Соль земли русской

Владимир Привалко
( быль )

Про русскую женщину, великую русскую женщину, несгибаемую русскую женщину, верную русскую женщину, жертвенно любящую русскую женщину, героическую русскую женщину....

Друзья, позвольте сбросить маску литературного щелкопёра и дальше говорить нормальным языком, на котором говорят все вокруг, кроме литераторов, соревнующихся друг с другом в изысканности выражений.

Помните Бальмонта с его : "Я - изысканность русской медлительной речи, предо мною другие поэты - предтечи !" ?

Но Бальмонту такие ужимки простительны. Он был потомственный дворянин, носил рыжую испанскую бородку, которую расчёсывал гребнем, опрыскивал себя поминутно дорогими духами, фланировал по "лондонам" и "парижам" в белом смокинге, носил огромную широкополую шляпу и врал всем, что он полиглот, изучил сто языков, в том числе и язык африканских каннибалов, хотя, как заметили, даже на французском говорил с ошибками.

Не будем подражать Бальмонту и его французскому, будем выражаться по-нашему, по-русски.

Итак, про простую русскую женщину или, как чаще всего говорят в деревнях, бабу Некрасов когда-то с завистью сказал, что она "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт". Вы это прекрасно со школьной скамьи знаете.

Зависть Некрасова объяснить нетрудно. Он не отличался красотой лица, рано облысел, был щуплого телосложения, но при этом был влюблён в красавицу Авдотью Панаеву.

Некрасов смертельно в неё влюбился, искал взаимности, однако ничем, кроме своего поэтического таланта, привлечь внимание Авдотьи Панаевой не мог. Плешь его только увеличивалась, нос имел форму отнюдь не греческую и часто бывал красен. На гимнастическом турнике подтянуться он не мог и просто висел, как варёная сосиска. Приседал всего один раз, да и то лишь тогда, когда садился за карточный стол. И если приседал вечером, то до утра подняться уже не мог.

Картёжник он был отменный, имел к карточной игре что называется "дар небес", даже больший чем поэтический, и если бы Панаев, муж Авдотьи, в пылу игры поставил на кон свою Авдотью, то Некрасов бы её с лёгкостью выиграл. Но Панаев был  ещё та "хитрая лиса" и мог проиграться вдрызг, до нижнего белья, но Авдотью на кон никогда не ставил, приберегая её для других целей.

Вот Вам, друзья, сразу и анекдот : Выходят двое на рассвете из казино. Один абсолютно голый, другой в одних трусах. Тот, что голый, говорит тому, что в трусах :"За что я тебя, Витёк, уважаю, так это за то, что ты можешь вовремя остановиться !"

Возвращаясь к Некрасову, замечу только, что почти вся его поэзия и была порождена любовью к Панаевой - женщине физически хорошо развитой и сильной. Некрасов, со вздохом рассматривая утром в зеркало свои дряблые мускулы, плешь на голове, землистый цвет лица и вспоминая при этом красавицу Авдотью с её румянцем во всю щёку, и сочинил эти, ставшие впоследствии хрестоматийными строки.

Но Некрасов, большой любитель и знаток красивых и здоровых русских женщин, перечисляя в своих стихах их колоссальные, уму непостижимые возможности, перечислил не все из них. Он и не мог всех перечислить, так как не жил в годы "перестройки" и не имел счастья пожить в "лихие девяностые".

Но именно в это замечательное время и проявились резервные, скрытые возможности русских женщин, об одной из которых я и хочу вам рассказать.

Друзья, позвольте одну ремарку. Если в начале моего повествования стоит пометка ( быль ), в правдивости изложенных фактов прошу вас не сомневаться. Этот рассказ как раз из этой серии.

В разгар "лихих девяностых", когда все дружно лишились работы и денег, чтобы выжить необходимо было проявить немало изобретательности. Русский человек, как всем в мире хорошо уже известно, мастак на всякого рода выдумки. Его ничем не сломить, не запугать, как поётся в патриотической песне.

И вот в это увлекательное время русские люди, как мокрицы из-под ржавого корыта, когда его приподнимешь, бросились врассыпную кто куда в поисках пропитания и нового места обиталища.

Самые ушлые сбежали заграницу и там очень удачно устроились - кто в отель уборщиком, кто в ресторан мойщиком посуды.

Однако для того, чтобы так поступить, необходимо было иметь недостаточно развитое чувство патриотизма и навыки общения при помощи жестикуляции.

Простые люди из народа никуда не сбегали. Они взяли в руки огромные сумки и, набив их всякой всячиной, путешествовали на поездах и электричках по разваливающейся стране из одного конца её в другой, покупая и перепродавая различные товары и пользуясь тем, что цены на одни и те же вещи были в разных местах разные. На этой разнице цен они и  играли, как Паганини на скрипке. Таким образом они и зарабатывали себе на хлеб и французские духи.

