Не судьба...

Лаура Лурье
( Маленькая романтичная история)

 
1. Чудо.
   "Нет! Я не пойду на вокзал! Они всей семьёй уезжают в другую страну, где их ждёт совсем новая жизнь, в которой меня не будет. А я остаюсь. Остаюсь со своей семьёй, без его дружбы и тёплой поддержки. И мы больше никогда не увидимся… Ну, чего я побегу на вокзал?!" Рита взглянула на присланную записку с номером поезда, вагона, временем отправления, затем инстинктивно перевела взгляд на часы – и вздрогнула: "Я же уже опоздала!" Выскочив из дома, стремглав помчалась на вокзал. Перрон, путь, - скорее! Скорее! И на секунду опоздала! Поезд двигался, медленно набирая скорость… Грустно смотрела на номера проплывающих вагонов, заглядывая в окна. И вдруг… В это трудно поверить, и Рита вряд ли поверила бы в это сама, если бы последующие события не происходили лично с ней, и потом всю жизнь они вспоминались, как ЧУДО, посланное откуда-то свыше: состав вдруг замедлил своё движение и остановился. Напротив неё оказался именно тот вагон, который был указан в записке. Из окна ей махали четверо знакомых пассажиров. Это длилось несколько коротеньких секунд, достаточных для того, чтобы Риту согрел тёплый, немного грустный взгляд глаз близкого ей душой человека, с которым её разлучила судьба. А, может быть, это не судьба, а она сама была виновата в этом…
2. Встреча.
   Эта романтическая история началась много лет назад, когда Рита – выпускница школы, ещё только мечтала о будущей жизни, о профессии, о любви. И эти мечты уже начали понемногу осуществляться. Мечта о профессии родилась в школьном химическом кабинете, в котором царила очень строгая, но и очень любимая учительница Волосевич Мария Ивановна. В маленькой, пропахшей реактивами лаборантской, на высоких полках, рядом с пробирками, колбами, бутылочками с различными этикетками, хранились многолетние выпуски толстых журналов: "Новый Мир", "Октябрь", "Иностранная литература", очень читаемых и интересных в те далёкие времена. В этом, своём мире, его хозяйка сбрасывала свою учительскую неприкосновенность и, с вечной папиросой в руках, беседовала со своими питомцами о новых художественных произведениях, интересных спектаклях минских театров, о химических профессиях, о будущем. Под её влиянием каждый год большие группы учеников шли на химфак университета. И Рита тоже решила стать химиком.
   Какие-то тонкие, незаметные лучики будущего уже рождались и в прекрасной юной компании ребят женской и мужской школ города, возникнув на совместных вечерах, прогулках, в разговорах о книгах, спорах о смысле жизни, о назначении человека. Забегая немного вперёд, поведаю, что и личная судьба Риты, счастливая и несчастная, уже глядела на неё в робком затаённом взгляде одного из друзей, черные глаза которого подстерегали её, где бы она не находилась, волнуя и немного завораживая.
   Любимый город, залечив раны, нанесенные войной, возрождался, принимая новый, более современный облик. На улицах вырастали красивые высокие здания. Это ещё были не высотки, которые появились гораздо позже. Но их облик уже сильно отличался от двухэтажных строений довоенного Минска. На деревьях появлялись первые зелёные листочки, и, несмотря на то, что впереди ждали тяжёлые вступительные экзамены, жизнь казалась удивительно прекрасной! Счастье наполняло сердце, струилось из глаз, а душа… Рите казалось, что, наполненная счастьем, она способна подняться, взлететь, как воздушный шарик, далеко-далеко, к этим белым облакам, плывущим по голубому весеннему небу. Рита побежала домой, чтобы не расплескать это светлое настроение и поделиться им с самым любимым человеком – мамой! И тогда её грустные глаза засияют ответной радостью, которая оставила их надолго после смерти папы…
   Вбежав в квартиру, она увидела, что мама не одна – рядом с ней сидела женщина необычной наружности – её яркие голубые глаза не гармонировали с лицом, покрытым морщинами, и совершенно белыми седыми волосами. Она оказалась дальней родственницей отца Риты. Чтобы не прерывать их беседу, Рита присела рядом и стала слушать… То, что она услышала, поразило её до глубины души. Она впервые столкнулась с фактами, которые ранее тщательно скрывались, затем о них мало говорили, или чего – то, по - прежнему, привычно опасаясь, или страшась той страшной реальности, в которую трудно было поверить. Муж женщины - выходец из простой еврейской семьи, в силу своих природных способностей и таланта общения с людьми, сумев в первые годы советской власти, стать заместителем наркома народного образования Белоруссии, в 1937 году был арестован и зверски уничтожен. Его жена, талантливый педагог и воспитатель, стала заключённой, а дети попали в специальный детский дом… Отбывая это наказание без вины, не имея никаких сведений о муже и о детях, в страшных, нечеловеческих условиях сталинских лагерей, потеряв здоровье, она сумела сохранить свои лучшие человеческие качества: веру в справедливость, честность, доброту, любовь к людям.
