Мой любимый певец Юрий Лоза

Винрас
   Юрий Лоза - певец, композитор, поэт-песенник в жанре бард-рок. Первый раз услышал Юрия Лозу с винила «Панорама-86. Фестиваль молодёжной популярной музыки» в 1986 году.  Это была песня «Я умею мечтать».  Из этого альбома только она затронула душу.  Не только потому, что у меня примерно один возраст с Лозой – она тронула своим лиризмом, задушевностью и при этом безупречным оформлением, прекрасной аранжировкой, помноженными на человечность и искренность исполнителя.  Ведь голос Лозы нельзя отнести ни к выдающимся ни к оригинальным – тут уже поёт душа.  Ведь он не поёт, а как будь-то бы разговаривает с вами, рассказывает о том, что наболело на душе, при этом слова песни удивительно гармонируют с тем, что он хочет сказать слушателю. Сказать, не навязываясь, а просто изливая свою душу. И простота этих слов, понятных каждому, а также созвучных его мировосприятию, подкупает, и ты поневоле сопереживаешь. Слова его песен понятны и «в подворотне и в Кремле». В них даже вдумываться не надо, всё сразу становится близким и понятным, особенно людям возраста 60+. На вопросы, откуда он черпает вдохновение для своих песен, Лоза отвечал коротко и просто: «часто основным источником вдохновения становится сама жизнь...».
   Словами его песен немало можно объяснить в жизни. Лет десять-двадцать назад на вопрос: «Как  жизнь?», отвечал : "По Ободзинскому - вспомнив слова из его известной песни, весьма популярной лет пятьдесят с лишним назад, да и сейчас она на слуху, «... И не то, чтобы да, и не то, чтобы нет ...», переделав их: «И не то, чо бы чо, и не чо, чо бы то». Сам не с первого раза запомнил. А последние лет пять, отвечая на тот же вопрос, говорю: "По Лозе". Слышу: "Так Лоза много чего написал?". И привожу строки одной из его из его песен:
  "Другой давно б от этой жизни запил,
   А я лишь только вою от тоски".
   Хочется сравнить его с Высоцким, но, пожалуй, будет уместнее с Тальковым.  Если Высоцкий зачастую аллегоричен, то Тальков в своих песнях бьёт не в бровь, а в глаз. И если Тальков поёт на политические темы, искренне и правдиво, то точно также поёт и Юрий Лоза, основная тема песен которого – любовь и социалистический быт нашей страны периода середины семидесятых – начала девяностых.  Самое интересное в том, что советскому и российскому слушателю в подавляющем большинстве известна только одна его песня – “Плот». Как песня 1963 года «Tombe la neige” («Падает снег» в русском переводе), ставшая всемирным хитом, является визитной карточкой Сальваторе Адамо, так и «Плот» - визитная карточка Юрия Лозы. Лоза написал её в начале 80-х, когда работал в группе «Интеграл». Он предложил эту песню Бари Алибасову, но она оставила его равнодушным.
   Песня «Плот», вышедшая на первой пластинке Лозы в 1988 году, буквально ворвалась на советскую эстраду. Эта песня не просто украсила собой альбом «Что сказано, то сказано», но и стала весьма популярной в СССР и России. Впоследствии "Плот" вошёл в саундтрек к фильму «Груз 200», а также был назван русской классикой по версии журнала «Русский репортёр». Самому Лозе "Плот" уже порядком надоел, как он говорил, но «Раз люди просят и им нравится, никуда не денешься – буду петь». А ведь у него очень много песен, где каждая строка – вроде бы ничего особенного, а в сочетании – шедевр о жизни тех лет. Его песни просто реалистичны, а некоторые глубоко лиричны. Реализм зачастую бывает пугающим и жутким, а лирика очень нежной, так и льнущей к душе.
   Стоит послушать песню Юрия Лозы «Стерва». Вот её первый куплет с припевом по памяти:
«Весенним днём с хорошенькой девчонкой
Пришёл я в ЗАГС от счастья чуть живой.
Она была в коротенькой юбчонке,
В ответ кивала молча головой.
Волшебным сном полгода пролетало.
Едва себя почувствовав женой,
Моя Джульетта выпустил жало.
Я понял, что связался с сатаной.

