Может, она...

Вера Чубыкина Кашперко
       Лариска всё время думает о себе. Может, она дура?
       Может, она доверчивая или наивная. Но ничего не помогает и женщина продолжает думать. Может, стать сильнее и прекратить искать ответ на вопрос, который за целую жизнь так и не нашелся.  А она всё ищет и не находит, будто ответа и нет.
       Давным - давно  Лариса вышла замуж. Потом развелась с мужем. Грустная история – скажет кто-то и всё. Но что чувствовала она?
       Она чувствовала предательство своего мужа, огромное, всепоглащающее предательство, как пинок, нет -  хуже, как убийство её.
       МУЖ, МУЖЧИНА, что поделать, но эти слова навевали и до сих пор навевают, что это звучит гордо, что это надежность, защищенность, уверенность. Наверное, эти чувства необходимы женщине (девочке, которая выходит замуж), для рождения детей, для их вскармливания грудью в младенчестве, для возможности растить их в уравновешенном состоянии матери и ребёнка тоже. Вся эта защищенность, стабильность, и моральная и финансовая, является необходимостью, нужна и женщине и очень – очень нужна детям.
        Они поженились и все клятвы, которые давали в день бракосочетания, невеста приняла буквально. Муж торжественно произнёс: «Я даю тебе, Лариса, свою руку и соглашаюсь стать твоим мужем. Согласен плыть с тобой в одной лодке по жизни, преодолевая все пороги, неровности и пологие спуски. Я буду с тобой в жару и в холод, летом и зимой, в грозу и град. Этим кольцом я скрепляю наш союз и соглашаюсь следовать за тобой, куда бы ты ни пошла. В любви и радости, в горе и печали, в болезни и здравии я буду всегда с тобой!»…
        Эти слова с первого дня стали разниться с реальностью. Причём, очень. Их совместная жизнь стала уносить здоровье молодой женщины и не по чуть-чуть, обрушившись на её голову шквалом, бурей, ураганом, войной.
        Когда они поженились, Ларисе был 21 год. К 24 годам она превратилась в сильно потрепанную жизнью испуганную молодую женщину с не сходящими с лица синяками. Люди, кто не видел её с тех пор, как вышла замуж, при встрече шарахались, как от чумы, и спрашивали: «Лариса, что случилось? Ты болеешь?».
        Они поясняли, что Лариса так плохо и странно выглядит, что не узнать, подумали, что она смертельно больна или случилось какое-то горе, с которым трудно справиться. А она пугалась их вопросов и с недоумением отвечала, что у неё всё в порядке, что просто вышла замуж.
          На самом деле Лариса болела. Болела предательством. Что – то сильно и невыносимо болело внутри, не органы, болело то всё, что находится между ними, всё, чем была наполнена, вся она, и было очень трудно дышать.
         Организм больше не выдерживал такой нагрузки и прорвалось – у Ларисы начался невроз лица: правый глаз не закрывался, изо рта вываливалась еда, по ногам вверх – вниз постоянно проходила судорога, как электрический ток, доходящий до сердца и мозга и порализующий.
          От постоянного страха и переживаний у неё, изначально здоровой девушки, произошло нервно – психологическое расстройство, которое случается у людей, попавших в сложную для них ситуацию. Психика дезорганизовывается и возникают невротические симптомы, которые причиняют человеку много страданий, но и в то же время помогают, являясь способом избавиться от тяжелых переживаний или неполноценным, но выходом из сложившейся ситуации.
          Обратилась в больницу, врачи назначили всё, что положено, но ничего не помогало. Они вновь и вновь старались помочь и были в недоумении от того, что ничего не помогает, даже иглоукалывание, посматривали на молодую 24-летнюю девчонку, и были бессильны. В отчаянии предложили обратиться к лечащей бабушке, которая проживала в их посёлке и помогала людям.
          После долгих бабкиных врачеваний тела и души, был вынесен вердикт: «У тебя, девушка, махровая неврастения, как у 80-летней бабки, прожившей трудную жизнь. Я помогла тебе, но это временно. Меняй образ жизни или умирай.» Бабушка говорила по-доброму, но очень настойчиво. До Ларисиного затуманенного страхом и горем мозга, как сквозь кисель,  наконец, дошёл смысл слов и ей стало страшно за себя. Ещё страшнее было за маленького двухлетнего сына. Тогда женщина подумала: «Господи, угроблю свою жизнь ради чужого невоспитанного человека, а мой сын? Без меня, судя по спивающемуся отцу, ему не к кому в жизни будет приклониться и он останется сиротой.»
          Жизнь Ларисы, как наложившиеся друг на друга две клёнки в кинофильме.
          Вот сюжет, где она, нежная и любящая малыша молодая мама. Красивая стройная девушка с длинной косой гуляет с детской коляской, где сидит румяный толстячок в связанной мамой кофточке с вывязанными на ней ягодками. Вот выносит летним утром во двор детскую ванночку, наполняет водой. Вода к обеду нагревается на солнце и Лариса купает перед дневным сном малыша, ласково играя с ним и рассказывая сказки да детские стишки.
         А вот уже в ужасе бежит с сыном на руках, прикрывая его телом от направленного на них двуствольного ружья. И не знает, каким будет конец фильма.
         Начало изменения образа жизни было для Лариски не очень удачным, потому что от своего тирана получила страшное сотрясение мозга, сопровождаемое, конечно, огромным страхом, доходящим до ужаса. Это всё у него получалось делать отменно.
         Родители не поддержали женщину. Отец сказал, что она не понимает мужа, что он нормальный мужик. Мать сказала, чтобы не позорила семью, раз вышла замуж, чтобы терпела и жила. Они даже не проводили дочь в больницу, когда муж избил до потери сознания. А так они вроде числились вполне приличными родителями, не пили, не курили, работали и прочее. И всем было всё равно. И только Ларисин маленький сыночек спросил: «Где у тебя болит, мама?» И вопрос крохи вернул её к жизни и дал огромное желание жить вопреки всему.
         Лариса с сыном уехала жить в другой район. Она бросила всё материальное и духовное, что связывало с прошлым.
         С тех пор прошло много лет, огромный отрезок жизни. Всё постепенно наладилось. У Ларисы теперь свой дом, не богатый, но любимый. Сын уже взрослый молодой человек. Он добрый и отзывчивый, почтительный к людям. Живёт в другом городе. Женщина родила дочку и очень дружна с детьми, очень их любит. Замуж больше не вышла.
         Но остался вопрос к человеку, за которого вышла когда-то замуж. Почему? Клятву, которую дала в день бракосочетания, Лариса выполнила. Почему он – нет?
         Ведь она поверила, что когда им будет лет по 80, они будут помогать друг другу искать свои тапочки, ворча что трудно сгибаться. Что будут поправлять друг другу седые прядки, терпеливо дожидаясь у окна детей с внуками в гости. А потом, взявшись за руки, будут гулять в парке под падающими жёлтыми листьями. И когда придёт час, не страшно будет уйти в другой мир.
        Лариса всё время думает о себе. Может, она …
   
         
         
12.10.2021г.
с. Сладково