Оставаться во всем человеком!

Ярослав Романенко-Бурлуцкий
 «ОСТАВАТЬСЯ ВО ВСЕМ ЧЕЛОВЕКОМ!»
ФИЛОСОФИЯ ВЕРЫ В АВТОРСКОЙ ПОЭЗИИ

Наступила зрелость. Часть жизни прожита и приходит осознание того, как много было совершено ошибок в прошлом, сколько неверных решений принято. Оглядываясь назад, с грустью понимаешь, что часто был ослеплен своими собственными страстями, шел на поводу у бессмысленной гордости, гонялся за пустыми по своей сути амбициозными целями и материальными миражами. А в результате было упущено не только драгоценное время, но и уникальные возможности – искренне и беззаботно любить и быть любимым; радоваться простым вещам и находить счастье в мелочах; меньше жаловаться на жизнь и унывать, а больше благодарить Бога за его заметные и незаметные благодеяния, неожиданную помощь даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. Порой бывает очень полезно побыть наедине с самим собой и серьезно задуматься: а кому в действительности нужны высокие статусы, дорогие часы и брендовая одежда, последние модели машин и телефонов, если ради всего этого внешнего лоска мы вынуждены опустошать свою душу, жертвовать нравственными принципами, поступаться духовной верой, становиться циничнее, черствее, бессердечнее. Но Господь ждет от нас только искренней любви и веры, а потому неустанно взывает: «Сын мой! отдай сердце твое мне» (Притч. 23:26). В конечном итоге приходишь к единственно верному выводу и жалеешь, что не сделал его гораздо раньше: в этой жизни нет ничего более важного и значимого, чем мои личные взаимоотношения с Богом! 

Многократно избавлен я был от позора,
И на грани отчаянья Бог сохранил,
Слушал днями в душе только ноты минора,
Между жизнью и смертью нередко я был!

А душа тосковала по вере и Богу,
И обманам моим так и не поддалась,
Возвращала на истинный путь понемногу,
Перед бездной стояла, но не сорвалась!

Со временем становится очевидным, что во многих разочарованиях нашей жизни виновата спешка, вакуум постоянной суеты, который мы сами же вокруг себя постоянно создаем и поддерживаем. Да, современный мир породил небывалые темпы перемен, которые сегодня только еще больше ускоряются, но постоянно спешащий человек бездумен и часто несчастлив – ему некогда остановиться и насладиться радостным мгновением, он разучился ценить то, что имеет, ему нужно все больше и больше материальных благ, которые порабощают его самого и делают рабом комфорта, материальных приобретений, лишая свободы, которой всегда сопутствует простота жизни. Так и я в вечной гонке за временным и внешним, все более совершенным и лучшим, потерял и то хорошее, что имел. Не случайно главный конструктор отечественной космической техники XX века Сергей Королев любил повторять: «Лучшее – враг хорошего». А святой праведный Иоанн Кронштадтский прямо говорил: «Не торопись ни в чем; закон действий Божиих – постепенность, медленность, и зато – дивная твердость! Диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя и поспешностью склоняет ко всякому греху, потому что в поспешности нет премудрости».

Куда спешишь ты, человек,
Ведь все-равно поймешь однажды,
Что скоротечен жизни бег,
Что путь один проходит каждый.

И только исповедь души
Всю суету стереть готова,
И сердце шепчет: не спеши...
И жизнь начать захочешь снова!

Однако жизнь продолжается, и с каждым новым рассветом приходит и новое понимание жизни: все скоротечно и непостоянно, «все течет и изменяется», как говорил философ Гераклит, - но это одновременно и означает, что сосредоточиться стоит на вечном, незыблемом и неизменном – на бесконечной божественной любви. Бог не просто есть Любовь, Он – источник и сущность этой неиссякаемой созидательной любви, пронизывающей все сотворенное Им. А значит главная задача человека – сделать себя способным воспринимать эту духовную любовь в любом месте и в любое время и быть счастливым вопреки всем обстоятельствам, очиститься от всего низменного, внешнего, наносного, стать невосприимчивым к порочным страстям – жажде наживы и богатства, к грешным телесным удовольствиям, наносящим вред душе и телу; равнодушным к мирским почестям и славе, которые, в противном случае, станут лишь подпитывать людскую гордыню, сделают человека жестоким и сластолюбивым, алчным и бессердечным. Именно понимание преходящего характера всех материальных благ и, в противовес им, извечно существующей духовной любви, должно помочь человеку правильно расставить приоритеты в жизни, не привязываться сердцем к земному, к деньгам, вещам, отдельным людям, но всегда помнить, что Бог посылает нам ровно столько материального достатка, сколько нам нужно для самосовершенствования в любви и доброте. С таким пониманием жизни можно созидать и свой в миру монастырь.

Лишь надежды мерцающий свет
Озаряет потемки дорог,
И другого попутчика нет, -
Но я верю: со мной идет Бог!

Остается доверить Ему
Путь, что знает один Поводырь, -
Среди сотен «зачем», «почему»?!
Проживать свой в миру монастырь…

Но в жизни не может быть все просто и гладко, на Земле каждый человек проходит испытание своих сил, подобно тому, как марафонец испытывает собственную выносливость во время бега. Невозможно стать добрым человеком лишь благодаря одному желанию, необходимо утвердиться в любви посредством постоянного упражнения в добродетели, а это требует усилий воли и выработки соответствующих привычек и склонностей – то ли к добру, то ли ко злу. И порой, кажется, что все силы исчерпаны, а помощи ждать неоткуда – вот в такие моменты и закаляется характер, укрепляется вера, если человек не опустит рук и не сдастся в плен унынию и отчаянию, но будет всецело уповать на Бога, обращаться к нему в молитвенном порыве души. Известный писатель Виктор Гюго говорил: «Страх, обида и прочее – это от Бога, это испытания, а скука – от диавола, это не испытание, а возмездие». И, проходя испытания, нужно всегда и во всем оставаться человеком, то есть помнить, что мы созданы по образу и подобию Самого Бога, а Бог есть любовь!   

Оставаться во всем – человеком,
Нам задача одна лишь дана;
Не идти за изменчивым веком,
И чтоб в сердце не жил сатана!

Не стремиться к победе упрямо,
Через трупы шагая людей;
И не рыть для товарища яму
Ради призрачной славы своей!..

Автор: Ярослав Романенко-Бурлуцкий