На картошку...

Наталья Волкова Рыжая
   

      Сентябрь - начало нового учебного года, а когда-то, годах в 60- 80х прошлого столетия, это ещё и время выездов старшеклассников, студентов, рабочих и служащих в колхозы и совхозы на копку картофеля.

     В один из сентябрьских дней 1983 года пришла к нам в кабинет кадровичка и  огласила список счастливчиков, которые завтра едут "на природу". На следующее утро мы с ведрами и с "тормозками" ждали машину у здания райпо. В восемь часов утра подъехал "ГАЗ-51", водитель выскочил из кабины, открыл задний борт и сказал:"Прошу!", показывая рукой, куда именно  он нас просит. Мы, кто ловко и быстро, кто медленно и неловко, помогая друг другу,  забрались в кузов и уселись на доски, закреплённые между бортами.
    Наш подшефный совхоз был самым крупным в районе и находился километрах в 25-ти от города, так что дорога была хорошей и уже скоро мы выгружались возле картофельного поля. Бригадир, женщина лет сорока, худощавая, перепрыгнула придорожную канаву и мы за ней, как утята за мамой-уткой. Далее поднялись на пригорок, прошли между кустами и остановились, оглядывая фронт работ. Поле было шириной метров десять, а длина его терялась где-то у горизонта. Нам сказали, что собирать мы будем картошку там, где уже проехала копалка, ссыпать в одном месте и до конца рабочего дня мы должны управиться.
    Бригадир бодро добавила, что приедет посмотреть как идут дела и уехала. За работу мы взялись дружненько, одни  собирали клубни в ведра, другие относили их и высыпали в указанном месте. Гора собранной картошки росла, темп работы снижался, шутки и перекрикивания раздавались всё реже, так что приезд бригадира был очень кстати: разогнуться, отдохнуть хотели все.
    Бригадир присела на траву, мы тоже- кто рядом с ней, кто, на обернутые вёдра, напротив. Она достала тетрадь, ручку и сказала, чтобы мы назвали свои фамилии. Заговорили все сразу, разобрать что-то было трудно, бригадир взмахом руки остановила наш гвалт. "Кто -нибудь один - сказала она, встретившись со мной взглядом добавила: давайте вы, и только фамилии". Я посмотрела на сидящих напротив меня и чтобы не запутаться начала диктовать по часовой стрелке: Гусева, Дроздова, Журавлёва, Синицына, Баранова, Козлова, Зайцева, Лисицына, Волко...свою фамилию договорить не успела, потому что бригадир вскочила на ноги и закричала"Вы, что, издеваетесь? Я вам покажу!" Вырвала из тетради лист, сунула его в руки тому, кто был ближе и пошла к машине. С дороги прокричала, чтобы нормальный список отдали шофёру, который за нами приедет...
     Валя Журавлёва,в чьи руки попал список, прочитала написанное вслух и засмеялась, а за ней уже и все остальные. Смеялись до слёз все, и записанные, и те, до кого очередь ещё не дошла!
     Короткий перерыв на обед и опять картошка, ведра, пробежки по борозде к картофельной горе...
     Машина за нами пришла к 17 часам, список отдали водителю. Пока мы карабкались в кузов он внимательно читал его, закрывая задний борт хмыкнул:" А чё, и правда, собрали же вас!"