Дорогие друзья!
Удивительно, как много разных жанров существует в поэзии! Порой литература берёт что-то из обычной жизни и превращает в произведение искусства. Так, например, произошло с письмами. До некоторых пор они были совершенно тривиальным явлением. Посредством писем люди контактировали с различными учреждениями, сообщали друг другу о повседневных радостях и заботах. Но в какой-то момент на такие послания обратили внимание художники слова, писатели и поэты. Так родился эпистолярный жанр.
Итак, ОКТЯБРЬ-21 объявляется месяцем жанра:
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ
Слово эпистолярный восходит к греческому epistola (послание, письмо).
Эпистолярный жанр представляет собой сложившийся в истории вид художественной речи. Исторически он возник в частной, а позднее в государственной переписке, а затем уже трансформировался в своеобразный вид литературного повествования.
Именно бытовое письмо обусловило появление таких жанров художественной литературы, как эпистолярная повесть, эпистолярный роман, стихотворное послание и др. Особенностью письма является наличие адресанта и адресата. Письмо характеризуется разнообразными стилями и темами, автор письма легко осуществляет смену темы, легко переходит от важного и значительного к шутливому и несерьезному.
Своим возникновением эпистолярный жанр обязан античному литературному творчеству. В качестве примеров можно указать на послания Горация Флавия к братьям Пизонам о науке в поэзии, а также на произведения Феофила Антиохийского.
Одним из первых писать послания в стихах начал древнеримский поэт Гораций. Он создал несколько знаковых произведений, в которых обозначились основные признаки жанра – монологовая форма речи, наличие адресата, обращений, доброжелательный интимный тон повествования.
«Послание к Пизонам», Гораций, перевод А. В. Артюшкова:
Если б художнику вдруг к голове человека приставить
Вздумалось шею коня, разукрасивши в пёстрые перья,
Члены отвсюду собрав, чтоб уродливо чёрною рыбой
Кончилась женщина, сверху прекрасная, и довелось бы
Видеть вам это, друзья, вы могли б удержаться от смеха?
Вслед за Горацием к эпистолярной форме прибегали такие авторы, как Овидий, Клавдиан, Сенека и др. Античная традиция была продолжена французскими поэтами в XVI – XVIII вв. Широко известны стихотворные послания, вышедшие из-под пера таких авторов, как Клеман Маро, Никола Буало-Депрево, Вольтер и др. Эпистолы писали в Англии (Александр Поуп, «Элоиза к Абеляру», «Опыт о человеке»), в Италии (Г. Кьябрера, «Семейные письма»), в Германии (Иоганн Гёте, «Два послания о чтении плохих книг»; Фридрих Шиллер, «Au Goethe, als er den Mahomet des Voltaire auf die B;hne brachte»).
В Средневековье анализируемая форма развивается в публицистике. Однако наибольшее развитие эпистолярный жанр получил в сентименталистской литературе. И это не случайно, поскольку в литературе сентиментализма большое внимание уделяется внутреннему миру личности, чувствам человека, его интимным переживаниям. Именно в литературе сентиментализма возник роман в письмах, в котором герои пишут друг другу письма. Наибольшую известность среди них получили произведения писателей ХУШ в.: «Кларисса» и «Памела» С. Ричардсона, «Страдания юного Вертера» И.В. Гете «Юлия или Новая Элоиза» Ж.Ж. Руссо, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина.
Большое влияние французская эпистолярная поэзия оказала на русскую литературу. Первые послания в стихах встречаются уже в XVIII веке в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, А. Д. Кантемира и др.
«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», Д. И. Фонвизин:
Скажи, Шумилов, мне: на что сей создан свет?
И как мне в оном жить, подай ты мне совет.
Любезный дядька мой, наставник и учитель,
И денег, и белья, и дел моих рачитель!
Боишься бога ты, боишься сатаны,
Скажи, прошу тебя, на что мы созданы?
«Послание трём грациям», Я. Б. Княжнин:
О нежные сестрицы неразлучны!
Сопутницы прекрасного всего!
