Судьба и Жизнь

Маргарита Чуваева-Серебряная
«БЫТЬ МОЖЕТ, ОБИЖЕННЫЙ СУДЬБОЮ
 ПОДЫМЕТ СО ВРЕМЕНЕМ ДОСТУПНОЕ
 ЕМУ ОРУЖИЕ В  ЗАЩИТУ  ДРУГИХ,
 ОБЕЗДОЛЕННЫХ ЖИЗНЬЮ."

/В.Г Короленко «Слепой  музыкант»/
                I

По рассказам мамы, когда мне было 8 месяцев отроду, на меня чихнула остановившаяся у нас проездом незнакомая женщина, назвавшаяся дальней родственницей по отцу.
Она была больна: чихала и кашляла, поминутно сморкаясь в платок, а мама, стоя в проёме двери, всё никак не решалась взять меня из её рук.

Только позднее моя бедная мамочка «…плакала и билась, как подстреленная птица», понимая, что с появлением этой женщины горе, нависшее над моей колыбелью, будет сопровождать меня всю жизнь."
Таинственная незнакомка как появилась, так и исчезла.

А меня разбил детский паралич, именуемый впоследствии полиомиелитом.
Атрофировавшееся серое вещество спинного мозга вызвало омертвение мышц и сухожилий обеих ног. Левая стопа стала отвисать, в правой со временем образовалось плоскостопие, в коленном суставе нога перестала разгибаться. В результате, уже с ранних лет я была обречена на инвалидность.

                II

Шёл военный  41ый год.
В г. Омске, где я родилась и жила тогда, получить необходимую медицинскую помощь не представлялось возможным.
Я долго ползала на четвереньках и дома и на улице.
Благодаря маме, массажам и солёным ваннам, я впервые встала на ножки и сделала первый шаг по земле, когда мне было 2 с небольшим года.

Непрофессионально выполненная операция, на которую я сознательно пошла в возрасте 17 лет, цели не достигла, а лишений и мучений только прибавила: гноящийся шов, костыли, уродливая ортопедическая обувь… Тогда я просто выпала из жизни. Лежала, отвернувшись к стене, и никого не хотела видеть.

Было ещё несколько попыток что-то изменить к лучшему, в том числе обращение в Московский ЦИТО, где мне посоветовали оставить всё, как есть.
Последней надеждой был Курганский доктор Илизаров, но он неожиданно умирает. Я обращаюсь к его ученику А. Бочанову, но он, назначив мне день операции,-умирает тоже.
Этот знак я восприняла, как предначертание своей судьбы, против которой идти бессмысленно. И потому мысль об оперативном вмешательстве я оставила навсегда.
Инвалидность с детства закрепилась за мной, вследствие дополнительных многочисленных увечий: вывихов, растяжений, переломов, в результате падений.


С 45 лет начала ходить с тросточкой.
Потом стала передвигаться с помощью ходунков и инвалидной коляски.

                III.               
   
Заглянуть в души детей – инвалидов, проникнувшись остротой немыслимых человеческих страданий,выпавших на их долю,когда, помимо физической боли, им ежеминутно приходится испытывать унижения и насмешки окружающих сверстников,- означает наполовину решить проблему их духовной реабилитации и нравственного оздоровления нашего общества в целом.


Попытаюсь через мгновения собственной жизни приоткрыть тайну этих страданий.

В раннем детстве я не помню случая, когда кто-либо из детей обидел бы меня.Все муки начались со школы.Жила на нашей улице девочка по имени Людмила Докторова. Вряд ли ей когда-либо приходила в голову мысль о том, какое жестоко-ироническое несоответствие заключалось в ее имени и фамилии по отношению к поступкам, которые она совершала.

Я шла по улице, отбрасывая безжизненную левую ногу в сторону, опираясь на колено левой рукой,а чтобы как-то удержать корпус в равновесии, правую руку приходилось заносить выше головы, отчего тело превращалось в дугу.
Лицо пылало, пот и слёзы заливали глаза и сил оставалось только на последний шаг.

И в этот момент, как на грех, дорогу мне преграждала ватага мальчишек под предводительством Людмилы Докторовой. Боевая и смелая, она забегала вперед и по её команде, смеясь и улюлюкая, все начинали передразнивать каждый мой шаг…
Натешившись,они убегали шумной толпой, бросая камни мне вослед.

Школа находилась далеко от дома.Сидя на уроках,я  только и думала о том, как избежать встречи со своими мучителями, какими дальними путями и закоулками буду возвращаться домой. Зимой маме приходилось отвозить меня  на санках. Я просыпалась на рассвете,чтобы  прибыть раньше всех,когда двери в школу были еще закрыты. Мама уходила,а я,сидя на холодном подоконнике,ждала,,когда откроют двери.

О своих мучениях никогда никому не рассказывала.
Подрастая,чувствовала себя все более и более отверженной. И где-то в глубине сознания рождалась мысль о том,что пути к радости и счастью закрыты для меня навсегда.

Особенно остро я ощущала это,начиная со 2-го класса на уроках физкультуры. Когда учительница выстраивала ребят,и под музыку Спортивного марша они шли по залу,я сидя на скамеечке,начинала плакать. Чтобы никто не видел моих слёз, потихоньку выходила из зала и в коридоре у окна,прячась за шторы, тихо плакала.

 

Однажды, накануне праздника 1 мая, который, после окончания Войны отмечался в городе особенно торжественно, (с демонстрациями, знамёнами, духовым оркестром) в школе подыскивали девочку, подходящую для того, чтобы посадив её, как Дюймовочку, в огромный искусственный цветок, пронести перед трибуной по центральной площади города.
Когда во время урока в класс вошла завуч и старшая пионервожатая, и все дети встали из-за парт на обозрение, я изо всех сил вытягивала шею и, пересиливая свою застенчивость, просительно смотрела им в глаза, еле сдерживаясь от того, чтобы не закричать во весь голос: «Ну, пожалуйста, возьмите меня!». Но никто этого не заметил… И выбрали девочку другую.


В переходный возраст,когда всё обострено от сознания бесконечности своих мук, и беспросветности душевного одиночества, и уничижительной зависимости от других людей,и бытовых тягот на почве нищенского существования, на фоне беспробудного пьянства отца с "белыми горячками"и с переживаниями, связанными с бракоразводным процессом родителей, - в этой кромешной тьме я жестоко обвиняла свою маму во всех своих несчастьях.
 Я выплёскивала на неё накопившуюся годами обиду, чего простить себе никогда не смогу.

Какую бездну горя несла я в себе ! Ах, как нужна была тогда для меня «Скорая помощь»! Кто-то из взрослых – друг, воспитатель, наставник,должен был  остановить развитие этого страшного комплекса неполноценности, когда непохожесть на других людей превращает тебя в изгоя, когда сквозь израненную  детскую душу начинают проростать ростки эгоизма, безжалостно уродуя ее.


Мама не зная, что делать со мной, взбунтовавшейся против своей судьбы, обратилась за помощью в школу.

Человечество всегда будет благодарно помнить о своих учителях,которым понятны и близки слова гениального педагога Януша Корчака,сказавшего однажды: «Женщины и дети – это угнетённая нация»; учителей,для которых и жизнь не в жизнь,если она увидят грусть-тоску в глазах ребёнка. Эти люди – подвижники,которые всю свою жизнь служат детству,распрямляя,поднимая, возвышая ребёнка и,как стрелка компаса,поворачиваясь в сторону их печалей,скорбей и радостей.

Первой моей учительницей (и всего один год ) была Ольга Павловна Канивец. Только недавно закончилась Великая Отечественная Война и,наверное,у нее кто-то из близких погиб на фронте,потому,как Учительница никогда не улыбалась, ходила вся в черном.И туфли черные со скрипом,и вся ее фигура,и то,как, сложив руки на груди,она шла вдоль рядов парт и постоянно что-то шептала,-внушало мысль о том,что всем нам следует тихо и молча из урока в урок совершенстовать свою  каллиграфию. Мы много писали,и к концу учебного года почти у всех был одинаковый почерк .
На стенах классной комнаты висели портреты ученых.Ольга Павловна была на них похожа тем,что ее густые,кудрявые черные волосы напоминали парик.

Благодарная Память высвятила из послевоенного Детства один эпизод,который   
запечатлел образ моей первой учительницы навсегда и послужил для меня
уроком на всю оставшуюся жизнь.

