Рукавички

Юрий Патракеев
Юрий Патракеев 2021

Снега выпало много…  Мы в такие дни часто устраивали бои или штурмы. Пока снег не убран, мы сразу после школы собирались на дворе и поделившись на две команды начинали бои. Боролись так, что снег набивался в валенки, в карманы и даже за шиворот. А когда снег сгребали в кучи, мы, так же поделившись на две команды, устраивали штурм. Одна команда занимала позицию на вершине снежной горы, а вторая команда устраивала штурм. Конечно, наверху было легче, но потом мы менялись, и так никому не было обидно. Редко, когда получалось побеждать тем, кто штурмует, но, если это случалось, это было огромным чувством восторга и радости.
     И вот после такой игры, когда уже стемнело, мы весёлые возвращались в детский дом. Валенки легко и быстро снять не получалось, пока руками не вытащишь снег. Вытряхивая снег из карманов, мы развешивали свою одежду по батареям. Рукавички после таких игр были просто ледяными. Они выглядели, как снежные краги.  Очистить от снега их было невозможно, и я просто отмачивал их в воде. Тёплой воды у нас не было, я просто под струёй холодной воды растапливал спрессовавшийся снег и отжав рукавички засовывал их в батарею между рёбер. К утру обычно всё высыхало и мы, собираясь в школу, одевались в согретую теплом горячих батарей одежду. Особенно приятно мне всегда было одевать тёплые сухие рукавички.
     Утром я отыскал по меткам свои валенки и снял с батареи своё пальто, затем я вытащил из батареи рукавички. Одел валенки, пальто и шапку затем, одевая рукавички, я почувствовал, что они мне велики да к тому же с дырками. Осматривая рукавички, я понял, что это не мои, хотя очень похожи. Я положил эти рукавички на место и начал искать свои, но моих нигде не было. Я осмотрел все батареи в комнате, но так ничего не нашёл. Даже те, которые с дырками, кто-то уже забрал. Все уже ушли, а я продолжал поиски, но своих рукавичек так и не нашёл.
     Пришлось взять тяжёлый портфель, в котором было несколько учебников, тетради, альбом для рисования и пенал с письменными принадлежностями. Пенал был с трещинкой, кто-то его выбросил в школе. У меня не было своего пенала, он мне очень понравился, и я взял его, потом замотал трещинку аккуратно изолентой. Теперь у меня тоже был свой пенал, изолента на нём смотрелась просто как синяя плоска. Ещё в портфель я всегда складывал тапочки - сменная обувь для школы. Нередко у меня в портфеле еще были и простые книжки из библиотеки, такие как Робинзон Крузо, Волшебник изумрудного города, Приключения Гулливера. Я в школе на переменках иногда просто читал книжки. Вынув из портфеля книжку, альбом для рисования и пару учебников, чтобы стало полегче, я пошел в школу без рукавичек.
     Двадцать минут по морозу - я почти бегом спешил в школу. Портфель нёс поочерёдно то в одной, то в другой руке. Свободную руку сразу прятал в карман.
     На первом же уроке мне написали замечание в дневник: «Опоздал на урок и не принёс учебник». Это была математика. Было очень обидно и за то, что мне сделали замечание, и за то, что писать замёрзшими руками я не мог. Но особенно обидно было за то, что у меня украли рукавички. Очень болели кончики пальцев. Остаток урока я отогревал руки тёплым дыханием. 
     Следующие два урока прошли как обычно. Я уже забыл о потерявшихся рукавичках, но после третьего урока по расписанию у нас стояла физкультура. Зимой, если температура не опускалась ниже минус пятнадцати градусов, физкультура всегда проходила на лыжах. Я никогда не любил физкультуру на лыжах, потому что нам всегда давали старые затёртые деревянные лыжи с резиновыми креплениями для валенок. Это было всегда очень неудобно идти по лыжне на деревянных лыжах, да еще в валенках.
     Прокатиться с горки на такой конструкции вообще было опасно. Никакого удовольствия, одни мучения. И как можно в таких условиях выполнить хоть какой-то норматив? Хорошо если просто пройти маршрут, а если на время… Мне никогда не удавалось выполнить норматив в таких условиях. К тому же нас в детдоме на зиму одевали всегда в длинное пальто, валенки и шапку-ушанку. В этом мы ходили, и гулять, и выполнять хозработы, и на уроки физкультуры. Спортивной зимней одежды для нас не предусматривалось.
     К началу последнего урока на улице еще подморозило, но температура не опустилась ниже минус пятнадцати градусов. Физрук объявил, что сегодня урок будет на лыжах. Я услышал его слова и, конечно же, очень расстроился. Придётся идти на лыжах, да ещё за реку и без рукавичек.
     Пока нёс лыжи к месту начала маршрута руки замёрзли. Кое-как я натянул резиновые крепления на валенки и, одев петельки от алюминиевых палок на запястья, сунул руки в карманы. Маршрут был длинный. Я шел по лыжне через реку, затем нужно было пройти по лесу около двух километров, потом обратно через реку и в школу.
