Конкурс - Имена. Иннокентий Анненский

Маллар Ме
 Дорогие наши постоянные участники и гости!

  Продолжаем наш проект "Имена".

   Русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, трагедиограф, автор книг о литературе и русском языке. Был директором Императорской царскосельской Николаевской гимназии с 1896 по 1906 год.
  Не только для своих современников, но и для нынешних читателей остается довольно загадочной и неизученной фигурой русской классической поэзии. Не смотря на этот досадный факт, в свое время он оказал довольно-таки большое влияние на развитие символизма, как литературного течения, в частности — футуризма. Как характерно символистам, в стихах и произведениях данного поэта и драматурга преобладают нотки меланхолии и пессимизма в связке с прекрасным выражением мыслей и эмоций.

____________

      Итак, друзья, встречайте, у нас в гостях поэт:

                ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ

   Иннокентий Фёдорович Анненский родился 20 августа (1 сентября) 1855 года в сибирском Омске. Мать, Наталья Петровна, занималась домом и воспитанием шестерых детей. Отец будущего литератора, Фёдор Николаевич, был государственным чиновником. Он служил Западно-Сибирского генерал-губернаторства. В 1860 году семья переехала в Петербург в связи с назначением отца на более высокий пост в Министерстве внутренних дел.

У Иннокентия Анненского ещё в детстве обнаружились большие проблемы с сердцем, поэтому отец определил его на первое время в частную школу, но затем (с 1865 по 1868 год) во 2-ую петербургскую гимназию. Особенных успехов Иннокентий добился в русском языке и географии, в дисциплинах, которые ему нравились больше других. Перед поступлением в университет Анненский обучался в частной гимназии математика Виктора Ивановича Беренса. В то время он находился под влиянием старшего брата Николая, человека во всех смыслах интеллигентного и образованного. Брат помог Иннокентию сдать экстерном выпускные экзамены и поступить на словесное отделение историко-филологического факультета Петербургского университета.

    В университете любимым предметом Иннокентия Фёдоровича стала античная литература. За годы учебы он овладел четырнадцатью языками, включая латинский, санскрит и древнееврейский. Анненский был одним из самых успешных студентов и по окончании университета в 1879 году получил степень кандидата историко-филологического факультета. Его дипломная работа была выполнена блестяще.
Преподавательская деятельность

Анненского ожидало педагогическое поприще. Он преподавал древние языки и русскую словесность в одном из лучших и прогрессивных учебных заведений Петербурга – в частной гимназии Ф. Ф. Бычкова, читал теорию словесности на высших женских Бестужевских курсах (1890 год), в последние годы жизни был лектором на историко-литературных курсах Николая Раева. В 1891 году по приглашению Павла Галагана Анненский возглавил закрытое учебное заведение в Киеве. В 1893 году он вернулся в Петербург в связи с назначением директором 8-й гимназии.

   В 1896 году Иннокентий Анненский стал директором Императорской царскосельской Николаевской гимназии и прослужил в этой должности 10 лет, совмещая её с обязанностями окружного инспектора.

   К своим лекциям Анненский готовился с особой тщательностью, много раз переписывая уже написанное, заботясь не столько о содержании, сколько о красоте мысли. Точно также он относился и к подаче материала, о чём свидетельствует известный антиковед Фаддей Францевич Зелинский: «Слушательницам памятны были те моменты, когда красноречивый только что лектор внезапно умолкал; наступала пауза, иногда довольно длинная. Это значило, что лектор набрёл на мысль, которой он особенно дорожил. Её он не хотел выразить первыми встречными словами: он обдумывал обороты, подбирал термины, старался найти требуемую формулировку. Он при этом не торопился, не обнаруживая той растерянности, которая бывает свойственна неопытным лекторам, потерявшим нить своих рассуждений; уверенный в себе, он спокойно искал – и продолжал свою речь лишь после того, как искомое было найдено».
Творчество

