Ван Дейк. Портрет живописца Питера Брейгеля. Офорт

Миоль
Антонис Ван Дейк. Портрет живописца Питера Брейгеля (Младшего).  XVII век , 24x14,7 см, бумага, офорт.
Коллекция:   Ирбитский музей изобразительных искусств


Питер Брейгель Младший.
Годы жизни 1564 – 1636(8).
Минимум информации, будто и сказать нечего.
Понятно, что лучше всего о художнике говорят его полотна,
потому что это – мир, им заполненный,
им увиденный и сотворённый,
расцвеченный и озвученный,
раскадрованный до мельчайшей мизансцены, как у самого величайшего режиссёра.

   Карандашный портрет Младшего Брейгеля работы Ван Дейка – 
прекрасный портрет очень достойного человека, красивого той мужской красотой, которой нужно восхищаться, потому что она – не «на любителя»,  а совершенно точно – объективная реальность, данная нам в ощущениях.
   Портрет замечательный.
   Хотелось бы видеть его в цвете?
   Хотелось бы!
   С лессировкой и мелкими прописками, полутонами и тенью,
и чтобы стюартовский воротник был прозрачнее облака –
из тончайшего кружева.

Карандашный рисунок Ван Дейка –
этюд ли к картине,
эскиз ли, сделанный при мимолётной встрече,
набросок ли…

Почему не завершён?

Не хватило времени?

Не было необходимости?

Возможно одно и другое.

   Красивая голова с умным лицом в обрамлении роскошного воротника – всё, что нужно, тот минимум, который максимально передаёт сверхзадачу рисующего, раскрывая при этом богатый внутренний мир портретируемого, о котором – приложением к портрету – настолько много говорят его полотна, насколько он сам не смог бы о себе рассказать.

   Что нам известно о нём?
В пять лет потерял отца, вскоре не стало мамы. Воспитывался бабушкой по материнской линии. Она, художница -миниатюристка Майкен Верхюлст, стала учить внука рисовать. А он, Питер Младший, учиться захотел, потому что без этого никакое обучение результатов дать не могло. Мальчик стал изучать работы отца, которые, как застывшие кинокадры, рассказывали ему много больше, чем мог тогда он узнать по причине своего очень малого возраста.  Картинки отца были красочными и живыми сценами из жизни.
  Питер обратил внимание на то, как скрупулёзно были прописаны мелочи, которых по картинам рассыпано великое множество.  Мир мелочей. Всего много, но людей – особенно.
(«Всё в людях»-, произнёс другой мальчик, рассматривая картины Брейгеля века спустя.)
 И это «всё» оказывалось чрезвычайно важным, и имело значение, и приковывало взгляд, который оторвать было невозможно. Так и Брейгель Младший мог часами сидеть перед картиной отца, изучая её «механизм», потому что работы были на редкость познавательными и каждой деталью несли необычайно много информации, которая вошла в кровоток будущего художника (Младшего) очень рано, когда он ещё не мог осознать, почему так, но уже чувствовал живопись, ставшую единственной связью с отцом, которого он со временем не мог помнить лучше, но понимать больше – научился.
   По своему внутреннему позыву, побуждению, по необходимости Питер Младший начал копировать родительские работы.
    В учебных заведениях, где учат на художников, есть дисциплина – копирование образцов высокого искусства. Для понимания стиля, манеры исполнения, для наработки техники, для того, наконец, чтобы потом, освоив и усвоив старое, найти свой собственный стиль, своё место в искусстве. Студенты приходят в музеи и работают с памятниками искусства.
    Брейгель Младший додумался до этого сам.
    Его лучшей школой стали собственные копии работ отца, который мог помочь ему только тем, что оставил сыну солидную коллекцию своих произведений. Это стало и школой, и  университетами сына в итоге.
     Какое-то время Брейгель Младший исповедовал эстетику Босха, за что получил прозвище «Адский». Постепенно интерес к фантасмагории угас, но прозвище сохранилось и дошло до нашего времени, поэтому, когда говорят о Брейгеле Адском, значит, имеется ввиду сын Брейгеля Старшего.
    Конечно, они похожи, иначе и быть не могло – множество реплик сделано сыном с картин отца. Много написано по калькам. Но всё же… они разнятся, потому что не только отличным копиистом стал сын, но и настоящим большим художником, продолжившим эстетическую традицию отца. Нужно насмотреться обоих, чтобы слёту понимать, насколько и в чём они разные. Конечно же, цветом – прежде всего. Но похожего в них гораздо больше. «Всё в людях», мелочах, прописанных до миллиметра детальках, каждая из которых – акцентна.
 
    В непогоду, когда никуда нельзя было выйти, Интернета в помине не было, а ТВ не баловало обилием программ, хорошо было посидеть под уютным пледом, взяв альбом Брейгеля, лупу, и… Рассматривать, рассматривать, рассматривать человечков, вглядываясь в их настроение, разбирать мизансцены, похожие на остановленный кинокадр, изучать перспективу, прописанную до мельчайших подробностей…  Потрясающе-познавательное было время у счастливых обладателей художественных альбомов!
   
Увидев портрет живописца Питера Брейгеля работы Антониса Ван Дейка,  обязательно захочется посмотреть картины Брейгеля Младшего, которые (может быть!) в чём-то не совпадут с образом самого художника, но запомнятся – несомненно, потому что создадут полифоническое впечатление, сравнимое со звучанием хорошего симфонического оркестра.



   
 17 – 18. 09. 2021   




          экфрасис   

Питер Брейгель Младший. Льстецы 1592
http://stihi.ru/2021/09/18/52


Питер Брейгель Младший. Волынщик в окружении детей –
http://stihi.ru/2021/09/17/4263