7. Москва-сердце России

Владимир Гусев Тульский
1. ВЕЛИКАЯ   СИЛА  ИСКУССТВА

В  последние  дни  нашего  пребывания  на  турбазе  Мин. Обороны  в  Боровом, в в июне  1985  года,  экскурсии  не  проводились, и  мы  могли  действовать  по своему  плану. Кто-то   пошёл  бродить по  окрестным лесам в  поисках  ягод и грибов,    кто-то  кормил комаров  и скучал на  берегу  пруда, а мы  снова  отправились  в  Москву    с  единственной  целью  посетить  Третьяковскую галерею.  Живопись  всегда  волновала  и  вдохновляла  меня    не   меньше  поэзии  и   музыки.  Картины , как  и  стихи моих любимых  поэтов,  формировали  мой  внутренний  мир.
О  Третьяковской  галерее  я  много  слышал  и    давно  мечтал  побывать  в  ней.

Из  интернета:

В августе 1892 года Павел Михайлович / Третьяков/ передал свою художественную галерею в дар городу Москва[3]. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи. В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя, которым вначале был И. С. Остроухов, а с 1913 года — И. Э. Грабарь. Содержание галереи осуществлялось на процентный доход от завещанного Третьяковыми капитала в 125 тыс. рублей; дополнительно Городская дума выделяла ежегодно по 5 тыс. рублей[
К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 —   
55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок. В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуры, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства  12— начала  21 веков,  старинные  иконы.
Конец   цитирования.
 Многие  картины, представленные в  галерее я  знал  и любил с  детства.  Это  «Неизвестная»  И.Н. Крамского,  «Алёнушка»  В.М. Васнецова,  «Утро в  сосновом лесу»  и  другие.  Нам повезло -  в  Третьяковскую  галерею  мы  попали  и  провели  там  несколько незабываемых часов.  Для  глубокого  знакомства  с русской  живописью этого,  несомненно, мало, но  для   для  Праздника  души    хватило .    Лишь много  лет спустя  я,  по милости  БОГА , овладел способностью   преобразовывать  свои чувства  в  слова,  как  преобразовывают    художники   их  в  зрительные  образы:

Картины  Третьяковской   галереи:
Веков, событий ярких череда...
Для наших душ  распахнутые двери
В  тот  мир, что восхищает нас  всегда.
Картины  Айвазовского, Брюллова-
Жизнь на  холсте  Поэзии  большой!
К  их  волшебству  я  припадаю снова
Своею очарованной  душой.
Со  мной  картины  говорят  стихами:
Саврасов, Репин, Левитан,   Перов...
Святого  Духа  чувствую  дыханье,
Что  вдохновляло  наших мастеров.

Полотна  Васнецова  и   Куинджи,-
Для  русских  душ — бесценный  капитал,-
Становится  понятней  нам и  ближе
Тот  мир, в  котором  предок  обитал.
Пейзажи городов. Но, всё же, чаще
То , чем  прекрасна  русская  земля:
Уютных,  тихих водоёмов  чаши,
Берёзовые  рощи и  поля.
«Рожь»  Шишкина   нам  с  детских лет знакома,
Ведь  это наша  с  вами  сторона.
Лес  Васнецовский,-  возле  водоёма
Сидит грустит Алёнушка  одна.
Откуда  на  душе  девчонки  камень?
Как   в  омуте  тону  в  печали  глаз.
О  чём грустит?  Ей  жить теперь веками!
Жить будет,  и когда  не  будет  нас!
                2.
Любуюсь   васнецовскою  картиною.
Какой  размах!    Величие!   Простор!
Ты  сила  богатырская,   былинная,
Живёшь  в  народе  нашем  до  сих  пор.
Всегда нас    донимали  злые  вороги,
О  мире  приходилось  лишь  мечтать,
И  потому  всегда  нам  очень  дороги
Защитников  российских  мощь  и  стать!
Отвагой  богатырской  лица  светятся,
Узнали  страшных  испытаний  дни!
Не  суждено  им  было  в  жизни  встретиться,
Лишь   на  картине  встретились  они.

