Приключения маленького тюленёнка на большом заводе

Тамара Каданова
Маленький тюленёнок конечно понимал, что оторвавшись от льдины где осталась мама, можно уплыть очень далеко. Но чтобы настолько далеко, что не будет видно ни маму, ни огромную льдину, ни хоть какой-то знакомой тучки над головой, он не представлял.

Льдина медленно приближалась к большому городу и очень вовремя, потому что она уже начала таять под телом тюлененка и места на ней оставалось совсем чуть-чуть. Почти доплыв до берега тюлененок соскользнул с остатков льдины и стал тревожно смотреть по сторонам, пытаясь понять – куда же его занесло. Он видел какие-то мосты, шпили высоких зданий, большие дома и даже дым из толстых серых труб.

- Где это я? – вслух произнес тюленёнок.
- Это же город Санкт-Петербург. Глупый, как можно этого не знать, ты что с Аляски что ли? – раздалось над головой тюленёнок. Малыш повернулся на голос и увидел над собой огромную чайку.
- Почему сразу с Аляски? Я из Арктики.
- А это где? – Растерянно спросила Чайка.
- Это рядом с Северным полюсом. – Ответил малыш и гордо выпятил грудь.
- И как тебя сюда занесло?
- Я потерялся. Я очень хочу домой. Но я не знаю, как туда попасть отсюда. Льдина моя растаяла, а плавать так далеко я не умею. – Тюлененок еле сдерживал слезы.
- Так, стоп, не реви! – Строго сказала чайка и начала расхаживать перед малышом, прямо по воздуху, взад-вперед и рассуждать вслух. - Так, мы в Санкт-Петербурге. Надо попасть в Арктику. Она далеко. Там холодно. Тюлень еще ребенок. Что делать? Кто-то же должен помочь, город у нас большой и умельцев на все руки просто огромное количество.
- Мне бы льдину большую, чтобы домой доплыть.
- Льдину? Ну да, точно, льдину! Я знаю, кто делает большие льдины, которые не тают и могут вернуть тебя в Арктику! – Прокричала чайка, подпрыгивая в воздухе, от радости теряя перья. – Полетели! То есть, поплыли! Э-э-э, в общем, за мной! – Скомандовала чайка и бодро полетела вдоль берега. Тяжело вздохнув, тюлененок поплыл за ней.

Плыть оказалось совсем недолго. Пейзаж берега сменился, вместо домов и серых труб на берегу показалось множество огней, а на воде перед ними стояли странные льдины. Они были не белые и плоские, а разноцветные и большие как айсберги.
- Где это мы? Что это за льдины такие? – Растерянно спросил тюлененок.
- Эти льдины называются кораблями. Их строят люди.
- Люди строят льдины?! Это же невозможно! – тюлененок подплыл к одному из кораблей и постучал ластом. Раздался металлический лязг. – Они же железные, как они не тонут? – Удивленно спросил малыш.
- Я не знаю. Наверное, эти люди – волшебники. Их называют здесь судостроителями. Я много видел таких льдин-кораблей и ни одна из них не утонула.
- А что это за огромные штуки за ними, похожие на жирафов?
- Откуда ты знаешь про жирафов? Они разве живут в Арктике? – удивилась умная птица.
- Мне арктический волк рассказал. Когда он был маленьким, он оказался в каком-то странном месте под названием зоопарк, где видел много разных животных. Вот он мне и рассказал про жирафов, бегемотов, и даже про крокодилов.
- А кто такие бегемоты? – спросила чайка.
- Они как льдины, только меньше и тоже в воде торчат. Вот на это похожи, - и малыш ластом показал на небольшое судно рядом с ледоколом.
- А, так это буксир! Ха, никогда не думал, что буксиры похожи на бегемотов. Интересно у вас в Арктике звери живут, по миру разъезжают. А эти штуки не жирафы – они называются кранами. С их помощью люди грузят на корабли большие грузы. Видишь тех волшебников в специальной одежде? Вот, тебе к ним, они помогут тебе добраться домой. А я полетела, дела у меня, – сказала чайка и тут же растворилась в воздухе.

Тюлененок двигался между кораблями и растерянно смотрел по сторонам. Что ему делать? Как подняться наверх? К кому обратиться? Столько вопросов было в его маленькой шерстяной голове, что казалось - вот-вот она взорвется.