На большой перемене дети бежали в буфет,где продавались булочки по 3 копейки .Все,кроме меня.У нас в семье как-то не принято было давать деньги на школьные булочки.А как помнится,кушать хотелось всегда.
Однажды одноклассница Эмма Крауз забегает в класс,держа в фартуке булочки, подбегает к своей парте и небрежно их забрасывает.Одна булочка падает  на пол,но Эмма этого не замечает, явно торопясь куда-то убегает. .

Я  поднимаю булочку,намереваясь положить ее на место,где было еще несколько штук,но чувствую,что никакая сила не сможет остановить меня. Я  съем ее сейчас же,не отходя. Я вонзаю в нее зубы,как голодная волчица! Кусочек застревает в горле! Чтобы запить,над выйти в коридор,там есть краник  с водой.

Но не успеваю,так как звенит звонок и вот уже дети вбегают в класс и сейчас  войдет Ольга Павловна.Она очень строгая.За любую провинность,тем более,если зайдешь в класс после нее, будешь стоять в углу,пока она не вспомнит о тебе.(К счастью,со мной такого не случалось ни разу.)

Я возвращаюсь к своей парте и через минуту раздается истошный крик Эммы: "Ольга Павловна!У меня пропала одна булочка!Их было 6,а осталось 5!"

Начинаются выяснения типа,может,ты ошиблась,может съела и забыла;в конце концов,кто был в классе во время перемены.

"В классе была только Рита !"-звучит громовой ответ.И Эмма указывает на меня пальцем.Все поворачиваются ко мне лицом,застыв в нетерпеливом ожидании.

 Я встаю из-за парты,третьей парты в среднем ряду,слышу скрип
приближающихся туфлей.В висках застучали маленькими молоточками,в лицо как-будто брызнули кипятком.

В гробовой тишине Ольга Павловна двумя пальцами поднимает за подбородок мое лицо и мы не отрываясь несколько минут молча ,смотрим друг другу в глаза.Тишина.Тепло руки на плече.И знакомый,удаляющийся скрип черных туфлей.

 Медленно дойдя до стола,Ольга Павловна говорит,не отводя от меня пристального взгляда:"Эта девочка не способна на такой поступок.
А ты,Эмма,хорошенько подумай,прежде,чем своим подозрением кого-то  незаслуженно обидеть."

Эмма опускает глаза, девочки и мальчики,уткнувшись в свои тетрадки,уже не смотрят в мою сторону;скрипят перышки,скрипят туфли,обжигающие слёзы падают на исписанный  лист,расплываясь по нему фиолетовыми цветочками.


После Ольги Павловны у меня было  много учителей.Каждый из них по -своему уникален.И то,что каждый из нас  от них воспринял,- это на всю жизнь.

Но из всех самыми значимыми для меня были классные руководительницы : Тюрина Людмила Анатольевна,Дроздова Антонина Александровна,и особенно, Протопопов Анатолий Васильевич,

Анатолий Васильевич (Царствие ему Небесное) был учителем истории и завучем в школе.Помню его внимательные карие лучистые глаза,и добрейшую улыбку. Участник недавно закончившейся войны,он приходил в школу в военной форме всегда подтянутый,собранный,энергичный.
Прежде всего,он провёл со мной тонкую психологическую работу.Однажды, побывав на уроке литературы и послушав мою декламацию,он вдруг предложил мне принять участие в предстоящем общешкольном литературном конкурсе на лучшего чтеца.
И первый мой дебют состоялся! Я читала стихотворение Михалкова  " Я ХОЧУ ДОМОЙ." о детях русских военнопленных, живущих в концлагерях, лишённых элементарных человеческих условий.

          Минута бежит за минутой, за днями недели текут.
          Пять лет, как в английских приютах советские дети живут!
          Как нищих, детей одевают, не досыта дети едят,
          По капле им в души вливают разведкой проверенный яд.
          Над ними чужой и надменный британский полощется флаг.
          Встречая английских военных, они говорят: "Гутен таг!"
          Они на коленях в костелах и в кирхах молитвы поют,
          А в дальних заснеженных селах их русские матери ждут...
          Кем будет малыш из-под Пскова? Солдатом? Шпионом? Рабом?
          Лишенным отчизны и крова безмолвным рабочим скотом?
          Какого злодейского плана секретная тянется нить?
          Какой дипломат иностранный велел ее в тайне хранить?
          Спросить бы у мистера Кука, который заведует тут,
          Хотел бы он сына иль внука устроить в подобный приют?
          Спросить бы у мистера Скотта (коль есть у такого душа),
          Хотел бы узнать он, что кто-то калечит его малыша?..
          ...У дымных развалин Берлина я был в сорок пятом году,
          Я знал, что трехлетнего сына я дома, в России, найду!
          Я ждал его возгласа: "Папа!" И вот я вернулся домой.
          Сегодня несутся на Запад два голоса - детский и мой:
          В колледжах взращенные звери! Чудовища в масках людей!
          Откройте приютские двери - верните советских детей!"


Помню, как звенел мой голос: «…спросить бы у мистера Скотта, коль есть у такого душа, хотел бы он слышать, что кто-то калечит его малыша. Спросить бы у мистера Смитта…»

«Детство и юность Льва Толстого» и «Сибирские рассказы В.Г. Короленко», уже потускневшие от времени, я храню до сих пор. На форзаце одной из книг – надпись: «Лучшему чтецу, занявшему первое место».
Это – была Радость! Это – было начало моего выхода из рабского комплекса неполноценности, мучившего меня годами.


Теперь, спустя десятки лет, я вновь вспоминаю изречение Альберта Лиханова: «Глыба горя, упавшая в озеро души человеческой, неизменно вызовет обратный всплеск – жажду жизни, порыв творчества».

С тех пор Анатолий Васильевич не выпускал меня из виду, вовлекая в общественную работу, начиная с Пионерской Дружины и Учкома.

На развитие моего самосознания огромное влияние оказало вступление в Комсомол. Моё общение со сверстниками становилось всё более раскованнее и светлее. Появились подруги и друзья. С Элей Лопаревой мы дружим до сих пор. Звездочка нашей школы, отличница, солистка и просто красавица, ,Это она увлекла меня струнным оркестром.
Дедушка подарил  балалайку, а брат Всеволод – гитару.Выездные концерты художественной самодеятельности в Детскую Исправительную колонию, на Агитплощадки,Смотры художественной самодеятельности – всё это направлялось и курировалось моим Учителем.

Все сильнее одолевала любовь к Художественному Слову. Непреодолимо тянуло на сцену.
В возрасте 16 лет я осмелилась записаться в кружок Художественного слова при Омском Драматической театре. Со мной индивидуально занимался актёр. Выход мой на сцену, как и уход с неё, всегда был при закрытом занавесе.

 Первыми моими выступлениями  на сцене были «Девушка и Смерть» (А.М. Горького) и «Кантата о Сибири» с музыкальным сопровождением.
Позднее я читала «…мама, мама я помню руки твои…» (отрывок из романа Фадеева «Молодая Гвардия), «Мать изменника» (Горького), «Арину – мать солдатскую» (Некрасова), «Белое покрывало» (Морица Гартмана)…

Однажды меня спросили, почему в моём репертуаре преобладает тема Матери.
Я и сейчас не могу этого объяснить более точно, но где-то на подсознании прячется запоздалое раскаяние перед Мамой за мою былую жестокость к ней и преклонение перед её высоким стоическим материнским подвигом.


Ей, моей маме, пришлось нести свой нелегкий Крест до конца: заботиться о хлебе насущном, растить и поднимать детей. (а нас было трое).
Жизнь с отцом у неё не сложилась.
Отца я не виню, я жалею его тоже. Он был неординарной личностью, достойной того, чтобы им гордиться, но, когда человек падает духом, - это равносильно смерти.Жизнь сломала его,не пощадив.
                V

В переводе с английского языка слово «инвалид», помимо общепринятых понятий: искалеченный, выведенный из строя, означает: НЕПРИГОДНЫЙ, НЕПРАВОСПОСОБНЫЙ, НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ.
Это всё равно, что тебя нет, ты не существуешь.


Ужасное слово…  А в юности оно звучит для тебя хуже оскорбления. Это слово – ПРИГОВОР!
(Поэтому, несмотря на тяжелое  финансовое положение, я отвергала не только мамину просьбу, а саму мысль об оформлении инвалидности. Пенсию мне оформили заочно уже после 30 лет).


Люди порой пользуются этим словом небрежно.Иногда с целью показать своё мнимое превосходство над человеком с ограниченными возможностями.
Порою праздным  любопытством и выражением непрошенной,уничижительной жалости они приносят только вред.
«Рождённый ползать, - летать не может!» - этот горький афоризм, брошенный однажды в мой адрес, я долго не могла забыть.
«От таких, как вы, - сказала когда-то заведующая РАЙОНО, к которой я обратилось по поводу трудоустройства, - мы стараемся избавляться».