Отечественный литературовед Михаил Павлович Гаспаров в статье об Анненском перечислил четыре основные ипостаси творчества Анненского, четыре его дарования: лирик, снискавший посмертную славу; переводчик, вызывающий почтение; критик, заслуживающий похвалу; драматург, основательно забытый. Ещё в Киеве Анненский взял зарок перевести на русский язык все трагедии любимого им Еврипида и в свободные часы стал этим заниматься. Затем в Петербурге он годами работал над переводами и комментариями к ним и, в итоге, осуществил свою идею – перевел на русский язык все 17 дошедших до нас трагедий древнегреческого трагика и сатирическую драму «Киклоп». В 1906 году товарищество «Просвещение» выпустило целый том трагедий Еврипида, переведенных Иннокентием Анненским.  Русский читатель ХХI века воспринимает фигуру Еврипида неотделимо от фигуры Анненского, в той же мере и Анненский воспринимается и раскрывается через тень Еврипида. Даже литературный псевдоним поэта и писателя «Ник. Т-о» заимствован им у Одиссея – героя еврипидовского «Киклопа». Благодаря Анненскому, у нас есть возможность читать на русском языке произведения Гейне, Горация, Бодлера, Верлена и ещё очень многих литературных гениев.

  В 1904 году был издан первый и единственный прижизненный сборник стихотворений Анненского «Тихие песни».

Его разнообразная публицистика появились в символистском журнале «Перевал» лишь в 1906 году. Статьи о русских и зарубежных писателях XIX века (Достоевском, Лермонтове, Чехове, Тургенева, Шекспире и Ибсене) вошли в издание «Книга отражений»

  Он много писал «в стол» и не участвовал в литературных дискуссиях, приобретших популярность в последнее десятилетие ХIХ века

В 1906 году Анненский стал членом «Общества ревнителей художественного слова», читал лекции в «Поэтической академии».

Иннокентий Фёдорович проявил талант драматурга, создав трагедии по мотивам древнегреческих мифов: «Меланиппа-философ» (1901 год), «Царь Иксион» (1902 год), «Лаодамия» (1906 год), «Фамира-кифарэд» (1906 год).

  В марте того же года в Царское Село к Анненскому приехали художественный критик С.К. Маковский и поэт М. Волошин. Они пригласили поэта к сотрудничеству в новом ежемесячном литературно-художественном журнале «Аполлон», что сулило ему литературное будущее, о котором он втайне мечтал.  Летом 1909 года Анненский написал большую статью «О современном лиризме» – критический обзор русской поэзии последних лет. В первом номере «Аполлона» вместе с этим обзором появились и его оригинальные стихи.

   Анненский сделал огромный вклад в мир хитросплетенных строк. Его стихотворение «Колокольчики» можно назвать футуристическим.

   Второй поэтический сборник Иннокентия Федоровича «Кипарисовый ларец», вышедший в 1910 году, спустя четыре месяца после его смерти принес поэту заслуженное признание и известность. Туда вошли стихотворения «Среди миров», «Ореанда», «Серебряный полдень», «Ледяная тюрьма», «Октябрьский миф» и другие произведения. Стихотворение «Среди миров», главным символом которого является таинственная Звезда, проникнуто верой в нерушимые ценности, которые неподвластны времени.

  При всей скромности творческого наследия Анненский был и остается одним из блестящих стилистов символизма.

     О личной жизни поэта информации мало из-за его замкнутости, неконтактности, ставшими чуть ли не принципиальной жизненной позицией.
Еще студентом третьего курса Анненский страстно влюбился в Надежду Валентиновну Хмара-Барщевскую. Несмотря на ответное чувство, осторожная тридцатишестилетняя вдова, мать двоих сыновей, не спешила становиться женой студента, который был на четырнадцать лет моложе ее. Они поженились лишь после того, как Анненский закончил университет. У супругов родился сын Валентин.