   Во время войны погибла дочь. Младший сын вырос и служил в армии, а она, больная, измученная бедами, вернулась в родной город. То, что рассказала женщина, потрясло Риту. Ей показалось, что чёрная, зловещая туча заволокла голубое небо, погасила недавнюю светлую радость… Прощаясь, женщина, взглянув на Риту, неожиданно сказала: "Мой сын сейчас служит в армии, развей его одиночество, напиши ему письмо из родного города!" Почувствовав необычность своей просьбы или нерешительность Риты, она записала их адрес и ушла.
3. Первое письмо
В круговороте нелёгких, но радостных дел Рита совсем позабыла об этой встрече. Молодость, жизнь диктовали своё. Встречи с друзьями, весёлые поездки за город с ночёвкой на даче подруги, любимые задушевные песни на берегу затихшей ночной реки, разговоры о жизни, которая ожидает за первым жизненным поворотом, свобода! Родители могли не опасаться, предоставляя детям эту свободу - встречи были чисты, как родниковая вода, а неминуемо возникающие чувства тщательно хранились как изысканные драгоценности в сокровищнице Али - Бабы! Нынешним юным проповедникам свободы не понять, что это были за отношения, охраной которых была дружба и уважение. Они бережно сберегались и потом, в течение многих лет, а иногда – всю жизнь. А впереди ждало серьёзное испытание – вступительные экзамены! Не они ли решали, осуществиться ли всё задуманное?
   Однажды, вернувшись после очередного экзамена, Рита вынула из почтового ящика конверт, написанный неизвестным почерком и адресованный ей, открыла. Внизу - неизвестная подпись - Дима. И тут в памяти вдруг всплыли голубые глаза и необычная просьба недавней посетительницы.
   Рита очень любила писать и получать письма. В те далёкие времена, когда не было ещё ни мобильных телефонов, ни их ещё более современных собратьев, эпистолярный жанр был единственным способом преодолеть расстояние. Он имел массу преимуществ перед современными способами, так как в письме, кроме описаний событий, можно было выразить отношение к ним, между строчками угадать скрываемые тайно чувства и даже характер автора! Сколько писем Рита получала летом, когда ребята разъезжались в разные места – в дома отдыха, на турбазы, к морю, родственникам, мальчики - в туристические походы! Позднее, во времена студенчества, письма летели с военных сборов, с мест производственной практики. Какими разными они были! В них было всё – описание прочитанных книг, рассказы о просмотренных фильмах, новых городах и знакомствах, о природе и красоте новых мест. Иногда, они заражали бодростью и оптимизмом, у ребят – пестрели юмором и шуточками, у девочек – письма переливались огромной гаммой чувств, впечатлений о новых знакомствах и встречах.
   Не откладывая на потом, Рита открыла полученное письмо… Оно было небольшим по объёму, ведь что можно написать незнакомому человеку в первом письме? Но Риту сразу поразила, несмотря на это, его искренность. Дружеский тон письма, его открытость удивили, и сразу показалось, что человек, его написавший, ей давно знаком. От строк, написанных округлым, немного детским почерком, на Риту повеяло теплой добротой и заинтересованностью. Она почувствовала в них ненавязчивый интерес к себе, к её вкусам, увлечениям, желаниям. Дима не просил её ответить, но само содержание письма робко побуждало к ответу. И она ответила…
4. Переписка.
   Вначале эти письма были немного поверхностными. Дима писал о своих армейских буднях, обстановке, товарищах. Рита делилась с ним впечатлениями об университете, новых и старых друзьях, об интересных и иногда скучных лекциях. Но постепенно эта простота всё больше дополнялась внутренними чувствами, переживаниями, волнениями. В письмах нашли своё место надежды и мечты. Дима поделился своими планами закончить, будучи в армии, десятилетку, Рита переслала ему необходимые учебники. Они всё больше становились близкими, всё понимающими друзьями, всё больше обнаруживая при этом общность взглядов, мыслей, оценок окружающего и человеческих поступков. Рита не заметила, что эта заочная дружба постепенно глубоко проникла в её жизнь, стала необходимой, постепенно отодвинув на задний план реальное общение со старыми друзьями. Трудно сказать, почему это произошло. Или потому, что письма допускали большую открытость и искренность в общении, когда можно, без стеснения рассказать другу обо всех своих печалях? Или потому, что оба они оказались людьми с очень родственными душами, как две половинки единого целого, разделённые в пространстве?