- Малыш, ты как сюда попал? – Большой бородатый человек в синей куртке наклонился к тюлененку и погладил его по голове.
- Вы волшебник? Вы поможете мне вернуться к маме, в Арктику? – С надеждой в голосе спросил малыш и даже немного потерся головой о большую мозолистую руку человека.
- В Арктику?! Ты как раз по адресу! Мы сейчас строим большой ледокол, который может тебя отвезти домой.
- Вы строите огромные льдины, которые могут раскалывать другие большие льдины? Вы самые волшебные волшебники, раз способны построить то, что делает сама природа! – Восхищённо сказал малыш.
- Пойдем, я все тебе сейчас покажу, и ты поймёшь, как создается такое волшебство, - сказал человек и помог малышу выбраться из воды.

Они шли по территории завода, площадь которого рассекали старые рельсы, и здания делили весь завод на участки и отрезки. Точнее шёл волшебник, а тюленёнок полз по земле, переваливаясь из стороны в сторону, помогая себе ластами. Выглядело со стороны это очень смешно. Но другие волшебники, которые проходили мимо, совсем не смеялись над малышом, а приветливо махали человеческими ластами, которые называли руками.

- А что здесь? – спрашивал тюлененок, проползая мимо корпусов завода.
- Здесь у нас работают конструкторы и технологи. Они придумывают и создают чертежи, по которым другие люди видят как сделать ту или иную деталь для корабля. Или даже целое огромное судно.
- Я стучал по кораблю, он из железа. А разве из него можно сделать такую льдину, которая стоит на воде?
- Мы и не такое можем, мы же судостроители! – Ответил гордо волшебник, и они пошли дальше.

- А ну стоять, почему без каски по заводу ходим?! – Грозно крикнул на тюленёнка какой-то другой волшебник, который шел им навстречу.
- Так это же маленький тюлень, - растерянно ответил ему первый волшебник.
- Да хоть енот, хоть ёж морской! Сказано же, никому нельзя по заводу ходить без каски, значит все должны их носить. А если твоему тюленю на голову что-то упадет?! Марш за каской, и чтобы я такого больше не видел!
Мимо проносились странные машины, на которых лежали то листы темного железа, то какие-то баки. Всюду сновали люди-волшебники-судостроители. Кто-то нёс трубу, кто-то бегал с бумагами, кто-то шел с банками краски и странными приспособлениями, чтобы её распылять.
Под ластами тюленёнка стелилась булыжная мостовая. Вдоль главной улицы стояли очень старые здания, которые волшебники называли корпусами и цехами. В них творилось особое – судостроительное волшебство.
Маленький тюленёнок, уже в белой каске, любопытно оглядывался по сторонам, пытаясь рассмотреть всё-всё и ничего не упустить из вида. Всё ему казалось каким-то удивительным и очень громким.
- Па-а-а-а-а-берегись! – раздалось совсем рядом с малышом, и мимо пронеслась странная смешная машина, похожая на большого желтого паука косиножку. Её кабина находилась наверху непонятного корпуса, а внизу возле колес на небольшой платформе лежали металлические прутья.
- Что это было? – удивленно и растерянно спросил тюленёнок.
- А, это портальный лесовоз. Выглядит он, может быть, не так внушительно как краны, но работа у него очень важная и нужная. Он доставляет по заводу тяжелые изделия, которые руками не перенести. А так как он небольшой, по сравнению с другими машинами, то он может проехать где угодно и в любой цех забраться за теми же листами железа, к примеру, - объяснил волшебник.
- А как эти тяжелые темные листы железа превращаются в ледоколы?
- Пойдем, я все тебе покажу, - и они подошли к одному из корпусов.
Здание было такое огромное, что маленький тюленёнок почувствовал себя еще меньше. Внутри на странных и больших станках лежали листы железа. А возле компьютеров стояли люди в спецодежде, нажимали какие-то кнопки и роботы сами начинали резать листы на нужные части, от самых малюсеньких, почти крошечных, до огромных частей.
- Это части будущего ледокола. Здесь металл режут на нужные детали, а потом их сваривают в одну большую конструкцию, которая называется секцией. Потом эти секции везут на стапель и там соединяют в один большой ледокол, - рассказал волшебник.