Который  век  стоят  на  страже  бдительно
 Российского  народа  сыновья,
Земли  родимой  ангелы – хранители:
Добрынюшка,  Алёша  и  Илья!
Пред  той  картиной,  как  перед  иконою,
Приходит   чувство  благости  ко  мне:
Русь  славная,   былинная,  исконная.
В  крови  рождалась,  плаче   и  огне.
Страниц  немало  в этой горькой  повести.
Ты  выдержала,  Родина  моя!
Тебя  всегда  своей  спасали  доблестью
Добрынюшка,  Алёша  и  Илья!
                3.
Погосты,  деревенские  дороги,
Волнует всё  и душу  бередит:
Вон  тянут баржу  бурлаки по Волге.
А  там, в   карете  женщина   сидит:
Картину  с  Незнакомой  всякий  знает:
Немножечко надменно, свысока
Таинственная  дама, неземная
С улыбкою глядит  через века.
Прекрасных  женщин  дивные  портреты
От русской  их душевности теплы:
Простых крестьянок, гордых  дам  из  света.
О, как  же  были женщины  милы!
Таких уже  не встретишь женщин ныне,
Их  с  дивами  не спутать  наших дней:
У  современных дам  глаза  иные,-
Они  смелее  стали   и сильней!
                4.
Мы  в  нашем детстве  жили небогато,-
Зажиточных не сыщешь  днём  с огнём
Но в  каждом  доме  был ковёр  когда-то,-
Медведица  с  мишутками на  нём:

В  бору  сосновом  утро  настаёт
На  бархате  стволов  темнеет  влага,
Туман  ползёт  холодный  из  оврага,
И  робко  птица  первая  поёт.
Пока  что  в  полудрёме  мир  лесной.
Так,  благостно, так  сладко  в  царстве  сонном!
Луч  солнышка  целует  нежно  кроны,
И  пахнет  удивительно   сосной.
Давно  не  спят  мишутки - шалуны,
Балуются,  как  маленькие  дети,
Второй   лишь  год  живут  на  белом  свете.
Весь  мир   познать  скорей  спешат  они.
На  сломанную  бурею  сосну
Они,  пыхтя,   влезают,  как  на  горку…
Медведица  их  охраняет  зорко
И  слушает  лесную  тишину.

 Мне повезло, что в  детстве  раннем  самом
Узнал  великих мастеров  уже,
Любил  «бродить»  полями и лесами,
Где  было хорошо моей  душе.
А  Айвазовский  звал  меня штормами,
Звездою путеводною  светил,
Проливами манил и островами
И  парусами  грозных бригантин...
Ещё  не  знал в  те  дни я , что когда-то
Мне  предстоит   от  милых  берегов
Уйти  по серым   водам  Каттегата
В  седую грусть  Фарерских  островов.
Во  мне  бурлили молодости  силы,
Рождённые  романтикой  мечты.
Спасибо вам -художники России!
Учителя  любви и красоты!