Бывший директор школы долго не мог решиться, принять меня на работу или нет.

Чувствовать себя униженным оскорбленным – удел каждого, не сумевшего подняться высшего своего комплекса неполноценности.
А сделать это – означает доказать и себе и людям, что ты не только хуже их, но в чем-то их превосходишь.

Но здесь появляется опасность другого плана.Комплекс превосходства, как и комплекс неполноценности формируется из-за чувства беспомощности.

 Желание перебороть его перерастает в стремление к превосходству.

Комплекс превосходства — защитный механизм психики, при котором появляется ощущение собственного превосходства, вызванное скрытым чувством неполноценности.

При наличии комплекса превосходства люди зачастую стремятся к обретению власти над окружающими, принижают опасных для себя людей и верят в свою особую силу. Они проявляют следующие черты характера: враждебность по отношению к окружающим, нетерпимость, самоуверенность, хвастливость, зависть, злорадство, жадность, подозрительность. Они стремятся подстроить ситуацию так, чтобы выглядеть превзошедшими всех. Для них «внешний блеск» гораздо важнее, чем настоящие успехи и победы. Однако, даже добившись реальной победы над кем-то, они не ощущают удовлетворения


 Сначала непривычное осознание своего превосходства над теми,кто тебя унижал годами,воспринимается, как болезненный переход к самоутверждению. Потом тебя  охватывает чувство человеческого достоинств и ощущение полного Счастья.
Но невольно  возникает чувство вины оттого ,что ты выше и не достигаем до других.
Два Комплекса,вступая в единоборство,поочередно захлестывают и терзают и без того израненную душу твою.

В романе Анатолия Виноградова «»Осуждение Паганини» есть потрясающий эпизод, в котором писатель показал, как гениальный, непревзойденный скрипач, мучимый комплексом неполноценности связанным со своим социальным положением, с помощью своего таланта сумел почувствовать своё превосходство над толпой, сбросив с себя оковы раболепства перед ней «…вынесенный на руках на авансцену с бриллиантами и с золотом на раскрытой ладони, Паганини недоумённо кланялся публике. Он кланялся низко, сгорбясь в три погибели в знак того, что он униженно просит римскую толпу простить ему его громадный, подавляющий её талант. Он просил людей простить ему его гениальность. У подлецов, у жандармов, у воров и чиновников, у парикмахеров и римских банкиров он просил извинения за то, что он бесконечно выше их и благородней, за то, что он сжигает ежеминутно свою жизнь на огне огромного и неугасимого искусства… Толпа гудела и ревела и Паганини всё острее стал ощущать своё превосходство над всеми."

      Счастье моё состояло в том, что природа мне дала душу,  способную к восприятию Красоты, как средства к самовоспитанию и самовыражению.


Мамины колыбельные песни, красота сурового сибирского края, песни цыган, живших по-соседству, которые научили меня трём аккордам на гитаре; коллекционирование репродукций с картин великих художников, увлечение английским языком, благодаря старшему брату Вячеславу; легендарный подвиг моего отца, участника Гражданской войны, прошедшего все круги ада и оставшегося в живых; волшебные сказки, чудесным рассказчикам которых был мой брат Всеволод, а позднее привитая им моя любовь к чтению, – всё это не могло не сказаться на формировании моего нравственного эстетического и эмоционального восприятия окружающего мира.

Ответ на мучивший меня вопрос, как жить дальше, я находила, читая Белинского, Чернышевского, Глеба Успенского, Д.С. Лихачева, Альберта Лиханова.

Потрясающее впечатление произвела на меня книга «Муки и радости Микеланджело " (Ирвинг  Стоун), не говоря уже о поэзии, которая входила в мою жизнь, осветляя и озаряя её, не позволяя мне тупеть мыслью и коснеть языком.

Писатели открыли мне глаза на то, что:

Творчество даёт возможность владеть сердцами людей, а это значит, избавить себя от комплекса неполноценности;

Не сытость и благополучие творят Добро и Красоту, а именно внутренняя трагедия человека или внешние тяжелые обстоятельства.
Примером тому: мучимый эпилепсией Достоевский, глохнувший Бетховен, глухой от рождения Циолковский, голодный Рембрандт, живущий на три копейки в день Ломоносов, терзаемый сварливой женой Сократ, слепой Гомер, хромой Джордж Гордон Байрон.

В «Слепом музыканте» словами изувеченного бойца сибирский писатель Короленко изрёк такие истины:
«Жизнь – это борьба, а в ней нет места для инвалидов».
«кто борется, - не может называться инвалидом».
«бороться можно не только копьём и саблей…»

Я всё больше убеждалось в том, что всякому, кто посредством искусства стремится победить свой недуг, открывается уникальная возможность ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него и остро передать это людям «пером, лирой, кистью, резцом».

                VII

Судьба и жизнь всё расставили по местам, и я поняла, что моим оружием в жизненной борьбе может быть Слово.

По окончании средней школы, я не стала портнихой, как предрекал мой отец, окончательно разуверившись в возможности моего излечения, безнадёжно махнув рукой.
Я окончила Алма-Атинский институт иностранных языков и в 1964 году начала свою педагогическую деятельность в средней школе №16 им. Ю. Гагарина в г. Кентау Чимкентской области в качестве учительницы английского языка и классной руководительницы 5 «Д» класса.


Все начиналось  самым непредсказуемым образом .
Александр  Львович не хотел принимать меня на работу ,мотивируя свой отказ тем , что из-за  моей ноги я не справлюсь с обязанностями,возложенными самой гуманной профессией на земле . Он до тех пор стоял на своем ,пока  мобилизовав всю свою волю ,я не заявила   том, что он не имеет ни юридического ,ни морального права меня не принять .Что Жизнь  и Судьба выдала мне тяжкие испытания ,через которые я уже почти прошла . Что  выбирая профессию,я отдавала себе в том  отчет и знала ,на что я иду .
Такого поворота он не ожидал,даже снял очки и как-то странно посмотрел на меня И подписал заявление .


Вспоминаю свой первый урок.
Прозвенел звонок и опустел коридор. Только я одна, прижав к груди журнал, стояла у двери с табличкой 8 «А», никак не решаясь войти. Вдруг кто-то за моей спиной берёт меня под локти, открывает дверь и, легонько подталкивая меня, входит в класс вместе со мной. Это был Заврайоно, преподаватель русской литературы. Девочки и мальчики очень серьезные, спокойно поднялись из-за парт, и мой спаситель представил меня классу.  Когда он вышел, то вместо отрепетированного до минуты хода урока, я вдруг спросила совершенно незнакомым голосом, хотят ли они послушать сказку.

Не скрывая удивления, дети сказали «да». И я стала рассказывать сказку Эдгара По «Лягушонок».(оригинальное название «Прыг-Скок, или Восемь скованных орангутанов» (англ.  опубликованный 17 марта 1849 года в бостонской газете «The Flag of Our Union)


Удивительно, но  число и месяц написания  произведения совпадает с датой моего рождения .


Сюжет:

В одном государстве жил король, который любил шутить. Поэтому все его семь министров были известными шутниками. Но был у короля и настоящий карлик-шут, которого все называли Лягушонок. Лягушонка вместе с девушкой Трипеттой подарил королю один генерал. Однажды король решил устроить маскарад и поручил Лягушонку придумать гостям костюмы. Карлик успешно справился с этим заданием. Однако король и его министры хотели, чтобы Лягушонок придумал для них нечто особенное.

Желая в очередной раз повеселиться, король заставил карлика выпить бокал вина. Не удовлетворившись результатом, он наполнил и второй бокал. В этот момент Трипетта попыталась заступиться за своего друга, зная, что тот не выносит вино. Но король лишь оттолкнул девушку и выплеснул вино ей в лицо, рассчитывая этим рассмешить окружающих. В ответ он услышал лишь скрежет зубов Лягушонка.

Карлик успел отойти от действия вина и предложил королю и его свите нарядиться «орангутангами». Намазав дёгтем и обваляв в пеньке тирана и министров, Лягушонок обвязал их цепью. В назначенное время восемь скованных «орангутангов» ворвались в зал и стали пугать гостей. В то время, когда они оказались в центре залы прямо под люстрой, они были подвешены карликом на цепи, свисающей с потолка. При помощи факела Лягушонок поджег обидчиков и со словами «я шут — и это моя последняя шутка» скрылся через люк в потолке. Никто больше не видел Лягушонка и Трипетту.