Сумки, набитые товарами, были очень тяжёлыми. Ведь от количества товаров зависело и количество литров французских духов, которые после можно было приобрести в Париже на выручку от торговли.

Я лично был неплохо подготовлен к тяжести сумок. Как бы предчувствуя благодатный ветер перемен заранее, я несколько лет ходил в тренажёрный зал и занимался культуризмом. Двухпудовую гирю правой и левой рукой  бросал, как мячик. Стокилограммовую штангу выжимал несколько раз без всякой страховки.

Поэтому, когда  ветер перемен подул и я, как и  все вокруг, ездил по стране с сумкой, набитой красным товаром, я чувствовал себя достаточно комфортно. Тяжесть моих сумок нисколько не смущала меня, а наоборот даже бодрила, как возможность лишний раз размять бицепсы.

И вот как-то раз я стоял с сумками на  ж.д. платформе в ожидании поезда. Рядом стояли такие же, как и я, "коробейники". Сумкам и тюкам не было числа.

Подошёл поезд. Я, играючи, поднял свои пудовые сумки и, зайдя в вагон, спокойно закинул их на третью полку в купе. В моё купе зашла и простая русская баба. Я обратил на неё внимание ещё на платформе. Сумки у этой русской Василисы Микулишны были каких-то невероятных, былинных размеров, как и она сама.

Одета была она, хоть и была простой русской бабой, по самому последнему писку перестроечной моды - в джинсы и в футболку.

Внеся в купе две свои гигантские сумки, она слегка отдышалась, сказала мне с улыбкой "Здрасьте!" и аккуратно поставила одну из сумок на третью полку. Внезапно другая баба, вместе с ней вошедшая в вагон, окликнула её. Моя новая знакомая тут же рванула в её сторону, но при этом, обернувшись, крикнула мне на ходу :"Поставьте, мужчина, пожалуйста, мою сумочку наверх !" И убежала помогать своей подружке.

Я, обрадовавшись новой возможности проявить свою недюжинную силу и размять бицепсы, взял сумку за ручки и рванул их так, чтобы сумка красиво взлетела и приземлилась наверху. И обалдел.

Я не смог оторвать сумку от пола. Решив, что произошло какое-то недоразумение и сумка просто за что-то зацепилась, я внимательно осмотрел её. Нет, сумка ни за что не зацепилась.

Я снова взял её за ручки, напрягся что было мочи, и рванул уже изо всех сил. Но еле-еле сумел лишь приподнять сумку над полом. Я не мог поверить этому и уже в полном отчаянии рванул ещё раз. И в этот миг почувствовал, как у меня сзади с треском лопнули штаны. А результат был всё тот же. Я уже вспотел. Не столько даже от работы, сколько от ужаса и изумления.

В этот момент прибежала моя Василиса. Увидев, что сумка всё ещё стоит стоит на полу, она взяла её за ручки и легко, словно пёрышко Финиста-Ясного сокола, подняла и аккуратно, как и первую свою сумку, поместила на третью полку. Потом села напротив меня и стала что-то озабоченно мне рассказывать.

Я не слушал её. Я просто смотрел на неё с ужасом, недоумением, удивлением, восхищением и стыдом. Я пылал весь, как утюг, стыд сжигал меня. Мне было жутко стыдно. Но Василиса увлечённая своим монологом, к счастью, этого не замечала.

Вернувшись домой после долгих странствий в тридевятом царстве, после хождения за три моря, выгодно сбыв там весь свой красный товар, достал я с запылённых книжных полок "Русские былины" и, не медля ни минуты, начал их перечитывать, чтобы найти ответ на вопрос, не дававший мне покоя после встречи с Василисой Микулишной ни днём, ни ночью. И нашёл я очень быстро в русских былинах этот ответ.

А найдя ответ, понял, что никогда не подниму я сумку, а по былинному выражению - суму, которую с такой лёгкостью носит и поднимает счастливо встретившаяся мне на моих житейских путях-распутьях русская богатырша Василиса Микулишна.

Знаете почему, друзья ?

Потому, ответили мне былины, что находится в этой суме соль. Да-да, соль, но не обычная поваренная или морская соль, нет !, не это имеют в виду русские былины.

Соль, по их образному выражению, -  это есть не что иное, как русская судьба и навеки вписанная в неё женская доля  - со всеми её радостями и горестями, счастьем и муками, улыбками и слезами, неизбывная, вечная русская судьба.

По былинному выражению :  "соль земли русской".