    Должностными заботами Анненский был обложен со всех сторон и тщетно просил отставки, по иронии судьбы получив её в день смерти. Осенью 1908 года Анненского попросили прочесть курс лекций по греческой драме на женских Высших историко-литературных курсах, учреждённых Николаем Павловичем Раевым. Ему приходилось почти ежедневно ездить из Царского Села в Петербург и обратно. Утомительные поездки и большая по его представлениям ответственность, видимо, окончательно подточили здоровье человека с больным сердцем.

    Вот как выглядел последний день жизни Анненского, описанный его сыном: «А между тем день предстоял отцу очень трудный и разнообразный: утром – лекция на Высших женских курсах Раева, затем приём и занятия в Округе, после – заседание Учёного комитета, вечером – заседание в Обществе классической филологии, где он должен был читать реферат о таврической жрице (у Еврипида, Руччелаи и Гёте), и, наконец, в этот вечер он обещал своим слушательницам на женских курсах хоть на минутку, но всё же заехать на их вечеринку. В промежутке он должен был обедать у одной дамы, близкого друга нашей семьи, жившей неподалеку от вокзала. Уже там, у О.А. Васильевой, он почувствовал себя нехорошо, и настолько нехорошо, что даже просил разрешения прилечь. От доктора, однако ж, отец категорически отказался, принял каких-то домашних безразличных капель и, полежав немного, уехал, сказав, что чувствует себя благополучно».

  30 ноября (13 декабря) 1909 года, неожиданно для всех, Иннокентий Федорович Анненский умер от инфаркта в возрасте 54-х лет, прямо на ступенях Царскосельского вокзала.

  4 декабря состоялись похороны, в которых приняли участие его преданные друзья, ученики и литературные последователи. В Царском Селе установлен памятник поэту.

В 2014 году редколлегия альманаха «Менестрель» учредила Международную литературную премию им. И.Ф. Анненского. По финансовым причинам эта премия вручалась лишь однажды. В 2019 году к 110-летию со дня смерти Иннокентия Фёдоровича Анненского было решено возродить литературную премию журнала «Менестрель».
_______________________________________________

   Итак, на столе ведущей этого конкурса находится книга "Иннокентий Анненский. Избранные произведения", "Художественная литература", Ленинградское отделение, 1988 год.
________________________________________

В сборнике есть разделы, относящиеся к поэзии:

ЛИРИКА. ПЕРЕВОДЫ.

1. Тихие песни                32 - 59 страницы
2. Кипарисовый ларец /трилистники/         60 - 108 стр.
3. Складни                109 - 114 стр.
4. Разметанные листы                115 - 127 стр.
5. Стихотворения, не вошедшие в сборники     128 - 171стр.
6. Надписи на книгах и шуточные стихи        172  -176 стр.
7. Стихотворения в прозе                177 - 184 стр.

8. Стихотворные переводы:
Гораций                184 - 186 стр.
Гёте                186  стр.
Вильгельм Мюллер                187 стр.
Генрих Гейне                187 - 189 стр.
Ганс Мюллер                190 -191 стр.
Генри Лонгфелло                192 стр
Фредерик Мистраль                193 - 197 стр.
Шарль Бодлер                197 - 200 стр.
Леконт де Лиль                201 -  213 стр. 
Поль Верлен                213 - 223 стр.
Сюлли Придом                224 - 229 стр.
Артюр Рембо                230 стр.
Стефан Малларме                231 - 232 стр.
Шарль Кро                232 - 234 стр.
Морис Роллина                235 - 237 стр.
Тристиан Корбьер                237 - 238 стр.
Франсис Жамм                239 стр.
Вьеле Гриффен                239 стр.
Анри де Ренье                240  - 241 стр.
Ада Негри                241 - 244 стр.
   
    ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ   248 - 375 стр.   
_______________________________________

На странице до  40 строк!!! Текст произведений идёт один за другим на странице без пропусков!