   Незаметно промчались три года. Дима закончил службу в армии с хорошим аттестатом, и у него появилась мечта продолжить учёбу в каком-то ленинградском вузе. Рита успешно и с интересом училась. Их переписка продолжалась, приобретая всё новую глубину и оттенки. Анализируя свои настроения и чувства в то время, Рита часто думала о том, может ли такая, близкая духовно, дружба перерасти в любовь? Близость духовная переродиться в близость физическую, без которой не может быть любви? Она много раз задавала себе этот вопрос, особенно тогда, когда почувствовала в его письмах возникшее чувство нежности и желания реальных контактов… Однажды, когда они делились в письме впечатлением о популярной тогда песне, в которой были слова:
   "Как хорошо сидеть у огонька, когда в руке лежит твоя рука, когда глаза глядят в твои глаза, когда навек развеяна гроза…" - оба почувствовали желание – пусть всё так и будет… Но, почувствовав это, они не попытались реализовать это желание, почему?! Возможно, что, если бы они встретились, могло бы возникнуть из двух, столь близких духовных половинок прекрасное единое целое, скреплённое физической любовью! Но этого не произошло по вине Риты, которая по своей склонности к романтике, и её юношеской неопытности побоялась этой встречи и написала Диме письмо, о котором она жалела всю свою оставшуюся жизнь! В нём она писала о том, что понимает, какие сложные перемены жизни ждут Диму – поездка в город своей мечты, экзамены, волнения, поступление в ВУЗ, новые встречи и знакомства… И, вполне возможно, что какая - то встреча окажется судьбоносной – он встретит девушку, полюбит… Зачем ему сейчас эта многолетняя переписка! "Пусть в нашей памяти, писала Рита, она останется радостью, счастливым, незабываемым событием жизни…" И переписка прекратилась… Почему Дима согласился с ней и не предложил встретиться? Или он тоже боялся этой встречи? Или рассуждал так, как Рита? Или просто она обидела его своим решением?
   Прошло несколько лет… Рита от матери Димы узнала, что он женился на своей однокурснице. Рита тоже, наконец, решилась пойти навстречу сильной и нежной любви её школьного друга. Вскоре их постигло несчастье – родившаяся у них девочка умерла от несовместимой с жизнью болезни, не прожив и недели. И именно в эти горестные для Риты дни, в родной город, к матери, с семьёй вернулся Дима. Когда он после этого, полного разными событиями, большого перерыва, попросил разрешения навестить их, Рита растерялась. Более неудобного момента для первой встречи найти было невозможно, но и отказаться от неё она не решилась…Он вошёл в дом, высокий, с чуть рыжеватыми волосами и ярко-голубыми мамиными глазами – и сразу стало теплее от его доброй улыбки и мягкого голоса… После этого они стали изредка встречаться семьями.
4. Последние встречи
Этих встреч было немного… Основной чертой их была доверительность, теплота и сдержанность, ведь у каждого из них были дети… Запомнилась более всего одна из них, когда на каком-то празднике в доме Риты, во время многолюдного весёлого застолья, Дима, сидевший рядом, вдруг шепнул ей: "давай убежим!" Рита улыбнулась, превратив эту серьёзную фразу в шутку… Куда теперь уже можно было убежать? Семейная жизнь у обоих была нелёгкой, и иногда они при встрече делились друг с другом проблемами, успокаивали, согревали друг друга глубоким пониманием и теплом.
   Потом, похоронив мать, которую он до последних дней окружил заботой и любовью, Дима с семьёй переехал в Израиль, а потом вслед за детьми, улетел в Канаду. Рита тоже поселилась в Израиле, поехав туда с мужем вслед за дочерью. Контакты сузились до редких звонков – поздравлений с днём рождения или с праздником…
   Прошло много лет… Рита продолжала жить в Израиле. Семья разрасталась - появились внуки, затем правнуки…Откуда-то появилась потребность выразить свои мысли и чувства в стихах. Один из маленьких сборников стихов переслала Диме, а он через некоторое время передал ей свою книгу о маме. Жизнь перешла в свою спокойную фазу. Но эта светлая полоса, как всегда, оказалась недолгой. После тяжёлой и длительной болезни ушёл из жизни муж Риты, и одновременно в, Канаде, попадает в больницу жена Димы. И только по телефону они могут сказать друг другу тёплые соболезнующие слова…
Вот так и закончилась эта короткая романтическая история длительностью в долгую жизнь… Вспоминая её, Рита часто думает, что это было? Найденная дружба? Не встреченная любовь? Или просто светлая улыбка судьбы…