Спроси меня,спустя годы, о чём была эта сказка,я наверное,не смогла бы вспомнить,как и дать ответ  на  то ,почему именно этой сказкой мне необходимо было начинать свой педагогический путь. Но именно она помогла мне справиться с вдруг  напомнившим  о себе комплексом неполноценности, отсвободиться от терзавшей меня многолетней боли на уровне подсознания.
Через эту сказку дети увидели мой внутренний мир и поняли ,как я нуждаюсь
в их поддержке.

Как я поняла,к подбору кадров Александр Львович относился жесточайшим образом .И может потому, у нас была образцовая школа.
А  сейчас кажется  просто невероятным ,как все закончилось.

 Забегая на много лет вперед, мой Директор  Барг Александр  Львович назовет меня Жемчужиной школы
А еще  спустя годы, когда  я ,проработав  14 лет в школе им. Ю.А. Гагарина, буду находиться уже далеко от тех мест,он напишет в поздравительный открытке:

"Дорогая Маргарита Матвеевна ! Наступление Весны- это пробуждение Природы и Души Человеческой.У всех у нас, кто никогда не забудет общения с Вами,вновь пробуждаются добрые ,светлые чувства к Вам и Вашей семье.

Сквозь годы и расстояния мы вновь посылаем Вашему Дому свои сердечные поздравления и пожелания здоровья,радости и счастья !
Ваши Ал.Льв. и сыновья."
Александра Львовича давно  уже нет в живых, но открытку эту я храню,как  ддорогую  реликвию .

Не менее  дороги для меня теплые,пронизанные любовью,проверенные временем,строки из писем моих бывших учеников,разлетевшихся во все уголки
нашей огромной страны. Вот одно из таких  поздравлений:

Дорогая Маргарита Матвеевна! Поздравляю Вас с днём рождения!Когда мы не приходим, не звоним, не пишем, не обижайтесь на нас и не думайте, что мы вас забыли. Мы заняты той самой суетой, которая называется взрослой жизнью. Но всегда знайте, что в этой самой суете нам тепло от сознания того, что Вы есть. Спасибо Вам за знания,за опыт. Будьте здоровы!!!!

Овладение английским языком, приобщение к другой культуре и духовному наследию англоязычных стран обогатило меня знанием.

Возможность непосредственного общения с иностранцами приносило огромную радость и раскрепощение.

А приобретенный опыт и умение увлечь детей и передать им свои знания стало наивысшей потребностью моей жизни.

Какой счастье было ощутить себя бойцом великой армией учителей и осознать, что вверенные тебе дети – надежда той науки, преподаванию которой я посвящаю свою жизнь, и что с моей помощью они станут чрезвычайно ценными членами нашего общества.

Есть красивое выражение о птенцах,начинающих летать:"И кажется, под осенним небом встают на крыло торопливые птицы."

ВСТАТЬ НА КРЫЛО.Начинать летать.Приобретать самостоятельность и смелость, независимость от других. Вот так день за днем ,год за годом " в буднях, в обычных делах познавать,что такое сознательность, совесть, справедливость… Тем самым,утверждая себя в жизни, вставать на крыло и летать  вместе со своими учениками училась и я .
Школа стала для меня трибуной, с которой можно было говорить о самом главном.
Она была для меня и театральной сценой, дающей возможность с помощью Слова, тончайшего инструмента, способного врачевать сердца и души питомцев, помогая им различать свет и тени, «…БЫТЬ ИМ ПРОВОЖАТЫМ ЧЕРЕЗ КАЖУЙЩИСЯ ХАОС ЖИЗНИ, КОТОРЫЙ УЧИТЕЛЮ ДАНО ОТКРЫВАТЬ ДЕТЯМ, КАК МИРОПОРЯДОК».


Классные часы и уроки «Этики и Психологии семейной жизни», который я также вела в старших классах, инсценировались и подавались в виде театральных представлений.
О них мои бывшие ученики вспоминают еще и теперь. Именно они доверием ко мне, уважением и любовью  подняли  меня на свои крылья и понесли по жизни.


Педагогической работе я отдала более 50 лет и ни разу об этом не пожалела.
В 1978 году была удостоена чести быть представленной к награде «Отличник просвещения Каз. СССР».


И кем бы я не работала: учителем, педагогом-организатором, методистом, руководителем литературно-творческого кружка и дискуссионного клуба «Собеседник» или руководителем культмассового сектора районного профсоюза учителей; проводила ли я лекции по линии «Обществознание» - везде педагогика шла рука об руку с театральным искусством.
Мне доверяли писать сценарии, посвященные знаменательным датам, юбилеям, аттестациям учителей, я сама была ведущей и участницей самодеятельности.

                VIII

С годами у меня появилось потребность самовыражения в литературном творчестве. Оно завладело мной, я им живу. К настоящему времени у меня накопилось достаточно стихов, песен, рассказов (я не имею ввиду то, что считается пробой пера). Каждый, наверно, пытался хоть раз выразить себя в творчестве, не имея ещё ни жизненного ни литературного опыта. Я- не исключение. И в детстве, и в юности пробовала писать.
В предисловии к поэме «Звезда Георгия Победоносца» ,"Рождение поэмы",я повествую о том, о чем здесь не сказала, как и о том, о чем очень больно вспоминать, но об этом можно прочитать в моих стихах.

                IX

История моей жизни по сравнению с другими, кажется, не так уж трагична, но оглядываясь на пройденный путь, я признаюсь: он был не прост…потребовалось много усилий и воли к жизни для преодоления не только своего недуга, но и тяжелых жизненных обстоятельств.
И хотя не мало бед выпало на мою долю и в последующие годы, я счастлива тем, что у меня была любовь, семья, я испытала радость материнства, у меня есть дочь и сын, внуки и правнуки .


А самое главное: у меня есть Слово – моё надёжное оружие в жизненной борьбе, с помощью которого, словами Короленко: «Я могу напомнить счастливым о несчастных».


А теперь я хочу обратиться к своим собратьям по несчастью. Сколько нас на Земле, людей с ограниченными возможностями? Тысячи тысяч!
Кто-то прекрасно рисует, держа карандаш во рту;
Кто-то, не видя белого света, пишет божественную по красоте музыку;
Кто-то усилием воли, преодолевая мучительную боль, заново учится ходить, видеть, говорить…
А сколько ещё людей, тяжёлым недугом прикованных к постели, совершенно неподвижных…
Как этим людям заниматься творчеством?

В Письмах «О добром» Д.С. Лихачев говорит, что сама жизнь – это творчество.
 «Но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым».
Можно просто творить добрую атмосферу (как говорят сейчас, ауру) вокруг себя. Ведь иной из нас приносит в общество подозрительность, тягостное молчание, раздражительность, гнев и бесконечные жалобы на свою судьбу, а другой, заботясь об окружающих и о том, какую память он оставит о себе на Земле, несёт людям свет и радость.

Это очень трудно победить свой комплекс неполноценности.

 Не могу удержаться от того , чтобы не привести  выдержку из повести  Вильяма Сомерсета Моэма "БРЕМЯ СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ."

Вот ,как он  описал мироощущения главного героя повести.

"Он принимал свое уродство ,которое так калечило его жизнь;он знал ,что оно ожесточило его душу,но именно благодаря ему, он приобрёл благотворную способность к самопознанию.

Без нее он не мог бы так остро ощущать Красоту,страстно любить искусство,и литературу,взволнованно следить за сложной драмой жизни .

Издевки и презрение, которым он  подвергался,заставляли его углубиться в себя,и вырастили цветы,- теперь они уже никогда не утратят своего аромата .

Он понял, что гармония,совершенство- редчайшее явление на свете.

У каждого свой недостаток,телесный или духовный;он перебрал в памяти всех,кого знал.( Весь мир- это больница,тщетно искать в нем гармонии.)
перед его мысленным взором прошла вереница изуродованных тел,искалеченных душ,больных  физически- сердцем или легкими,больных психически-с атрофией воли,со страстью к алкоголю.

Его охватило величайшее сострадание к ним всем .Они ведь были беспомощными орудиями слепого случая. он прощал всех. Что они могли с собой  поделать,  те, кто причинял ему боль ? Мудрость в том,чтобы брать от людей хорошее и быть терпимыми  дурному .
В памяти его возникли Слова Христа:"Прости им,ибо не ведают, что творят."


Это очень трудно победить свой комплекс неполноценности.Ещё не раз в течение жизни его отголоски будут напоминать о себе. Но если человек превзойдёт себя и победит его, то он – счастлививший из счастливых.

