В царстве Сергея Райзберга

Миоль
Появился новый автор.
http://stihi.ru/avtor/srayzberg
Страницу начал не с иконостаса собственных регалий и сообщения о членстве, а со стихов, коих пока всего три – по одному в месяц. Трудно сказать – по мере написания опубликовывает или даёт из уже написанного.  Может быть, будет их больше со временем, а пока…

Знакомьтесь:
Сергей Райзберг.

«В царстве маленькой квартиры»

В царстве маленькой квартиры
Наблюдаю за окном
Птиц последние пунктиры
В небе тёмно-голубом.

Ночь свернётся чёрной кошкой
Аккуратно меж домов,
Из лимонного лукошка
Месяц вытряхнет мальков...

Дунет в старую валторну
Пароходик в тишине...
Штору я рывком задёрну
На простуженном окне.

В наступившем полумраке,
Словно песню с первых нот,
Вспомнив вмиг о Пастернаке,
Угадаю твой приход:

«...Ты появишься из двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.»

Разрумяненная в ванне,
С чуть припухшим вкусным ртом,
В полотенечном тюрбане
И в халатике простом...

Обниму тебя безмолвно,
Встав вплотную позади,
И скорлупки рук наполню
Спелой мякотью груди.

Арабеской поцелуев,
Без кистей и без пера,
Плеч изгибы разрисую
В тонкой технике Сёра.

Из халатика достану,
Окуну тебя в постель,
Словно ягоду в сметану –
В накрахмаленную бель.

И, немного старомоден,
К твоему прильнув плечу,
О заветном райском плоде
Я молитву прошепчу.

Ты, как будто бы играя,
Снизойдёшь к моей мольбе –
Растворишь мне двери рая...
Растворишь меня в себе...

Перевьёмся мы телами...
Темнотой заворожён,
Долго будет вместе с нами
Мир качаться в унисон...

Рухнет на пол взбитой пеной
Полотенечный тюрбан...
Изольюсь струёй мгновенной,
От блаженства стану пьян...

Чуть прикрывшись для приличья,
Мы уснём, утомлены...
Кошка-ночь нам намурлычит
Валерьяновые сны...

А наутро в новом мире
Нас разбудит пенье птиц –
В этой маленькой квартире,
В нашем царстве без границ...


Странное дело, но писать о хороших стихах сложнее, чем о плохих. Боишься что-то упустить, не всё заметив, запутаться в многоплановости, которой стихи слабые лишены совершенно. Когда мы говорим о хороших стихах, то подразумевается Поэзия, и это уже не фигура речи, а определённая вершина, та самая Планета, хозяин и обитатель которой радушно приглашает тебя на свою территорию, дабы ты прикоснулся, увидев…

Насладился, услышав (потому что Поэзия – всегда звук!)…

Почувствовал, пережив вместе с автором то, что ему удалось облечь в такую форму, которая у тебя, бежавшего мимо, не вызвала отторжения и ты не споткнулся на пути ни на одной кочке …

Ты, пробегающий мимо, оторопел от увиденного (прочитанного, пережитого) и что-то в тебе произошло.
Ох уж этот Автор, сумевший и умеющий…
И вот ты всматриваешься в его строчки, перечитываешь снова и понимаешь, насколько и сегодня в точку пушкинское «ай да сукин сын!»

Стихами (хорошими или плохими), автор сообщает о себе очень много.

Попадая в мир маленькой квартиры Сергея Райзберга, понимаешь, что действительно оказался в царстве, и это никакая не метафора, хотя, конечно, и она – тоже.

Его царство гармонично и на хорошем фундаменте выстроено, ухожено и взлелеяно, и что самое главное, это царство не хочется покидать. И отнюдь не потому, что происходит там нечто, о чём не очень-то принято говорить. Его царство уютное. Там тепло и красиво.

Стоит заметить: не квартира в каком-то царстве, а царство – в квартире. Разница огромная. Чтобы понятнее: вспомнился Дольский с его «В этом царстве - государстве, где погодится без бурь». Так вот… Когда царство переносится на территорию маленькой квартиры, это уже совсем другое царство – личное, камерное, охраняемое.
И ещё: квартира – маленькая, а царство – огромное.
Оно богато духовностью, напоено поэзией Пастернака и «тонкой техникой» Сёра, что тоже поэзия есть.

Видно, что импрессионисты для автора – не пустой звук, а его поэзия – сродни искусству французских живописцев. «Арабеска поцелуев» высвечивает из памяти «Арабеску» Дебюсси, стало быть… Можно говорить о диапазоне Райзберга,  потому что Поэзия – это безусловный уровень того, что лежит за пределами рифмованных строчек, предлагаемых сочинителем.

Считается, что поэзия бессюжетна, потому что – не про «что там (сюжет)», а про то – как это «про что" -(сюжет) скроено.