Весь мир стал серым-серым-серым
Как тюремная стена –
Ведь рядом стерва-стерва-стерва
И она моя жена.
Я не последний и не первый,
Кто несёт свой тяжкий крест.
Кто знает, как выходят стервы-стервы
Из хорошеньких невест?»

   В наше время, правда, слово стерва для женщины – почти комплимент. И, если рядом с женщиной на все её хотелки нет мужчины с нагайкой (образно), вероятность превращения её в стерву значительно увеличивается.

   Но, надо отметить, что достаётся от Лозы и мужчинам. Вот строки из его жуткой песни «Смерть».
«Так устроено от Бога бабье существо –
Пусть он жалкий, пусть убогий,
Пусть кретин, но свой.
Пусть подонок и ублюдок,
Пусть свинья и дрянь.
Всё равно прощают, любят,
А зря».

   Хотя, как и у других исполнителей, есть у Лозы проходные вещи, но очень многие его песни западают в душу. Помню, как-то ехали из Переславля в Ярославль по работе. Поставил диск Лозы с песнями начала восьмидесятых. С нами были две женщины. Прослушав его, две интеллигентные женщины попросили пару раз повторить песню «Над деревней Клюевкой» - уникальный шедевр о жизни и любви в глухих деревнях нашей страны.
   В конце 1997 года Лоза приезжал к нам в Переславль и давал концерт в ресторане при гостинице. Наш столик был в трёх-четырёх метрах от микрофона певца. Обратил внимание не только я, но и другие, что у нас с Лозой были абсолютно одинаковые рубашки, хотя видел его первый раз в жизни. Эту рубашку, которой уже двадцать восемь лет, с удовольствием ношу до сих.  Прослушав песню «Сто часов», которую ругали в своё время музыкальные критики социалистического реализма, прекрасно помня её звучание на виниле, подошёл к Лозе и, набравшись скромности, сказал: «Спасибо, Юрий. Вы спели почти как в оригинале».  Он аж опешил – сказать такое автору.  Ведь если говорить откровенно, то звучание в ресторане значительно уступает по качеству звуку с винила, воспроизводимого на приличной аппаратуре. Очень многие пластинки производства фирмы «Мелодия» без процессора лучше не слушать. Даже хороший эквалайзер их не вытягивает до приемлемого уху уровня. Здесь без процессора не обойтись. Для доводки звука винила использую американский процессор «Aphex Dominator II” 720-ой модели. Превосходной особенностью «Aphex Dominator II720” является то, что звук, прошедший через него приобретает яркость, искристость и повышенную разборчивость. Такой эффект невозможен на эквалайзере, так как к сигналу добавляются составляющие, которые могли в нём присутствовать лишь теоретически. К чести Лозы надо сказать, что у него была собственная превосходная студия, на которой писалось немало исполнителей. В середине девяностых (пишу по памяти – статей на эту тему у меня не сохранилось) его студию обокрали, было похищено много ценной аппаратуры. Понятно, это было сделано по наводке. Помню, что в статье были приведены слова Лозы о том, что он догадывается, кто это сделал, но без доказательств ничего не предъявишь. Хотя это можно найти и в интернете.
   Несколько раз во время вечера подходил к нему. Лоза понял, что я достаточно хорошо знаком с его творчеством, но, когда в конце выступления попросил исполнить песню «Июльская ночь», он посмотрел на меня грустными глазами и сказал: «Вы знаете, я пою эту песню только в хорошем настроении, а сегодня оно у меня неважное».
   Уже после полуночи концерт закончился. Наступила пора раздачи автографов, люди подходили к нему с календариками, открытками или ещё чем-либо. Я приблизился с двумя пластинками, тремя компакт дисками и спросил: «Юрий, у Вас вышло что-нибудь ещё официально?». Обратившись к своим музыкантов он ответил «На сегодняшний день это всё.  Но готовлю новый альбом». Этот новый альбом вышел через два с половиной года в двухтысячном.
   Всем он раздавал автографы, надписывая шариковой ручкой. Когда попробовал шариком подписать конверт винила, ручка не поехала, и Лоза сказал музыкантам: «Ребята, маркёр».  Так я стал обладателем пяти его автографов на пяти альбомах. 
   Немало добрых слов хочется сказать о лирике Лозы. Но об этом в следующий раз.