30 лет ГКЧП и окончанию Советского Союза

Юрий Сенин 2
     Начало было такое: я гулял с собакой, было обычное августовское утро. Сын тоже был рядом, мы вышли на Ленинский, пересечение с 26 Бакинских комиссаров. Было утро 19-го августа. Оказалось, что Ленинский был забит техникой, в основном БТРами. Вся эта масса двигалась, еще и на светофорах останавливалась. Сын сгонял за фотиком, а я пока поговорил с парнями. Колонна остановилась. И мы спокойно уселись, ребята курили, для чего их пригнали – они не знали, никаких вопросов идиотских, типа, будут они в людей стрелять или не будут, я не задавал. Все было ясно. Тогда было так: если в армии служил, это сразу видно, так что всегда с ребятами поговорить есть о чем, и контакт заранее установлен. Прибежал Сашка, я на всякий случай спросил, можно ли фотографировать. На фото Сашка на фоне БТР на Ленинском, но я выложил Новый Арбат 21 августа. Дальше я начал обзванивать знакомых и друзей: никто ничего не знал и не понимал, Лебединое озеро было понятно всем. Я погнал в центр, на Арбат.
     В ночь с 20 на 21 августа 1991 года в туннеле на пересечении Калининского проспекта и Садового кольца погибли: Дмитрий Комарь, Владимир Усов и Илья Кричевский. Это случилось при попытке остановить патруль из 8 БМП в туннеле под Арбатом.   
     Первая кровь все решила – одни поняли, что не получается, другие решили, что отступать не будут. 21 августа утром я был на Арбате. Эта революция была локальная, под проспектом была кровь с гвоздиками, куча разбитых троллейбусов и народ под зонтиками, а на Калининском бурно шла торговля, все киоски работали, народ вышагивал толпами, таких сейчас и не увидишь. Так что это был бунт и защита лидеров, реальный бунт, и он победил. Это был такой момент выбора, и народ показал: хватит, дальше невозможно.  Вот такую Москву я люблю. Да только все напрасно, по большому счету, мы все продули, и власть потихоньку перешла к гбшному озеру: замечательная революция! Но дух того времени долго еще витал над страной и над Москвой.
      Сейчас власть более подготовлена, и еще, тогда не было общественных слоев, привязанных к власти, а сейчас есть, процентов этак 10, может меньше, которые от нее кровно зависят: чиновники, менты, военные. И они, вестимо, просто так не сдадутся. А уйдет необходимость защищать узурпаторов, кому они будут нужны? Что они будут делать? Да ничего они не умеют, вот в чем разница. Но это не главное.
Одна организация, не буду ее называть, вдруг она враг народа или инагент какой-нибудь, сделала опрос накануне 30-ти летия ГКЧП, оказалось, что 43% россиян считают события августа 1991-го трагическими для страны, 40% - что это эпизод борьбы за власть, и только 10% - поддерживают защитников Белого Дома. Так что основное разочарование – полная беспомощность россиян в умственном отношении. Абсолютный пофигизм: еще есть же в холодильнике что-то, ну и ладно, бабулька-соседка голодает?  – ну, так это же не я.  Люди дошли до того, что сделали странные выводы: это, оказывается,  защитники Белого дома виноваты в наших сегодняшних бедах, и в лихих 90-х с их бандитами и нищетой,  и в теперешнем обнищании, и в армии чиновников, в развале медицины и образования, и в изменении сроков пенсий. Ну, смешно, граждане, до такого дебилизма докатиться! И правильно, что законы принимают о допуске сбора валежника, все идет по плану.
      Революция была правильная, и демократия продержалась, и рыночная экономика заработала. Только вот ГКЧП восстановился, причем в одном из самых своих мерзких видов. Упустили мы возможности, и нового шанса очень долго ждать придется.
     Тем не менее, я очень не хотел бы повторения тех событий, с кровью, развалом и голодовкой. Очень не хотел бы, но власть, как все сговорились там, точно толкает на этот путь. Жаль. И чем дальше от того дня, тем больше людей, не понимающих и не могущих что-то понять. Это кстати тоже важная вещь: все мы были примерно одинаковыми голодранцами, но население было гораздо более образованным и потенциально готовым принимать решения, именно они и создали малый бизнес, который и есть настоящая основа демократии. К сожалению, сейчас этого нет, а старые наработки и старый опыт испарились при авторитарном режиме.
Фото: Переход под Калининским, 21 августа 1991 года. Фото мое.
19. 08. 2021
P.S. Мои фото тех дней в группе «Москва-та» на фб.