     Родительские мальчики на пластиковых лыжах с ботинками в спортивных куртках, уже давно убежали вперёд и даже девочки на деревянных лыжах, пыхтя и идя неуверенным шагом, обогнали меня. В итоге я последний еле плёлся на своих старых заношенных деревяшках, засунув руки в карманы.
     За рекой лыжня разделилась на две. В какую сторону идти я не знал и пошёл прямо. Прошёл приличное расстояние, сколько не знаю. Я даже не смотрел по сторонам, потому что всё было однообразно: деревья, много снега и эта нескончаемая лыжня. Выйдя из леса на небольшую поляну, я осмотрелся, кругом был лес. Полянка осталась позади, и вскоре лыжня меня привела к небольшому уклону с поворотом. Спускаясь с пригорка, я упал. Маневрировать на таких лыжах, да ещё без страховки палками, было очень трудно.
    Лежа в сугробе я почувствовал, что одна нога у меня свободна. Я посмотрел на ноги, точно, одна резинка порвалась. Теперь добраться до школы будет ещё труднее. Крепление оторвалось, пришлось взять одну лыжу в руки. Так я поплёлся по лыжне, руки очень быстро стали замерзать. Идти на одной лыже стало совсем неудобно. Я часто проваливался и падал, чтобы встать, приходилось опираться в снег голыми руками. Прошло ещё какое-то время.
     В очередной раз я провалился и упал, вставать уже было неохота. «Полежу немножко, отдохну», - решил я. Сколько я так пролежал не знаю, я решил вставать. Встать не получилось…
    Просидев на снегу, я чувствовал, что руки совсем окоченели. Не вынимая рук из карманов, я начал шевелить пальцами, чтобы хоть как-то отогреть их. Понимая, что идти на одной лыже нет смысла, я решил снять вторую. Резинка на морозе совсем затвердела, снять с валенка её я не смог. Сил уже не осталось и замёрзшие руки совсем не слушались. Что делать, я не знал.
     Шевеля пальцами на руках, я думал, как мне выбраться из леса. Слёзы бежали ручьём, но я не собирался сдаваться. Я снял валенок и попытался снять затвердевшую резину зубами. Сил уже не хватало…
     - Ты чего тут сидишь, пацан? - услышал я за спиной чей-то голос. Я не знал, что ответить, да и не получилось бы ничего сказать. Слёзы и ком в горле парализовали связки. Я даже не повернулся на голос.
     - Давай лыжню! - услышал я снова голос позади себя. Я попытался встать, но осознал, пока я пытался снять с валенка задубевшую резину, моя нога совсем закоченела. Я её совсем не чувствовал. Уже совсем отчаявшийся я просто закрыл глаза. В голове бешено неслись мысли одна за другой. Скорее бы этот парень обошел меня сбоку по снегу?.. Скорее бы он уехал... Только бы он меня не тронул… Как мне одеть снятый валенок?.. Я потом попробую одеть его, только немножко отогреюсь...
     - Да ты совсем замёрз, - услышал я снова голос этого парня. Слёзы побежали рекой. Из-за них я уже мало что различал. Я даже не почувствовал, как большие тёплые руки растирают мою ногу.
    - Лёха, - услышал я снова голос этого парня, - быстрее беги назад. Скажи Михалычу, пусть выезжает на трассу, кажется пацан обморозился.
     Потом я услышал, как рядом с нами кто-то прошёл по рыхлому снегу на лыжах, потом прошёл ещё кто-то… Это были студенты. Они все проходя мимо нас, что-то говорили этому парню, который растирал мою ногу. Помню одна из студенток остановилась возле нас и сказала:
     - Это детдомовский мальчишка. Я видела их много раз. Мы с Катькой живём в пятиэтажке прямо напротив детского дома. Серёга, у него варежек нет, на одень ему мои.
     И она, передав Серёге свои варежки, убежала вперёд. Серёга в это время копошился с моим валенком. Он взял лыжную палку и острым концом подцепил затвердевшую резинку на моём валенке. Ловкими аккуратными движениями он стянул резинку с валенка.
     - На, одевай свой валенок! - сказал он мне улыбаясь. Я кое-как натянул валенок. Немного разогретой ногой я почувствовал холод. Валенок, который меня должен был согревать, отнимал у меня остатки тепла. Я сразу начал шевелить пальцами внутри холодного валенка. Серёга натянул на мои руки девчачьи варежки, они были синего цвета с узорчиком и очень тёплые.
     Серёга учился в педагогическом техникуме, который находился прямо напротив нашей школы, через дорогу.
     - Ну что, пойдём? - сказал он.
     Я взял свои деревяшки и поплёлся по лыжне. Серёга крикнул:
      - Cтой пацан! В ту сторону идти далеко, нам нужно обратно.
     Идти по лыжным полоскам, на которых отпечатались мои старые следы, было не очень удобно, я проваливался и лыжи, то одна, то другая выпадали у меня из рук. Да ещё алюминиевые палки на руках волочились за мной. Серёга ехал тихонько позади меня.
     - Эй, пацан, давай-ка сюда свои лыжи! Я понесу, - крикнул Серёга. Я отдал ему лыжи, но палки не отдал. Так идти стало полегче, и мы продвигались чуть быстрее, чем раньше.
     Потом я почувствовал боль в пальцах замерзшей ноги, было очень больно и боль усиливалась. Значит скоро отогреется, но придётся терпеть. Чтобы отвлечь себя от боли, я прибавил шагу. Сколько мы прошли - не знаю. Как оказалось, я ушел от реки очень далеко. Подходя к реке, я услышал шум двигателя снегохода и меньше, чем через минуту, я увидел сам снегоход Буран.
Серёга рассказал мужику на Буране всё, что случилось.
     - Давай, парень, садись! - скомандовал мужик. - Лыжи брось!
     - Я не поеду без лыж, - сказал я. - Это школьные лыжи, что я скажу, если спросят про них? - Мужик улыбнулся, слез с Бурана и взяв у меня лыжи привязал их сбоку. Мы сели на снегоход.
     - Держись за меня крепче, парень! - крикнул он и дал газу. Он привёз меня не к школе, а к техникуму. Отвязав мои лыжи, он сказал: «Пойдём погреешься».
     Мы прошли в техникум. Он привёл меня в какую-то комнату, там было много разного спортивного инвентаря. 
     - Раздевайся, посмотрим твою ногу.
Я разделся. Он аккуратно ощупывая осмотрел мою ногу и руки.
     - Ничего парень, ещё поживёшь! - с улыбкой сказал он. - А сейчас, на-ка вот, пожуй, - и поставил передо мной пакет с пряниками.
     - Я сейчас чаю согрею, - сказал он и куда-то вышел. Я взял один пряник и нерешительно, посматривая на дверь, откусил. До того, как мужик вернулся с двумя большими кружками горячего чая, я уже успел съесть несколько пряников.
     - Давай заправляйся! - сказал он и поставил одну кружку передо мной. Я обхватил ладошками большую кружку и, не поднимая со стола, стал швыркать горячий, сладкий чай. Он взял мои лыжи и осматривая их с удивлением спросил:
     - Это что ж ты на этом ходил туда, в лес? - я молчал. - Тебя как звать-то, парень? Меня зовут дядя Женя, а ты кто?
     - Юра, -сказал я очень тихо.
     - Да, Юрка, ещё бы немножко, час- другой, и мы бы с тобой тут не разговаривали. Это хорошо, что у моих студентов сегодня тренировка. Ну да ладно, давай грейся, я пойду проведаю их. - Он дал мне какой-то спортивный журнал.  - Посмотри пока, потом я тебя отвезу в детский дом.
     - Мне в школу нужно, там у меня портфель остался и лыжи нужно сдать, - сказал я.
     - Хорошо, посиди пока, - и он вышел. Когда мы пришли в школу там уже почти никого не было. Я пошёл к спортивной раздевалке, она уже была заперта. Мой портфель лежал на полу возле двери. Я поставил лыжи в уголок, взял портфель и пошёл к выходу. Там меня уже ждал дядя Женя.
     - Дядя Женя, не провожайте меня, я сам дойду. Спасибо за пряники!
      В тёплых синих девчачьих рукавичках я шёл от школы по городу и думал: «В детдоме уже обед закончился давно. Хорошо, что меня угостили чаем с пряниками, а то сейчас бы ещё и голодный шёл». И в этот момент в моей голове, как будто стрельнуло: «А ведь если бы не Серёга, тренировка, тёплые рукавички этой студентки, если бы не дядя Женя, горячий чай и пряники… я бы сейчас не шёл в детский дом, а сидел бы там на лыжне в лесу. А может быть уже лежал замёрзший».
   Синие варежки я вернул той девушке, которая встретилась мне в лесу. Я её потом несколько раз ещё видел в разных местах в нашем районе. Мы же были соседями, жили через дорогу.
     А через несколько дней меня навестил Серёга. Он мне подарил новенькие рукавички. Это его мама связала их для меня. Серёга был не из нашего города, приезжий. Он мне потом рассказал, что вечером после нашей встречи в лесу, он позвонил своей маме и рассказал эту историю. А Серёгина мама выслала ему посылку с гостинцами, в которой были вложены тёплые рукавички для спасённого им мальчика. Серёга меня потом несколько раз приглашал в гости в общежитие. Мне там очень нравилось. Он часто брал гитару и пел много хороших песен.
     Студенты, даже незнакомые, угощали меня конфетами и пирожками. Парни и девушки ласково прозвали меня Снеговичком. Конечно, они в последствии закончили техникум и разъехались, но в то время у меня хоть и ненадолго, появились хорошие друзья. И дядя Женя меня навестил несколько раз. Он каждый раз мне приносил что-нибудь вкусное.
     Прошло уже больше тридцати лет, а я до сих пор помню Серёгу, этот узорчик на синих девчачьих рукавичках, горячий чай с пряниками и доброго тренера дядю Женю.