Для участия в конкурсе необходимо:

1) написать рецензию с заявкой, где указать страницу, номер строки по счёту снизу или сверху (например, "с 7 снизу" или "с 5 сверху") можно заказать ДО 4 строк (из полученных можно использовать любое количество, даже одну), но идущих подряд.

  Две цитаты с одной страницы разным авторам не выдаются. Смотрите внимательно - страниц в сборнике достаточно, а участников - не более 20! Каждому участнику полагается цитата с отдельной страницы!
 
 Ведущая посылает вам заказанные строки в замечании к вашей рецензии. Замена строк возможна и неограниченное количество раз! Но, внимание!!! ПО УСЛОВИЯМ КОНКУРСА:

 ПРИ КАЖДОЙ ЗАМЕНЕ ЦИТАТЫ, если она не понравилась и не вдохновляет, ПРИ ГОЛОСОВАНИИ БУДЕТ ВЫЧИТАТЬСЯ ИЗ СУММАРНОЙ ОЦЕНКИ ПО 2 БАЛЛА!
ЦИТАТЫ НА ВКУС ВЕДУЩЕЙ ВЫДАВАТЬСЯ НЕ БУДУТ! ВСЕ УЧАСТВУЮТ В РАВНЫХ УСЛОВИЯХ!

2) Из указанных строк любое количество (1-4) процитировать в своём произведении, объёмом от 6-32(+2 строки). Можно также взять отрывок в качестве эпиграфа. Желательно соблюдать предложенный стихотворный размер, но не обязательно. Строки из цитаты могут быть включены в текст стихотворения в произвольном порядке.

3) написанное на конкурс произведение опубликовать и заявку оформить в виде строки в замечании под своей рецензией с заявкой на строки строго по образцу:

Имя автора "название" ссылка на публикацию.

4) принимается одна заявка от одного автора. Всего на конкурс принимается не более 20 произведений! От 20 участников 20 заявок. Замену цитат  можно запрашивать неограниченное количество раз.

После 20 заявок от 20 участников приём будет закрыт, но останется время для написания стихов.         Будьте внимательны!

1 участник - 1 стихотворение!  Каждую из цитат можно заменить с потерей итоговых баллов (минус 2 балла)!

*
   Если на странице в поэтическом сборнике окажется меньше строк, чем номера заявленных, будут взяты последние 1-4 строки, как закажет участник. Если строки попадут на границу разделения двух произведений, будут взяты заключительные строки первого произведения.

 Приём заявок и новых произведений до 5 НОЯБРЯ, включительно!!!

  Затем будет объявлено голосование. А после подведены итоги по выявлению лучшего стихотворения по строкам поэта.

А это вам для настроения, дорогие поэты,  как послание, написанное век назад:

       ПОЭТУ

В раздельной четкости лучей
И в чадной слитности видений
Всегда над нами — власть вещей
С ее триадой измерений.

И грани ль ширишь бытия
Иль формы вымыслом ты множишь,
Но в самом Я от глаз Не Я
Ты никуда уйти не можешь.

Та власть маяк, зовет она,
В ней сочетались бог и тленность,
И перед нею так бледна
Вещей в искусстве прикровенность.

Нет, не уйти от власти их
За волшебством воздушных пятен,
Не глубиною манит стих,
Он лишь как ребус непонятен.

Красой открытого лица
Влекла Орфея пиерида.
Ужель достойны вы певца,
Покровы кукольной Изиды?

Люби раздельность и лучи
В рожденном ими аромате.
Ты чаши яркие точи
Для целокупных восприятий.

***
----------------------------

Всем удачи и вдохновения на пути открытия творчества имён известных, и не очень, поэтов, достойных внимания, НАШИХ СОВРЕМЕННИКОВ и живущих в далёкие и не очень времена!

ВАКАНСИЙ НА ЗАЯВКУ: 1

Ведущая и автор проекта "Имена" Татьяна Игнатова.