Но скучны были бы самые умные правила, если бы не имели исключений. Сергей Райзберг нам это исключение и демонстрирует, упиваясь деталями и детальками, останавливая наше внимание на каждой из них.

Мы видим:

«птиц последние пунктиры» (как здорово, что не косяки!),

ночь, аккуратно свернувшуюся чёрной кошкой меж домов.
Ещё один штрих добавляет автор своему образу: не грациозность кошкина, что тоже могло быть, зная кошачью пластику.
Гадаем-разгадываем, почему – так.
Аккуратность – как элемент (суть) гармонии.
Ведь грациозной кошка может быть где угодно (даже в бардаке, до которого ей нет никакого дела!), а вот аккуратная кошка (при всей своей природной грациозности) – из уютного царства поэта.

Идём дальше?

Месяц с лимонным лукошком, из которого он вытряхивает мальков  (звёзды)…

Пароходик, дующий в старую валторну где-то в тишине…
И совсем иначе гудок пароходика слышится, потому что его звучание – не просто само по себе (не очень-то и приятное уху!), но привязанное к валторне. А это уже музыка есть, без которой в царстве – не жизнь!

А каким очарованием веет от простуженного окна, на котором герой рывком задёргивает штору!
Столько окон в стихах: распахнутых, приоткрытых, уютных – разных, а вот «простуженное» видится впервые.
Именно видится, потому что такая характеристика делает его живым, а если так…
Разве это окно – не соучастник происходящего?
Конечно!
Потому и штора задёргивается рывком, чтобы не мешало оно своим всевидящим стеклянным оком, не подсматривало!

И дальше – совершенно удивительное пастернаковское включение в сюжет – кинохроникой прежнего, акцентирующей настоящее.
Ни одной буквой не слабее Пастернака Райзберг, потому что ни единой фальшивой ноты нет в его воздушно - акварельном этюде на тему маленькой квартиры и её большого царства.

Бывает, что на всё стихотворение – одна – две находки, позволяющие выделить произведение из череды похожих. Здесь же -  целая россыпь звёзд по авторскому поэтическому полю…

И тюрбан- не так себе, а полотенчатый,

и халатик простой (такой уютный!) на разрумяненной Музе поэта,

а уж припухший вкусный (!!!)  рот – вишенка на торте, не иначе. Причём, вишенка-то – не единственная! Чего стоят валериановые сны, намурлыканные кошкой!

И ещё раз:

ни капли пошлости не позволит себе Сергей Райзберг даже тогда, когда флёр эротизма опустится на строку царства его маленькой квартиры.

Достойно писать стихи о любви могут только сильные, талантливые и (обязательно!) счастливые люди, ибо тут очень важно не скатиться в банальность, не опуститься до красивости, которая всегда на грани непристойного. И ещё не может быть хороших стихов о любви без культуры. Глубокой внутренней культуры, которая и способна выделить человека из толпы собратьев по планете. А та культура, которая ещё синоним интеллекта, умноженного на талант (как непременное условие творчества) будет способна явить миру нечто, что и обогатит его сокровищницу чем-то самобытным.

Если говорить о людях счастливых, то не надо думать, что их любовь обязательно должна быть со взаимностью, иначе станет она трагедией. Вовсе нет! Счастливые люди – те, которые умеют любить сами. Просто дано им это счастье от Бога. Ответно, безответно, повезёт или не повезёт, - значения не имеет, потому что важно их собственное ощущение, дающее им состояние полета, и не только в творчестве. Читаешь Сергея Райзберга и понимаешь, что он – человек счастливый, одарённый Богом не только талантом поэтическим.

Есть много рыдательно-всхлипывающих стихов «про лубоффъ».
В этой части победу одерживают покинутые дамы, безответно взывающие к любимым «мерзавцам».
Им почему-то кажется, что рифма, даже самая бездарная и убогая, попадёт в цель и обязательно вернёт противника на поле боя.

Читать рифмованные всхлипы мужчин смешно, но чаще – грустно. Если это топорно скроено, то хочется взрыднуть вместе с ними над их же слабостью и обыкновенной невезухой в жизни, дать плюшку (стопку, пендель) и вытереть сопли. Но… если дамы в подобном случае бесят, то кавалеров становится искренне жаль.

Эротическая составляющая стихотворения Сергея Райзберга столь поэтична и возвышенна, что поднимает его высоко над миром необузданных страстей повседневности и уносит далеко от суеты, где звучит, например, «Лунный свет» Дебюсси, потому что поэт позаботился об этом: «Из лимонного лукошка Месяц вытряхнет мальков...»

Или «C’est l’extase / Это экстаз…» того же композитора, объяснение которому тоже можно найти в поэтических строчках автора, потому что музыкой чувств наполнено пространство внутри маленькой квартиры его.