- А как это, сваривают? Они что, складывают все в одну большую кастрюлю и ставят на огонь, как суп? А солить их в этом случае нужно? – не понимая спросил малыш. Волшебник-судостроитель засмеялся так, что из глаз его полились слезы, а сам он держался за живот. И с трудом отдышавшись, он объяснил, - мы же не повара, какие кастрюли? Пойдем дальше, и ты сам всё увидишь.

Они вышли из здания, которое человек называл корпусом и отправились дальше по большому заводу. Гигантская машина с надписью «Комета» чинно провезла мимо них секцию - большой кусок будущего ледокола. Тюленёнок проводил машину взглядом и немного отстал от человека. Пришлось догонять, быстро-быстро перебирая ластами по булыжникам мостовой, переваливаясь из стороны в сторону, как маленький бочонок.

Заглянув в распахнутые ворота следующего корпуса, малыш замер в восхищении. В проходе виднелась такая же секция, как та, что только что проехала мимо. Только эта вся искрилась и сияла, из нее сыпались звезды. Они вспыхивали в разных участках, словно десятки волшебников спрятались в ней и взмахивали своими волшебными палочкам.
- Магия, - еле слышно выдохнул тюленёнок, которого так заворожило зрелище, что он боялся даже пошевелить усиками.
- А вот это и называется «варят секцию». При помощи специального сварочного оборудования работники соединяют части будущей секции и делают их одним большим и очень прочным изделием.
- А потом это изделие становится огромной льдиной?
- Да, именно так. Пойдем, я покажу тебе как эти секции становятся ледоколом.

Когда они вышли из большого цеха, всю площадь завода заливало солнышко и на мгновение тюленёнку показалось, что все это не настоящее, что он в какой-то сказке. Вдоль длинного здания по рельсам ездили большие краны-жирафы, всюду сновали машины, одна даже поливала землю, прибивая пыль. А впереди тянулись рельсы, которые заканчивались где-то у воды, так казалось тюленёнку. Вдоль этих самых рельс они и пошли, обходя то самое длинное здание в окружении кранов. Наверху над его крышей летали секции – краны ставили их одну на другую, как будто собирали конструктор. И почти из каждого проёма летели волшебные звезды сварки.
А сразу за этим строящимся корпусом, ближе к воде, стоял уже совсем собранный бело-синий ледокол. Вокруг него было очень много людей, все смотрели на огромный корабль, а внизу раздавался сильный шум воды.
- Это и есть льдина, которая отвезет меня домой? – с восхищением спросил малыш.
- Да, это она, то есть он – ледокол «Арктика», - ответил судостроитель.
- Арктика, так называется мой дом! А как она, то есть он меня доставит домой, если нужно плыть, а ледокол стоит в этом вот? Кстати, а где он стоит? Как это называется?
- Это стапель. Здесь из секций собираются ледоколы, здесь не только сваривают части, но еще грузят необходимое оборудование, прокладывают всякие трубы, словом делают все необходимое, чтобы ледокол мог пересекать океаны, раскалывать льды, и путешествовать по миру со всем удобствами. Почти как дом на воде. А когда все внутри и снаружи готово, ледокол спускают на воду. Вот именно это мы сейчас с тобой и видим.
- Но до воды далеко, она аж во-о-он там, - малыш махнул ластом вперед, за границу причала, - как он туда попадёт? Летать-то он не умеет. Или умеет?
- Нет, это не летучий корабль, он туда попадет по воде, смотри сюда, - и судостроитель, подняв малыша на руки, показал что происходит за ограждением, за которым укрался низ корабля. Оказывается ледокол стоял в каком-то большом углублении, доке, на специальных подпорках. Вдруг послышался сильный шум и откуда-то в это самое углубление начала просачиваться вода. Пространство наполнялось ею настолько быстро, что малыш не на шутку испугался, вдруг сейчас всё вокруг затопит. Он-то сам конечно не пострадает, у него есть ласты, а вот что будет с волшебниками? Не отрывая глаз от наполняющегося углубления, тюленёнок повернулся к судостроителю и спросил, - у вас ласты есть?
- Ласты? Ну, да, дома лежат на балконе, кажется. А почему ты спрашиваешь?
- А у остальных они тоже дома? А дома это далеко? Как у меня, в Арктике или еще дальше?
- Нет, дом у меня ближе и я не знаю как у других обстоят дела с ластами. Но зачем тебе это сейчас?
- Вода, она так быстро наливается, она же перельется через край и всех затопит или смоет вместе с ледоколом! – Малыш явно начинал нервничать и вертеться на руках у волшебника.
- А-а-а, так вот ты почему волнуешься. Не переживай, здесь всё совершенно безопасно. Смотри, - волшебник махнул вперед, в сторону воды, - специальными насосами в док наливается вода. И когда ее уровень сравняется с тем, что за вон той стеной, стапельные ворота, которые называются «Батапорт» откроются и ледокол сможет спокойно выйти отсюда в залив.
- А как они открываются? Где-то есть волшебная кнопка?
- Нет, посмотри, там уже стоят на воде буксиры, - малыш выглянул и увидел два судна так похожие на бегемотов, - они и помогут воротам открыться. Ледокол выйдет отсюда, перешвартуется у другой причальной стенки, на его борт погрузят припасы необходимые для похода, поднимется весь экипаж и потом ледокол, по Северному морскому пути пойдёт в Арктику, к тебе домой.
- А почему он пойдёт, а не поплывёт? Он умеет ходить по воде? У него где-то ноги спрятаны? – тюленёнок заглянул под ледокол, но не найдя там никаких конечностей, кроме подпорок, вздохнул, - я умею только плавать по воде, а ходить могу по земле или по льдинам. Хотя на них ещё и лежать люблю.
- Не могу сказать тебе точно, почему так говорят. Но у моряков так принято. Может потому что корабль находится все-таки на воде, а может потому что так всегда говорили. Вот когда сядешь на корабль и отправишься домой, у тебя будет много времени выяснить это у экипажа, - улыбаясь, ответил судостроитель и понес малыша в сторону.
Пока они разговаривали, ледокол уже был на воде и отходил к одному из причалов завода. Там его пришвартовали и кинули трап по которому, совсем как муравьи, забегали взад-вперед люди, неся кто коробки, кто чемоданы, кто какие-то большие ящики. Одним словом, пассажиры заносили вещи и провиант.
Судостроитель-волшебник в это время подошел к капитану и что-то начал ему говорить тихонько на ухо. Малыш не слышал о чем они говорят, но увидел как под большими густыми усами главного человека на ледоколе расплывается улыбка и капитан, махнув рукой, сказал, - А, давай сюда своего потеряшку, все равно нам по пути!