Сама краса не стоит ничего,
Черты её бездушны, вялы, скучны,
Коль, вашего знакомства лишена,
Жеманится без прелестей она.
О грации! позвольте пленну вами
Пред жертвенник священный ваш предстать…
***
Наибольшего развития жанр достиг в начале XIX столетия. Литературное наследие этого периода изобилует посланиями на всевозможные темы. Это неудивительно, ведь форма эпистолы не накладывает ограничений ни на объём произведения, ни на его содержание. В творчестве различных авторов, среди которых выделяются В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, можно обнаружить задумчивые философские эпистолы, торжественные посвящения, легкомысленные записки в стихах, наполненные нежностью послания к возлюбленным, трогательные письма друзьям и т. д. Вот несколько отрывков из известных стихотворений:
Штабс-капитану, Гёте, Грею,
Томсону, Шиллеру привет!
Им поклониться честь имею,
Но сердцем истинно жалею,
Что никогда их дома нет.
«Записка к Жуковскому», А. С. Пушкин.
Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой;
С пришельцем обнимися –
Но доброго певца
Встречать не суетися
С парадного крыльца.
Он гость без этикета,
Не требует привета
Лукавой суеты;
Прими ж его лобзанья
И чистые желанья
Сердечной простоты!
«К Пущину», А. С. Пушкин.
Когда летящие отвсюду шумны клики,
В один сливаясь глас, тебя зовут: великий!
Что скажет лирою незнаемый певец?
Дерзнёт ли свой листок он в тот вплести венец,
Который для тебя вселенная сплетает?..
О русский царь, прости! невольно увлекает
Могущая рука меня к мольбе в тот храм,
Где благодарностью возжённый фимиам
Стеклися в дар принесть тебе народы мира –
И, радости полна, сама играет лира.
«Императору Александру. Послание», В. А. Жуковский.
Вековать ли нам в разлуке?
Не пора ль очнуться нам?
И простерть друг другу руки –
К нашим кровным и друзьям?..
Веки мы слепцами были –
И, как жалкие слепцы,
Мы блуждали, мы бродили,
Разбрелись во все концы…
«К Ганке», Ф. И. Тютчев.
С середины XIX века популярность жанра идёт на спад. Уже в произведениях М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева наблюдается отступление от принципов жанра, эпистолы становятся больше похожими на обычные лирические стихотворения. Тем не менее некоторые поэты продолжают обмениваться стихотворными посланиями. Интересные образцы эпистол можно найти в творческом наследии Вячеслава Иванова, А. А. Блока, Ю. Н. Верховского. Ещё реже встречаются письма в стихах у современных авторов. Вот пример такого произведения:
«Эпистола о стихотворстве», Т. Ю. Кибиров:
«Посреди высотных башен
вид гуляющего…» Как,
как там дальше? Страшен? Страшен.
Но ведь был же, Миша, знак,
был же звук! И, бедный слух
напрягая, замираем,
отгоняя, словно мух,
актуальных мыслей стаи,
отбиваемся от рук,
от мильона липких рук,
от наук и от подруг.
Воздух горестный вдыхая,
синий воздух, нищий дух.
_____
Однако наиболее яркими образцами эпистолярного жанра в художественной литературе являются знаменитые письма Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе «Евгений Онегин». Оба письма отражают глубоко интимные переживания героев, отличаются высокой степенью эмоциональности и искренности. Именно по той причине, что жанр письма способен передать наиболее интимные и эмоциональные переживания героев, подвигли А.С. Пушкина в своем романе обратиться к нему.
Будучи убежденным реалистом, поэт стремится максимально правдиво представить перед взором читателя оба письма. Автор говорит о их подлинности и достоверности, жизненной правдивости. Жанр письма помогает Пушкину раскрыть исповедь влюбленной девушки, ее сомнения, полные тревоги и волнения ожидания. Примечательно, что в самом начале письма Татьяна использует Вы – обращение, однако в середине письма и в заключительной его части переходит на «Ты», а в последних строках вновь переходит на «Вы». Подобное чередование обращений свидетельствует о смятенном состоянии души Татьяны. В момент наибольшего эмоционального подъема она использует Ты – обращение, а когда чувства несколько успокаиваются, она переходит к официальному «Вы».
