Тема 26 бакинских комиссаров в советской поэзии

Павел Панченко
Вера Девитт
«Тема 26 бакинских комиссаров в советской поэзии» (отрывок)
В тридцатую годовщину гибели двадцати шести комиссаров в газете «Бакинский рабочий» от 19 сентября 1948 г. Было опубликовано стихотворение бакинского поэта Павла Панченко «Ночь на двадцатое сентября», в котором поэт сумел создать романтически яркие и, вместе с тем, всесторонне, с подлинной реалистической глубиной обрисованные образы руководителей бакинской коммуны: Азизбекова, Шаумяна, Джапаридзе, Фиолетова. Они показаны как вожди бакинского пролетариата, стойкие коммунисты, выдающиеся политические и государственные деятели осуществившие в неимоверных условиях борьбы с германотурецкими интервентами и внутренней контрреволюцией первые социалистические мероприятия…
Заслугой П. Панченко является то, что он создал запоминающиеся образы не только известных всему советскому народу руководителей первого бакинского Совнаркома, но и других доблестных героев коммуны: Корганова, Петрова, Полухина, Малыгина. Поэт подчёркивает неотделимость от пролетарского Баку его героев, отдавших свою жизнь во имя его процветания:
Двадцать шесть измученных но гордых
За родной Баку на смерть идут.
Не солдаты их ведут, а лорды,
Нефтяные короли ведут…
Характерно в этих строках указание на подлинных виновников гибели двадцати шести, вполне справедливое стремление поэта снять ответственность за тёмные дела империалистов с трудолюбивого и благородного английского народа.
Тема двадцати шести органично слита в стихотворении Панченко с темой свободного и счастливого труда. Великая цель – освобождение человека труда – направлявшая деятельность бакинских комиссаров и вставшая перед ними прекрасной мечтой в их последние минуты стала «творимой явью» в социалистическом Азербайджане. Лучшей местью убийцам бакинских комиссаров, по мнению поэта, являются замечательные стройки, развернувшиеся в республике. Так, тема двадцати шести увязывается в стихотворении Панченко с современной темой, с основной темой послевоенного периода – темой мирного созидательного труда.
Хороши заключительные строки стихотворения, в которых выражен праведный суд истории, воздвигнувшей величественный памятник бакинским комиссарам, вечно живущим в героических делах советских людей, и заклеймившей вечным позором их империалистических убийц:
… Павших в битве кровь не остывала
Веку созиданья дав начало.
Стал победной песней вольный труд.
Я слыхал: за Каспием шакалов
Степняки тиг-джонсами  зовут.
Стихотворение П. Панченко является примером удачи, которая ждёт поэта, когда он обращается к конкретным документальным материалам, и изучению фактов. Панченко, любящий реалистически конкретный образ, повествование в поэзии, в этом произведении, являющемся по существу небольшой поэмой, сочетает эпизм  документально точного повествования, пластичность образа с глубоким лиризмом и яркой романтической патетикой в  выражении переживания лирического героя  и в поэтической трактовке самих образов двадцати шести. Сочетание документальности с лиризмом, как известно, является отличительной чертой многих произведений историко-революционного содержания, созданных в различных жанрах.
В связи с темой современного социалистического Баку, тема двадцати шести выступает в стихотворении П. Панченко «Песня о Баку» (1948 год.):
Отцы наши гибли не даром
Во славу Отчизны своей:
Живут двадцать шесть комиссаров
В дыханьи твоих сыновей…

Известия Академии наук Азербайджанской ССР
На соискание учёной степени кандидата филологических наук
1958 год. Баку