И тогда, как заметил А.И. Солженицын: «…и в неудачах, и даже на дне существования – в НИЩЕТЕ, ТЮРЬМЕ, БОЛЕЗНЯХ – ощущение устойчивой гармонии не сможет покинуть его."

"Мы все кому-то чем-то обязаны …кто-то обязательно одарил нас. В нас живут чьи-то слёзы, чьё-то прозрение, чьё-то простое тепло и чей-то высокий пример»».
Я склоняю голову перед теми, кто вёл меня за руку по дороге детства: дорогими моими родителями и братьями, всеми, кто освещал мне путь: любимыми учителями, писателями поэтами, я благодарю всех, кто шёл со мною рядом: моих друзей, учеников и коллег, чьё плечо я чувствовала каждую минуту; и тех, кто случайно встречался на моём пути, не зависимо от того, положительный или отрицательный заряд они несли в себе, долго ли находились со мною или только один миг.

Каждый из них выполнял свою роль в моей жизни и судьбе.
И я благословляю их, как и эту прекрасную женщину, поэтессу, воспевающую в своих стихах Страну Души – Абхазию, – Фаину Кузнецову, которая помогла мне встать на путь литературного творчества и дала мне псевдоним Серебряная.
Ей посвящаю яцц эти строки,идущие от самого сердца :

                Спасибо Вам за то, что посетили
                В тот миг,когда сердца перекликались.
                Что Звездам Вы глаза мои открыли            
                Души израненной касаясь.


                Что в мириадах звезд Вы отыскали
                Средь золотых Скребряной мерцанье               
                И именем моим её назвали, 
                Единственную в мирозданье.


    

<Без темы>
От:
Маргарита Чуваева <margarita.chuvaeva@mail.ru>
Подробнее&
28 Апреля 2023, 17:47&

Судьба и Жизнь.
Маргарита Чуваева-Серебряная.
«БЫТЬ МОЖЕТ, ОБИЖЕННЫЙ СУДЬБОЮ
 ПОДЫМЕТ СО ВРЕМЕНЕМ ДОСТУПНОЕ
 ЕМУ ОРУЖИЕ В  ЗАЩИТУ  ДРУГИХ,
 ОБЕЗДОЛЕННЫХ ЖИЗНЬЮ."

/В.Г Короленко «Слепой  музыкант»/
                I

По рассказам мамы, когда мне было 8 месяцев отроду, на меня чихнула остановившаяся у нас проездом незнакомая женщина, назвавшаяся дальней родственницей по отцу.
Она была больна: чихала и кашляла, поминутно сморкаясь в платок, а мама, стоя в проёме двери, всё никак не решалась взять меня из её рук.

Только позднее моя бедная мамочка «…плакала и билась, как подстреленная птица», понимая, что с появлением этой женщины горе, нависшее над моей колыбелью, будет сопровождать меня всю жизнь."
Таинственная незнакомка как появилась, так и исчезла.

А меня разбил детский паралич, именуемый впоследствии полиомиелитом.
Атрофировавшееся серое вещество спинного мозга вызвало омертвение мышц и сухожилий обеих ног. Левая стопа стала отвисать, в правой со временем образовалось плоскостопие, в коленном суставе нога перестала разгибаться. В результате, уже с ранних лет я была обречена на инвалидность.

                II

Шёл военный  41ый год.
В г. Омске, где я родилась и жила тогда, получить необходимую медицинскую помощь не представлялось возможным.
Я долго ползала на четвереньках и дома и на улице.
Благодаря маме, массажам и солёным ваннам, я впервые встала на ножки и сделала первый шаг по земле, когда мне было 2 с небольшим года.

Непрофессионально выполненная операция, на которую я сознательно пошла в возрасте 17 лет, цели не достигла, а лишений и мучений только прибавила: гноящийся шов, костыли, уродливая ортопедическая обувь… Тогда я просто выпала из жизни. Лежала, отвернувшись к стене, и никого не хотела видеть.

Было ещё несколько попыток что-то изменить к лучшему, в том числе обращение в Московский ЦИТО, где мне посоветовали оставить всё, как есть.
Последней надеждой был Курганский доктор Илизаров, но он неожиданно умирает. Я обращаюсь к его ученику А. Бочанову, но он, назначив мне день операции,-умирает тоже.
Этот знак я восприняла, как предначертание своей судьбы, против которой идти бессмысленно. И потому мысль об оперативном вмешательстве я оставила навсегда.
Инвалидность с детства закрепилась за мной, вследствие дополнительных многочисленных увечий: вывихов, растяжений, переломов, в результате падений.


С 45 лет начала ходить с тросточкой.
Потом стала передвигаться с помощью ходунков и инвалидной коляски.

                III.               
   
Заглянуть в души детей – инвалидов, проникнувшись остротой немыслимых человеческих страданий,выпавших на их долю,когда, помимо физической боли, им ежеминутно приходится испытывать унижения и насмешки окружающих сверстников,- означает наполовину решить проблему их духовной реабилитации и нравственного оздоровления нашего общества в целом.


Попытаюсь через мгновения собственной жизни приоткрыть тайну этих страданий.

В раннем детстве я не помню случая, когда кто-либо из детей обидел бы меня.Все муки начались со школы.Жила на нашей улице девочка по имени Людмила Докторова. Вряд ли ей когда-либо приходила в голову мысль о том, какое жестоко-ироническое несоответствие заключалось в ее имени и фамилии по отношению к поступкам, которые она совершала.

Я шла по улице, отбрасывая безжизненную левую ногу в сторону, опираясь на колено левой рукой,а чтобы как-то удержать корпус в равновесии, правую руку приходилось заносить выше головы, отчего тело превращалось в дугу.
Лицо пылало, пот и слёзы заливали глаза и сил оставалось только на последний шаг.

И в этот момент, как на грех, дорогу мне преграждала ватага мальчишек под предводительством Людмилы Докторовой. Боевая и смелая, она забегала вперед и по её команде, смеясь и улюлюкая, все начинали передразнивать каждый мой шаг…
Натешившись,они убегали шумной толпой, бросая камни мне вослед.

Школа находилась далеко от дома.Сидя на уроках,я  только и думала о том, как избежать встречи со своими мучителями, какими дальними путями и закоулками буду возвращаться домой. Зимой маме приходилось отвозить меня  на санках. Я просыпалась на рассвете,чтобы  прибыть раньше всех,когда двери в школу были еще закрыты. Мама уходила,а я,сидя на холодном подоконнике,ждала,,когда откроют двери.

О своих мучениях никогда никому не рассказывала.
Подрастая,чувствовала себя все более и более отверженной. И где-то в глубине сознания рождалась мысль о том,что пути к радости и счастью закрыты для меня навсегда.

Особенно остро я ощущала это,начиная со 2-го класса на уроках физкультуры. Когда учительница выстраивала ребят,и под музыку Спортивного марша они шли по залу,я сидя на скамеечке,начинала плакать. Чтобы никто не видел моих слёз, потихоньку выходила из зала и в коридоре у окна,прячась за шторы, тихо плакала.

 

Однажды, накануне праздника 1 мая, который, после окончания Войны отмечался в городе особенно торжественно, (с демонстрациями, знамёнами, духовым оркестром) в школе подыскивали девочку, подходящую для того, чтобы посадив её, как Дюймовочку, в огромный искусственный цветок, пронести перед трибуной по центральной площади города.
Когда во время урока в класс вошла завуч и старшая пионервожатая, и все дети встали из-за парт на обозрение, я изо всех сил вытягивала шею и, пересиливая свою застенчивость, просительно смотрела им в глаза, еле сдерживаясь от того, чтобы не закричать во весь голос: «Ну, пожалуйста, возьмите меня!». Но никто этого не заметил… И выбрали девочку другую.


В переходный возраст,когда всё обострено от сознания бесконечности своих мук, и беспросветности душевного одиночества, и уничижительной зависимости от других людей,и бытовых тягот на почве нищенского существования, на фоне беспробудного пьянства отца с "белыми горячками"и с переживаниями, связанными с бракоразводным процессом родителей, - в этой кромешной тьме я жестоко обвиняла свою маму во всех своих несчастьях.
 Я выплёскивала на неё накопившуюся годами обиду, чего простить себе никогда не смогу.

Какую бездну горя несла я в себе ! Ах, как нужна была тогда для меня «Скорая помощь»! Кто-то из взрослых – друг, воспитатель, наставник,должен был  остановить развитие этого страшного комплекса неполноценности, когда непохожесть на других людей превращает тебя в изгоя, когда сквозь израненную  детскую душу начинают проростать ростки эгоизма, безжалостно уродуя ее.


Мама не зная, что делать со мной, взбунтовавшейся против своей судьбы, обратилась за помощью в школу.

Человечество всегда будет благодарно помнить о своих учителях,которым понятны и близки слова гениального педагога Януша Корчака,сказавшего однажды: «Женщины и дети – это угнетённая нация»; учителей,для которых и жизнь не в жизнь,если она увидят грусть-тоску в глазах ребёнка. Эти люди – подвижники,которые всю свою жизнь служат детству,распрямляя,поднимая, возвышая ребёнка и,как стрелка компаса,поворачиваясь в сторону их печалей,скорбей и радостей.

Первой моей учительницей (и всего один год ) была Ольга Павловна Канивец. Только недавно закончилась Великая Отечественная Война и,наверное,у нее кто-то из близких погиб на фронте,потому,как Учительница никогда не улыбалась, ходила вся в черном.И туфли черные со скрипом,и вся ее фигура,и то,как, сложив руки на груди,она шла вдоль рядов парт и постоянно что-то шептала,-внушало мысль о том,что всем нам следует тихо и молча из урока в урок совершенстовать свою  каллиграфию. Мы много писали,и к концу учебного года почти у всех был одинаковый почерк .
На стенах классной комнаты висели портреты ученых.Ольга Павловна была на них похожа тем,что ее густые,кудрявые черные волосы напоминали парик.

Благодарная Память высвятила из послевоенного Детства один эпизод,который   
запечатлел образ моей первой учительницы навсегда и послужил для меня
уроком на всю оставшуюся жизнь.

На большой перемене дети бежали в буфет,где продавались булочки по 3 копейки .Все,кроме меня.У нас в семье как-то не принято было давать деньги на школьные булочки.А как помнится,кушать хотелось всегда.
Однажды одноклассница Эмма Крауз забегает в класс,держа в фартуке булочки, подбегает к своей парте и небрежно их забрасывает.Одна булочка падает  на пол,но Эмма этого не замечает, явно торопясь куда-то убегает. .

Я  поднимаю булочку,намереваясь положить ее на место,где было еще несколько штук,но чувствую,что никакая сила не сможет остановить меня. Я  съем ее сейчас же,не отходя. Я вонзаю в нее зубы,как голодная волчица! Кусочек застревает в горле! Чтобы запить,над выйти в коридор,там есть краник  с водой.

Но не успеваю,так как звенит звонок и вот уже дети вбегают в класс и сейчас  войдет Ольга Павловна.Она очень строгая.За любую провинность,тем более,если зайдешь в класс после нее, будешь стоять в углу,пока она не вспомнит о тебе.(К счастью,со мной такого не случалось ни разу.)

Я возвращаюсь к своей парте и через минуту раздается истошный крик Эммы: "Ольга Павловна!У меня пропала одна булочка!Их было 6,а осталось 5!"

Начинаются выяснения типа,может,ты ошиблась,может съела и забыла;в конце концов,кто был в классе во время перемены.

"В классе была только Рита !"-звучит громовой ответ.И Эмма указывает на меня пальцем.Все поворачиваются ко мне лицом,застыв в нетерпеливом ожидании.

 Я встаю из-за парты,третьей парты в среднем ряду,слышу скрип
приближающихся туфлей.В висках застучали маленькими молоточками,в лицо как-будто брызнули кипятком.

В гробовой тишине Ольга Павловна двумя пальцами поднимает за подбородок мое лицо и мы не отрываясь несколько минут молча ,смотрим друг другу в глаза.Тишина.Тепло руки на плече.И знакомый,удаляющийся скрип черных туфлей.

 Медленно дойдя до стола,Ольга Павловна говорит,не отводя от меня пристального взгляда:"Эта девочка не способна на такой поступок.
А ты,Эмма,хорошенько подумай,прежде,чем своим подозрением кого-то  незаслуженно обидеть."

Эмма опускает глаза, девочки и мальчики,уткнувшись в свои тетрадки,уже не смотрят в мою сторону;скрипят перышки,скрипят туфли,обжигающие слёзы падают на исписанный  лист,расплываясь по нему фиолетовыми цветочками.


После Ольги Павловны у меня было  много учителей.Каждый из них по -своему уникален.И то,что каждый из нас  от них воспринял,- это на всю жизнь.

Но из всех самыми значимыми для меня были классные руководительницы : Тюрина Людмила Анатольевна,Дроздова Антонина Александровна,и особенно, Протопопов Анатолий Васильевич,

Анатолий Васильевич (Царствие ему Небесное) был учителем истории и завучем в школе.Помню его внимательные карие лучистые глаза,и добрейшую улыбку. Участник недавно закончившейся войны,он приходил в школу в военной форме всегда подтянутый,собранный,энергичный.
Прежде всего,он провёл со мной тонкую психологическую работу.Однажды, побывав на уроке литературы и послушав мою декламацию,он вдруг предложил мне принять участие в предстоящем общешкольном литературном конкурсе на лучшего чтеца.
И первый мой дебют состоялся! Я читала стихотворение Михалкова  " Я ХОЧУ ДОМОЙ." о детях русских военнопленных, живущих в концлагерях, лишённых элементарных человеческих условий.


Помню, как звенел мой голос: «…спросить бы у мистера Скотта, коль есть у такого душа, хотел бы он слышать, что кто-то калечит его малыша. Спросить бы у мистера Смитта…»

«Детство и юность Льва Толстого» и «Сибирские рассказы В.Г. Короленко», уже потускневшие от времени, я храню до сих пор. На форзаце одной из книг – надпись: «Лучшему чтецу, занявшему первое место».
Это – была Радость! Это – было начало моего выхода из рабского комплекса неполноценности, мучившего меня годами.


Теперь, спустя десятки лет, я вновь вспоминаю изречение Альберта Лиханова: «Глыба горя, упавшая в озеро души человеческой, неизменно вызовет обратный всплеск – жажду жизни, порыв творчества».

С тех пор Анатолий Васильевич не выпускал меня из виду, вовлекая в общественную работу, начиная с Пионерской Дружины и Учкома.

На развитие моего самосознания огромное влияние оказало вступление в Комсомол. Моё общение со сверстниками становилось всё более раскованнее и светлее. Появились подруги и друзья. С Элей Лопаревой мы дружим до сих пор. Звездочка нашей школы, отличница, солистка и просто красавица, ,Это она увлекла меня струнным оркестром.
Дедушка подарил  балалайку, а брат Всеволод – гитару.Выездные концерты художественной самодеятельности в Детскую Исправительную колонию, на Агитплощадки,Смотры художественной самодеятельности – всё это направлялось и курировалось моим Учителем.

Все сильнее одолевала любовь к Художественному Слову. Непреодолимо тянуло на сцену.
В возрасте 16 лет я осмелилась записаться в кружок Художественного слова при Омском Драматической театре. Со мной индивидуально занимался актёр. Выход мой на сцену, как и уход с неё, всегда был при закрытом занавесе.

 Первыми моими выступлениями  на сцене были «Девушка и Смерть» (А.М. Горького) и «Кантата о Сибири» с музыкальным сопровождением.
Позднее я читала «…мама, мама я помню руки твои…» (отрывок из романа Фадеева «Молодая Гвардия), «Мать изменника» (Горького), «Арину – мать солдатскую» (Некрасова), «Белое покрывало» (Морица Гартмана)…

Однажды меня спросили, почему в моём репертуаре преобладает тема Матери.
Я и сейчас не могу этого объяснить более точно, но где-то на подсознании прячется запоздалое раскаяние перед Мамой за мою былую жестокость к ней и преклонение перед её высоким стоическим материнским подвигом.


Ей, моей маме, пришлось нести свой нелегкий Крест до конца: заботиться о хлебе насущном, растить и поднимать детей. (а нас было трое).
Жизнь с отцом у неё не сложилась.
Отца я не виню, я жалею его тоже. Он был неординарной личностью, достойной того, чтобы им гордиться, но, когда человек падает духом, - это равносильно смерти.Жизнь сломала его,не пощадив.
                V

В переводе с английского языка слово «инвалид», помимо общепринятых понятий: искалеченный, выведенный из строя, означает: НЕПРИГОДНЫЙ, НЕПРАВОСПОСОБНЫЙ, НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ.
Это всё равно, что тебя нет, ты не существуешь.


Ужасное слово…  А в юности оно звучит для тебя хуже оскорбления. Это слово – ПРИГОВОР!
(Поэтому, несмотря на тяжелое  финансовое положение, я отвергала не только мамину просьбу, а саму мысль об оформлении инвалидности. Пенсию мне оформили заочно уже после 30 лет).


Люди порой пользуются этим словом небрежно.Иногда с целью показать своё мнимое превосходство над человеком с ограниченными возможностями.
Порою праздным  любопытством и выражением непрошенной,уничижительной жалости они приносят только вред.
«Рождённый ползать, - летать не может!» - этот горький афоризм, брошенный однажды в мой адрес, я долго не могла забыть.
«От таких, как вы, - сказала когда-то заведующая РАЙОНО, к которой я обратилось по поводу трудоустройства, - мы стараемся избавляться».

Бывший директор школы долго не мог решиться, принять меня на работу или нет.

Чувствовать себя униженным оскорбленным – удел каждого, не сумевшего подняться высшего своего комплекса неполноценности.
А сделать это – означает доказать и себе и людям, что ты не только хуже их, но в чем-то их превосходишь.

Но здесь появляется опасность другого плана.Комплекс превосходства, как и комплекс неполноценности формируется из-за чувства беспомощности.

 Желание перебороть его перерастает в стремление к превосходству.

Комплекс превосходства — защитный механизм психики, при котором появляется ощущение собственного превосходства, вызванное скрытым чувством неполноценности.

"При наличии комплекса превосходства люди зачастую стремятся к обретению власти над окружающими, принижают опасных для себя людей и верят в свою особую силу. Они проявляют следующие черты характера: враждебность по отношению к окружающим, нетерпимость, самоуверенность, хвастливость, зависть, злорадство, жадность, подозрительность. Они стремятся подстроить ситуацию так, чтобы выглядеть превзошедшими всех. Для них «внешний блеск» гораздо важнее, чем настоящие успехи и победы. Однако, даже добившись реальной победы над кем-то, они не ощущают удовлетворения"  ( Альфред Адлер, австрийский психолог.)


 Сначала непривычное осознание своего превосходства над теми,кто тебя унижал годами,воспринимается, как болезненный переход к самоутверждению. Потом тебя  охватывает чувство человеческого достоинств и ощущение полного Счастья.
Но невольно  возникает чувство вины оттого ,что ты выше и не достигаем до других.
Два Комплекса,вступая в единоборство,поочередно захлестывают и терзают и без того израненную душу твою.

В романе Анатолия Виноградова «»Осуждение Паганини» есть потрясающий эпизод, в котором писатель показал, как гениальный, непревзойденный скрипач, мучимый комплексом неполноценности связанным со своим социальным положением, с помощью своего таланта сумел почувствовать своё превосходство над толпой, сбросив с себя оковы раболепства перед ней «…вынесенный на руках на авансцену с бриллиантами и с золотом на раскрытой ладони, Паганини недоумённо кланялся публике. Он кланялся низко, сгорбясь в три погибели в знак того, что он униженно просит римскую толпу простить ему его громадный, подавляющий её талант. Он просил людей простить ему его гениальность. У подлецов, у жандармов, у воров и чиновников, у парикмахеров и римских банкиров он просил извинения за то, что он бесконечно выше их и благородней, за то, что он сжигает ежеминутно свою жизнь на огне огромного и неугасимого искусства… Толпа гудела и ревела и Паганини всё острее стал ощущать своё превосходство над всеми."

      Счастье моё состояло в том, что природа мне дала душу,  способную к восприятию Красоты, как средства к самовоспитанию и самовыражению.


Мамины колыбельные песни, красота сурового сибирского края, песни цыган, живших по-соседству, которые научили меня трём аккордам на гитаре; коллекционирование репродукций с картин великих художников, увлечение английским языком, благодаря старшему брату Вячеславу; легендарный подвиг моего отца, участника Гражданской войны, прошедшего все круги ада и оставшегося в живых; волшебные сказки, чудесным рассказчикам которых был мой брат Всеволод, а позднее привитая им моя любовь к чтению, – всё это не могло не сказаться на формировании моего нравственного эстетического и эмоционального восприятия окружающего мира.

Ответ на мучивший меня вопрос, как жить дальше, я находила, читая Белинского, Чернышевского, Глеба Успенского, Д.С. Лихачева, Альберта Лиханова.

Потрясающее впечатление произвела на меня книга «Муки и радости Микеланджело " (Ирвинг  Стоун), не говоря уже о поэзии, которая входила в мою жизнь, осветляя и озаряя её, не позволяя мне тупеть мыслью и коснеть языком.

Писатели открыли мне глаза на то, что:

Творчество даёт возможность владеть сердцами людей, а это значит, избавить себя от комплекса неполноценности;

Не сытость и благополучие творят Добро и Красоту, а именно внутренняя трагедия человека или внешние тяжелые обстоятельства.
Примером тому: мучимый эпилепсией Достоевский, глохнувший Бетховен, глухой от рождения Циолковский, голодный Рембрандт, живущий на три копейки в день Ломоносов, терзаемый сварливой женой Сократ, слепой Гомер, хромой Джордж Гордон Байрон.

В «Слепом музыканте» словами изувеченного бойца сибирский писатель Короленко изрёк такие истины:
«Жизнь – это борьба, а в ней нет места для инвалидов».
«кто борется, - не может называться инвалидом».
«бороться можно не только копьём и саблей…»

Я всё больше убеждалось в том, что всякому, кто посредством искусства стремится победить свой недуг, открывается уникальная возможность ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него и остро передать это людям «пером, лирой, кистью, резцом».

                VII

Судьба и жизнь всё расставили по местам, и я поняла, что моим оружием в жизненной борьбе может быть Слово.

По окончании средней школы, я не стала портнихой, как предрекал мой отец, окончательно разуверившись в возможности моего излечения, безнадёжно махнув рукой.
Я окончила Алма-Атинский институт иностранных языков и в 1964 году начала свою педагогическую деятельность в средней школе №16 им. Ю. Гагарина в г. Кентау Чимкентской области в качестве учительницы английского языка и классной руководительницы 5 «Д» класса.


Все начиналось  самым непредсказуемым образом .
Александр  Львович не хотел принимать меня на работу ,мотивируя свой отказ тем , что из-за  моей ноги я не справлюсь с обязанностями,возложенными самой гуманной профессией на земле . Он до тех пор стоял на своем ,пока  мобилизовав всю свою волю ,я не заявила   том, что он не имеет ни юридического ,ни морального права меня не принять .Что Жизнь  и Судьба выдала мне тяжкие испытания ,через которые я уже почти прошла . Что  выбирая профессию,я отдавала себе в том  отчет и знала ,на что я иду .
Такого поворота он не ожидал,даже снял очки и как-то странно посмотрел на меня И подписал заявление .


Вспоминаю свой первый урок.
Прозвенел звонок и опустел коридор. Только я одна, прижав к груди журнал, стояла у двери с табличкой 8 «А», никак не решаясь войти. Вдруг кто-то за моей спиной берёт меня под локти, открывает дверь и, легонько подталкивая меня, входит в класс вместе со мной. Это был Заврайоно, преподаватель русской литературы. Девочки и мальчики очень серьезные, спокойно поднялись из-за парт, и мой спаситель представил меня классу.  Когда он вышел, то вместо отрепетированного до минуты хода урока, я вдруг спросила совершенно незнакомым голосом, хотят ли они послушать сказку.

Не скрывая удивления, дети сказали «да». И я стала рассказывать сказку Эдгара По «Лягушонок».
 Спроси меня сейчас, о чём была это сказка, я не смогла бы вспомнить, как и то ,почему именно этой сказкой мне необходимо было начинать свой педагогический путь. Но именно она помогла мне справиться с напомнившим о себе комплексом неполноценности.

Как я поняла,к подбору кадров Александр Львович относился жесточайшим образом .И может потому, у нас была образцовая школа.
А  сейчас кажется  просто невероятным ,как все закончилось.

 Забегая на много лет вперед, мой Директор  Барг Александр  Львович назовет меня Жемчужиной школы
А еще  спустя годы, когда  я ,проработав  14 лет в школе им. Ю.А. Гагарина, буду находиться уже далеко от тех мест,он напишет в поздравительный открытке:

"Дорогая Маргарита Матвеевна ! Наступление Весны- это пробуждение Природы и Души Человеческой.У всех у нас, кто никогда не забудет общения с Вами,вновь пробуждаются добрые ,светлые чувства к Вам и Вашей семье.

Сквозь годы и расстояния мы вновь посылаем Вашему Дому свои сердечные поздравления и пожелания здоровья,радости и счастья !
Ваши Ал.Льв. и сыновья."
Александра Львовича давно  уже нет в живых, но открытку эту я храню,как  ддорогую  реликвию .