В эпистолярном жанре автор демонстрирует максимальную открытость, искренность своих героев. Таким образом, письма становятся существенными элементами сюжета, служащими важным характерологическим средством.
Художественные произведениях в письмах, письма в художественных произведениях представляют собой важнейшие средства характеристики персонажей. В письме автор представляет характер героя в его развитии, раскрывает существенные его стороны.
Форма письма позволяет автору раскрыть характер героя в виде самовыражения, выявить его оригинальность и индивидуальность.
Необычайный интерес в этом смысле представляет «Роман в письмах» А.С. Пушкина. В этом романе автор повествует о чистом и искреннем любовном чувстве, вкладывая в уста героини рассуждения о роли женщины в обществе. Рассуждения героев в их письмах дают возможность А.С. Пушкину выразить отношение к помещикам, их роли в обществе, долге перед государством, крестьянами. В этих письмах голос героев объединяется с голосом автора, А.С. Пушкин согласен с воззрениями своих персонажей [2, c. 230].
Как следует из изложенного выше, художественное произведение может полностью представлять собой переписку героев, как, например, в упомянутом выше романе Ж.Ж. Руссо «Юлия или Новая Элоиза» или в повести И.С. Тургенева «Фауст», а может входить в состав литературного произведения, не представляющего собой переписку персонажей. Подобные письма, органично вплетаясь в ткань художественного произведения, взаимодействуют с его содержанием, участвуют в формировании его сюжета, усиливают самоанализ героев, помогают им выразить свои глубоко интимные чувства.
Итак, эпистолярный жанр дает возможность писателю или поэту раскрыть внутренний мир персонажей, выявить ведущие черты их характера, установить доверительные отношения с читателем, при этом установка на доверительность является важнейшим признаком эпистолярного жанра.
ИТАК, ПОДЫТОЖИМ, некоторые особенности ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА:
• наличие ПРЯМОГО обращения к кому-либо или чему-либо от первого лица
• доверительность и открытость передаваемых чувств и мыслей
• форма монолога
• рассуждения и пояснения в тексте для завоевания понимания того, к кому обращаемся, а значит, и самого читателя. Завоевание его внимания
• наличие признаков сентиментальности
• насыщение текста различными средствами выразительности, передающих характер героя, его индивидуальные особенности
• возвышенный стиль, соответствующий настоящему искусству, а не обесцениванию его
• согласованность формы и ритмической структуры с содержанием
По форме и системе стихосложения поэтическое произведение может быть любым! Никаких ограничений!
==============================
Верим в каждого участника, что он сможет доказать, что этот жанр не умер и имеет место быть в самом оригинальном исполнении. Это наше время! Для нашего поэтического слова...
******************************************************
Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ОКТЯБРЕ 2021-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к ЛЮБОМУ РАЗДЕЛУ, по вашему разумению, но СТИХИ, которые можно будет отнести к ЭПИСТОЛЯРНОМУ жанру.
Другие стихи приниматься не будут. Объём произведения - без ограничений!
Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения, написанного в ЭПИСТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ в текущем месяце, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.
Автор может предложить только ОДНО своё лучшее произведение в этом жанре, или виде, опубликованное в ОКТЯБРЕ 2021 года. Будем внимательны!
Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.
Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.
Ненормативная и бранная лексика запрещена. Чёрный юмор - не наш стиль. Стихи призывающие к разжиганию межнациональной и религиозной розни, а также откровенной злобной критики политического содержания будут отклонены. Соблюдайте тактичность в рамках жанра! Не забываем, что наш проект Метаморфозы жанра, поэтому возможны новые открытия и неожиданные ракурсы! Дерзайте, поэты! Время позволяет!
Порядок заявки:
Имя автора - название стихотворения - ссылка.
Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.
Приём стихов будет осуществляться до конца месяца. Затем 1 НОЯБРЯ будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от участия в голосовании, к следующему конкурсу не будут допущены.
Премиальный фонд конкурса:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)
Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!
БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.
**
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
Иллюстрация: художник Критиан Шлое
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова