, кому и когда конкретно принадлежала земля в данном районе, однако её передел, безусловно, был связан с войной Североамериканских штатов за независимость от британской короны. Биография Фенимора Купера в начальной части схожа с биографией Джека Лондона. Он тоже проявил в ранней юности непокорный нрав, бросил университет и в семнадцать лет устроился на торговое судно, совершавшее океанские рейсы. В девятнадцать лет он был принят мичманом на военный корабль «Виктория», а в двадцать один год уже оставил военную службу навсегда.
     Биография Джека Лондона тоже выстроена по всем правилам агентурной технологии. Семнадцатилетний юноша-моряк — путешествие к берегам Японии — участие в революционной борьбе — тюрьма — золотые прииски — литературная деятельность — университет — изгнание из университета. Ореол моряка, золотодобытчика. борца, изгнанника- студента создан — далее писательская и общественная деятельность. Цель — заставить читателей преклоняться перед достижениями цивилизации и величием англосаксов, несущих эту цивилизацию «остальным народам».
     О Джеке Лондоне (настоящее имя Джон Гриффитс) написаны тысячи биографических статей. Однако все они фактически повторяют несколько утвердившихся в литературоведении мифов. Все сведения о долитературном периоде его жизни основываются на его собственных словах и свидетельствах тех людей, которые «вспомнили» Лондона, уже добившегося мировой славы. Главным же источником сведений о Лондоне стала книга Ирвинга Стоуна «Моряк в седле» (1938), содержащая десятки анекдотов, которым серьёзность повествования придаёт в глазах читателя налёт достоверности. Например, история о том, что чернокожая няня, вскормившая маленького Джона Гриффитса, многократно меняла места жительства, повсюду сопровождая его семейство. При этом она не жила с ними, а всегда селилась поблизости, работая то прислугой, то медсестрой. В нужный момент именно у неё заимствует пятнадцатилетний Джон сумму в триста долларов на покупку шлюпки. Представить такую гигантскую по тем временам сумму у бедной негритянки просто невозможно. Трудно вообразить, чтобы, при всей любви, она решилась отдать эту сумму пятнадцатилетнему мальчишке.
     В пятнадцать лет Джон становится контрабандистом, а в шестнадцать его принимают в береговую полицию, и он начинает охотиться на своих прежних соратников. Америка девяностых годов XIX века, конечно, страна свободная, но не настолько, чтобы брать в полицию шестнадцатилетних разбойников.
     Фантастичны истории многократного обогащения и последующего разорения семейства Гриффитсов. Отчим Джона несколько раз умудряется покупать то фермы, то ранчо, но снова и снова разоряется по вине жены, матери будущего знаменитого писателя.
     Подобным несуразностям несть числа. Верить в них можно, только будучи загипнотизированным авторитетом самого Джека Лондона и его последующих именитых биографов.
     Джек Лондон воспринимается читателями как большой знаток жизни золотодобытчиков. Поколения читателей уверены, что он сам прошёл через все те испытания, которые описывает. Однако даже согласно официальной биографии, он пробыл на Аляске всего три месяца, и там только зимой -1898 годов, когда никакие поисковые работы вести было невозможно. Срок недостаточный, чтобы обрести все те знания, которые стали основой для написания  его северных рассказов
     Вообще вся эпопея с золотой  лихорадкой на Аляске требует внимательного рассмотрения с калькулятором в руках. Скорее всего это крупномасштабная афера,  преследовавшая несколько целей. Во-первых, продолжить освоение Аляски, начатое русскими предпринимателями. Во-вторых, растворить претензии русских золотопромышленников на свои прииски в массе новых золотодобытчиков. В-третьих, организовать получение денег не на добыче золота из золотоносных жил, а на  добыче золота из карманов легковерных американцев. жаждущих быстрого обогащения. На Аляске образовался своего рода центр паломничества к золотому тельцу, к которому конная полиция пропускала только тех, у кого было при себе не менее пятисот долларов наличными и провизии на тысячу фунтов.
     Таким образом, образом организаторы аферы оказывали каждому  золотоискателю-туристу  услуг минимум на пятьсот долларов с предоставлением права искать на пространстве в несколько десятков тысяч километров «золотоносный участок»
Только в посёлке Доусон, описываемом Джеком Лондоном. зимой скопилось от 5 до 7 тысяч зимовщиков, жаждущих летом начать освоение золотоносных участков. Это были те, кто владел как минимум пятьюстами долларами. Следовательно, за зиму они истратили в Доусоне от 2,5 до 3,5 миллиона долларов. Если учесть, что за период золотой лихорадки через её жернова прошли десятки, если не сотни тысяч человек не только из Америки, но и с других материков, то нетрудно подсчитать, какие астрономические суммы оставили эти люди организаторам золотой аферы. Во всяком случае, эти суммы многократно превысили те 7,2 млн. долларов, за которую была куплена Аляска.
     Сразу же по возвращении с Аляски Лондон начал публиковать свои северные рассказы, расходившиеся гигантскими тиражами по всему свету, привлекая в этот край всё новых и новых искателей приключений и лёгкой наживы.
     То, что Джек Лондон был исполнителем социальных заказов, подтверждает и другое обстоятельство. Именно с опубликования его повести «Джон Ячменное зерно» в 1915 году, растиражированной в миллионах экземплярах, началось мощное общественное движение. «Сначала повесть появилась в журнале «Сатердей ивнинг пост»,— пишет Ирвинг Стоун,— затем вышла отдельной книжкой, и читали её миллионы человек. Священники так и ухватились за неё, видя в ней моральное наставление о вреде пьянства; на неё предъявляли права союзы трезвенников, организации сторонников запрещения спиртных напитков, лиги борцов за уничтожение питейных заведений — они составляли из «Повести» памфлеты и, напечатав, разбрасывали повсюду сотнями тысяч».
     Однако эта благотворительная акция вылилась в 1919 году в принятие Сухого закона, дестабилизировавшего американское общество. В результате проведения
этого закона оказались разрушенными все установившиеся экономические и общественные связи, что в конце концов привело к кризису 1924 года, вызвавшему массовое разорение фермерских хозяйств. С тех пор большая часть земельной собственности в США перешла во владение крупных банков. Это отчасти проясняет вопрос, кто был заинтересован в таком результате, а значит, и кто контролировал весь этот процесс.
    Биографии некоторых знаменитостей позволяют сделать вывод: писатель приобретает известность не благодаря литературному таланту, а благодаря талантливому исполнению литературного заказа: и известность тем большую, чем более мощные финансово-политические силы прямо или косвенно продиктовали ему этот заказ.
    Показательно: вскоре после опубликования этой повести Джек Лондон умер в возрасте сорока лет, якобы от передозировки наркотиков.