Стихотворение Сергея Райзберга я бы отнесла не просто к любовной лирике, которая в диапазоне охватывает широкий спектр подчувств, а к лирике интимной, потому что его стихи именно про это.

Вкус автора безупречен.
Поэт деликатно прописывает действия героя, ни разу не позволяя ему упасть, но…
Пасть перед Женщиной на колено – не просто позволяет, а делает это с величайшим удовольствием и трепетностью!

Он продолжает пастернаковскую тему, позволив себе чуть больше знаменитого коллеги, но это «чуть» не выходит за ту, едва уловимую грань, когда литература перестаёт быть искусством, скатываясь к бытописательскому примитивизму одноклеточных.

…И, немного старомоден,
К твоему прильнув плечу,
О заветном райском плоде
Я молитву прошепчу…

Сегодня, когда возможно всё и не осталось никаких тайн и табу, авторская старомодность сродни слезам, тем самым, когда «над вымыслом слезами обольюсь…»

Старомодная деликатность в данном случае (приходится повториться)– синоним глубочайшей внутренней культуры, которая больше не позволяет, чем разрешает, а две последние строчки из строфы – прошлые века, из серии «Вам и не снилось…».

Это плохо, когда уже и не снится.

И хочется молитву прошептать, дабы душа не обеднялась, а Сергея Райзберга искренне поблагодарить за его предупредительную и тактичную старомодность (читаем: культуру – уходящую натуру ХХI века)

Если вслед за Лермонтовым печально глядеть на уже нынешнее поколенье, вот ещё что хотелось бы предложить ему, вызывающему печаль у соглядатаев разных эпох.

В школе «проходят» (пробегают, потому что нет времени задержаться дольше) авторов, но кажется совершенно необходимым, чтобы отдельной строкой в программе стояли стихи о любви.

Хорошие и разные.
Например, всего одно стихотворение поэта.
Для воспитания чувств (кто-то вспомнит Флобера),
для подтягивания (если воспитать его невозможно) вкуса,
для его совершенствования, потому что вкус можно развить,
если показывать молодым людям образцы высокого искусства –
в музыке, кино, литературе, в которой Поэзия занимает совершенно особое место, ибо и является образцом настоящего во многом.

В этом случае я бы обязательно предложила старшеклассникам стихотворение поэта Сергея Райзберга «В царстве маленькой квартиры».
И даже знаю, что нашлись бы и хи-хи- кальщики, которые, споткнувшись о чистоту интонации автора, покраснели бы от своей неуклюжести.

Когда видишь (читаешь, слушаешь) что-то настоящее,
смеяться почему-то не хочется.
И они обязательно поняли бы и свою примитивность,
и высоту автора, до которой он поднимает и этих балбесов тоже,
и красоту человеческих отношений тоже поняли бы,
потому что невозможно её не понять, оказавшись в «Царстве маленькой квартиры» поэта, предложившего читателю не просто замечательное стихотворение. Его можно назвать  короткометражкой, снятой режиссёром и исполнителем главной роли Райзбергом по своему же сценарию, в котором прописано всё: от действий героев, до художественного оформления пространства, в котором происходит действие.
Полутоновость цвета,
акварельная размытость образного ряда,
музыкальное решение (скорее всего – музыка Дебюсси или Скрябина – под Сёра и Пастернака).
От первого до последнего кадра – всё гармонизировано и выстроено так, что не вызывает сомнения или какого-то нарекания
ни одна сцена « фильмы», если быть уж совсем старомодными.

Помнится, Александр Блок советовал Анне Ахматовой:  стихи о любви не должны быть длиннее четырнадцати строк.
Видимо, да, иначе понесёт тебя в занудство:  путного ничего не скажешь, а читателю осточертеешь быстро.
Поэт и здесь нарушает правило, вставляя в него свою золотую монету в виде исключения.

Стихотворение Райзберга – длинное,

но…
Чёрт возьми, хотелось бы продолжения сюжета!
Пусть проснутся под птиц щебетанье,
пусть будет утренний кофе и музыка звучит,
и Сёра оживает под строки Пастернака,
пусть случится что-то необыкновенное,
(а оно не может не случиться, потому что царство же!)
но только чтобы это никогда не заканчивалось.
А мы с удовольствием потеряемся в его уютном царстве,
как в хорошем авторском кино,
что нам,
собственно,
и демонстрирует
сочинитель –
поэт
(и режиссёр)
Сергей Райзберг.


10 – 13. 10. 2021





                Вместо Послесловия

Медаль имеет две стороны, как известно. Для сравнения и понимания: что почём и какова цена вопроса на поэтическом небосклоне сегодняшнего дня, можно заглянуть сюда. Тоже интересно, потому что альтернативно.

Другое кино.

О "вкладе" в развитие русской современной литературы Л. Малеевой
http://stihi.ru/2021/09/09/8385