Ледокол «Арктика» медленно отходил от причальной стенки Балтийского завода. На берегу стояли люди и махали ему вслед, провожая в долгий поход. В воздух летели шарики, раздавалась праздничная музыка. Вдруг среди всех этих ярких воздушных украшений что-то мелькнуло, и рядом с тюленёнком на палубу опустилась уже знакомая чайка.
- О, я же говорила, что эти люди тебе помогут! А что это за странная шапка у тебя на голове? – Спросила птица, в этот момент она поднялась в воздух и постучала крылом по каске, которая так и осталась на голове малыша.
- Ой, я же каску забыл сдать! Что теперь делать? Как так? – тюленёнок заметался по палубе, но чайка его остановился очередным стуком по каске.
- А что, отличная штука, нужная. И тепло и голова целее будет. Судя по твоей везучести, она тебе точно еще пригодится, так что оставь себе. Удачи тебе, ластоногий. – Сказав этой, чайка взмыла в воздух и всего через миг её было уже не разглядеть за шариками, облаками и яркими слепящими солнечными лучами.
Вздохнув, малыш повернулся к заводу, который стремительно становился всё дальше и меньше. Люди казались теперь не такими большими, они почти слились в одну пёструю массу. А в стороне от всех на берегу стоял большой волшебник-судостроитель и махал рукой кому-то на корабле. А на самой верхней палубе стоял маленький малыш-тюленёнок и махал ему в ответ ластом. Ему было чуть-чуть грустно расставаться с таким сказочным местом, где работает столько удивительных людей-волшебников. Но всё-таки он был счастлив, потому что эти люди помогли ему и скоро он окажется дома, в родной и любимой Арктике, где его ждет мама.