Не менее  дороги для меня теплые,пронизанные любовью,проверенные временем,строки из писем моих бывших учеников,разлетевшихся во все уголки
нашей огромной страны. Вот одно из совсем недавних  таких  поздравлений:

Дорогая Маргарита Матвеевна! Поздравляю Вас с днём рождения!Когда мы не приходим, не звоним, не пишем, не обижайтесь на нас и не думайте, что мы вас забыли. Мы заняты той самой суетой, которая называется взрослой жизнью. Но всегда знайте, что в этой самой суете нам тепло от сознания того, что Вы есть. Спасибо Вам за знания,за опыт. Будьте здоровы!!!!

Овладение английским языком, приобщение к другой культуре и духовному наследию англоязычных стран обогатило меня знанием.

Возможность непосредственного общения с иностранцами приносило огромную радость и раскрепощение.

А приобретенный опыт и умение увлечь детей и передать им свои знания стало наивысшей потребностью моей жизни.

Какой счастье было ощутить себя бойцом великой армией учителей и осознать, что вверенные тебе дети – надежда той науки, преподаванию которой я посвящаю свою жизнь, и что с моей помощью они станут чрезвычайно ценными членами нашего общества.

Есть красивое выражение о птенцах,начинающих летать:"И кажется, под осенним небом встают на крыло торопливые птицы."

ВСТАТЬ НА КРЫЛО.Начинать летать.Приобретать самостоятельность и смелость, независимость от других. Вот так день за днем ,год за годом " в буднях, в обычных делах познавать,что такое сознательность, совесть, справедливость… Тем самым,утверждая себя в жизни, вставать на крыло и летать  вместе со своими учениками училась и я .

Школа стала для меня трибуной, с которой можно было говорить о самом главном.
Она была для меня и театральной сценой, дающей возможность с помощью Слова, тончайшего инструмента, способного врачевать сердца и души питомцев, помогая им различать свет и тени, «…БЫТЬ ИМ ПРОВОЖАТЫМ ЧЕРЕЗ КАЖУЙЩИСЯ ХАОС ЖИЗНИ, КОТОРЫЙ УЧИТЕЛЮ ДАНО ОТКРЫВАТЬ ДЕТЯМ, КАК МИРОПОРЯДОК».


Классные часы и уроки «Этики и Психологии семейной жизни», который я также вела в старших классах, инсценировались и подавались в виде театральных представлений.
О них мои бывшие ученики вспоминают еще и теперь. Именно они доверием ко мне, уважением и любовью  подняли  меня на свои крылья и понесли по жизни.


Педагогической работе я отдала более 50 лет и ни разу об этом не пожалела.
В 1978 году была удостоена чести быть представленной к награде «Отличник просвещения Каз. СССР».


И кем бы я не работала: учителем, педагогом-организатором, методистом, руководителем литературно-творческого кружка и дискуссионного клуба «Собеседник» или руководителем культмассового сектора районного профсоюза учителей; проводила ли я лекции по линии «Обществознание» - везде педагогика шла рука об руку с театральным искусством.
Мне доверяли писать сценарии, посвященные знаменательным датам, юбилеям, аттестациям учителей, я сама была ведущей и участницей самодеятельности.

                VIII

С годами у меня появилось потребность самовыражения в литературном творчестве. Оно завладело мной, я им живу. К настоящему времени у меня накопилось достаточно стихов, песен, рассказов (я не имею ввиду то, что считается пробой пера). Каждый, наверно, пытался хоть раз выразить себя в творчестве, не имея ещё ни жизненного ни литературного опыта. Я- не исключение. И в детстве, и в юности пробовала писать.
В предисловии к поэме «Звезда Георгия Победоносца» ,"Рождение поэмы",я повествую о том, о чем здесь не сказала, как и о том, о чем очень больно вспоминать, но об этом можно прочитать в моих стихах.

                IX

История моей жизни по сравнению с другими, кажется, не так уж трагична, но оглядываясь на пройденный путь, я признаюсь: он был не прост…потребовалось много усилий и воли к жизни для преодоления не только своего недуга, но и тяжелых жизненных обстоятельств.
И хотя не мало бед выпало на мою долю и в последующие годы, я счастлива тем, что у меня была любовь, семья, я испытала радость материнства, у меня есть дочь и сын, внуки и правнуки .


А самое главное: у меня есть Слово – моё надёжное оружие в жизненной борьбе, с помощью которого, словами Короленко: «Я могу напомнить счастливым о несчастных».


А теперь я хочу обратиться к своим собратьям по несчастью. Сколько нас на Земле, людей с ограниченными возможностями? Тысячи тысяч! Кто-то прекрасно рисует, держа карандаш во рту; Кто-то, не видя белого света, пишет божественную по красоте музыку;
Кто-то усилием воли, преодолевая мучительную боль, заново учится ходить, видеть, говорить…
А сколько ещё людей, тяжёлым недугом прикованных к постели, совершенно неподвижных…Как этим людям заниматься творчеством?

В Письмах «О добром» Д.С. Лихачев говорит, что сама жизнь – это творчество.
 «Но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым».
Можно просто творить добрую атмосферу (как говорят сейчас, ауру) вокруг себя. Ведь иной из нас приносит в общество подозрительность, тягостное молчание, раздражительность, гнев и бесконечные жалобы на свою судьбу, а другой, заботясь об окружающих и о том, какую память он оставит о себе на Земле, несёт людям свет и радость.

Это очень трудно победить свой комплекс неполноценности.

 Не могу удержаться от того , чтобы не привести  выдержку из повести  Вильяма Сомерсета Моэма "БРЕМЯ СТРАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ."

Вот ,как он  описал мироощущения главного героя повести.

"Он принимал свое уродство ,которое так калечило его жизнь;он знал ,что оно ожесточило его душу,но именно благодаря ему, он приобрёл благотворную способность к самопознанию.

Без нее он не мог бы так остро ощущать Красоту,страстно любить искусство,и литературу,взволнованно следить за сложной драмой жизни .

Издевки и презрение, которым он  подвергался,заставляли его углубиться в себя,и вырастили цветы,- теперь они уже никогда не утратят своего аромата .

Он понял, что гармония,совершенство- редчайшее явление на свете.

У каждого свой недостаток,телесный или духовный;он перебрал в памяти всех,кого знал.( Весь мир- это больница,тщетно искать в нем гармонии.)
перед его мысленным взором прошла вереница изуродованных тел,искалеченных душ,больных  физически- сердцем или легкими,больных психически-с атрофией воли,со страстью к алкоголю.

Его охватило величайшее сострадание к ним всем .Они ведь были беспомощными орудиями слепого случая. он прощал всех. Что они могли с собой  поделать,  те, кто причинял ему боль ? Мудрость в том,чтобы брать от людей хорошее и быть терпимыми  дурному .
В памяти его возникли Слова Христа:"Прости им,ибо не ведают, что творят."


Это очень трудно победить свой комплекс неполноценности.Ещё не раз в течение жизни его отголоски будут напоминать о себе. Но если человек превзойдёт себя и победит его, то он – счастлививший из счастливых.

И тогда, как заметил А.И. Солженицын: «…и в неудачах, и даже на дне существования – в НИЩЕТЕ, ТЮРЬМЕ, БОЛЕЗНЯХ – ощущение устойчивой гармонии не сможет покинуть его."

"Мы все кому-то чем-то обязаны …кто-то обязательно одарил нас. В нас живут чьи-то слёзы, чьё-то прозрение, чьё-то простое тепло и чей-то высокий пример»».
Я склоняю голову перед теми, кто вёл меня за руку по дороге детства: дорогими моими родителями и братьями, всеми, кто освещал мне путь: любимыми учителями, писателями поэтами, я благодарю всех, кто шёл со мною рядом: моих друзей, учеников и коллег, чьё плечо я чувствовала каждую минуту; и тех, кто случайно встречался на моём пути, не зависимо от того, положительный или отрицательный заряд они несли в себе, долго ли находились со мною или только один миг.

Каждый из них выполнял свою роль в моей жизни и судьбе.
И я благословляю их, как и эту прекрасную женщину, поэтессу, воспевающую в своих стихах Страну Души – Абхазию, – Фаину Кузнецову, которая помогла мне встать на путь литературного творчества и дала мне псевдоним Серебряная.
Ей посвящаю я эти строки,идущие от самого сердца :

                Спасибо Вам за то, что посетили
                В тот миг,когда сердца перекликались.
                Что Звездам Вы глаза мои открыли            
                Души израненной касаясь.


                Что в мириадах звезд Вы отыскали
                Средь золотых СЕРЕБРЯНОЙ мерцанье               
                И именем моим её назвали, 
                Единственную в мирозданье.



.

..