Очень  интересно   смотреть  на  произведения   искусства, кода  знаешь  какие-то  удивительные  истории, связанные  с  ними.
Вот, например,  Икона  Владимирской  Божьей  Матери, которая  в  те  времена  хранилась  вместе  с  уникальными  иконами  Андрея  Рублёва, Дионисия,  Симона  Ушакова в  одном из залов  Третьяковской  галереи.    Написанная  в  Константинополе  в  12  веке, она  проделала  долгий  путь   до Москвы и много  раз  спасала   потом  Москву  от гибели.
В   1395  году,  разгромив  войско  Золотой  Орды,  Тамерлан   двинул  свою    непобедимую  армию  к  стенам  Москвы.   
26  августа  / 8  сентября /  Икону  Владимирской  Божьей  Матери  доставили  из Владимира  в  Москву.
В  этот  же  день  без всяких  видимых  причин  Тимур  /Тамерлан/    развернул своё  войско  и  увёл его  в  Среднюю Азию.
В  июле   1480  года,  после   великого  стояния  на  реке  Угре ,  золотоордынский  хан  Ахмат так  и не  рискнул  напасть  на  Москву и  убрался  восвояси.  В  это время в  городе  постоянно  проводились  крестные  ходы, которые  всегда  возглавляла    Икона-  Защитница  Москвы .    Так  кончилось    золотоордынское  иго.
Говорят, что  во время  обороны  Москвы  от  фашистов,  по совету  святой  Матроны  Московской,   Икону   постоянно    обносили  над городом    на  самолёте.

А вот  и  многострадальная  картина   Ильи  Репина   «Иван  Грозный  и Сын  его  Иван», написанная   мастером  в 1884  году
Её  с  восторгом  приняли  все  русские  либералы  и  с  неприязнью  консерваторы.  Убийство  Иваном  Васильевичем  своего  сына  нигде  не  подтверждено.  Разное   писали  о картине  в  то время:

Из  интернета:

«Художник впал в шарж и непозволительное безвкусие, представив, вместо Царского облика, какую-то обезьяноподобную физиономию. В сознании каждого из нас, на основании впечатлений, вынесенных из чтения исторических повествований, из художественных пластических или сценических воспроизведений личности Иоанна Грозного, составился известный образный тип этого Царя, который не имеет ничего общего с представленным на картине г. Репина.»
               
 Профессор анатомии Императорской Академии художеств                Ф.П. Ландцерт

«Молодец Репин, именно молодец. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель… У нас была геморроидальная полоумная приживалка-старуха, а ещё есть Карамазов-отец — и Иоанн ваш это для меня соединение этой приживалки и Карамазова, и он самый плюгавый и жалкий, жалкий убийца, какими они и должны быть, и правдивая смертная красота сына, — хорошо, очень хорошо...»
                Л.Н. Толстой
 
Карамзин    «свои исторические  домыслы»   о личности  Грозного    основывал  на  записках  князя  Курбского,  который  ненавидел  всё  русское, в  том числе  и  своего  дальнего родственника — русского  царя.  Прилагал неимоверные  услия, чтобы   привести  к  власти    прозападных    родственников  Грозного.  В  конечном  счёте  сбежал из  Русского  царства под крылышко  своего  покровителя, польского  короля  Сигизмунда.
Вторым  свидетелем  «убийства»  стал  посланник  Римского  папы, приехавший  сделать  очередную  попытку  обратить  Русь  в католичество и  получивший  отказ.

Из интернета:
«В конце  прошлого века  было установлено, что и сам Иоанн Грозный - один из успешнейших   наших   правителей,  его супруга Анастасия,- его сын Царевич Иоанн и мать Грозного Елена Глинская были отравлены ядами на основе сулемы.»

Картина   «Иван  Грозный», неоднозначное  отношение  к  ней  русского  народа,  характеризует  новый  исторический  этап  в  жизни  русского  общества:   начало    развала  русского  духовного  единства,  о  котором  давно  мечтали  в  Европе.   Одни  россияне  стремились  сохранить  в  жизни  людей прежние идеалы: «ВЕРУ,  ЦАРЯ, ОТЕЧЕСТВО»,   другим  становились ближе  западные  либеральные  ценности:  «СВОБОДА,  РАВЕНСТВО, БРАТСТВО».
Иоан  Грозный  на  картинге  Репина,  -это "царизм, - мерзкое  наследие  прошлого, которое убивает   в  России  всё  новое и  прогрессивное."
 
У  Репина, после завершения  картины  отнялась  рука.  Друг  Репина, Всеволод Гаршин, который  позировал   в роли убиенного  царевича,  сошёл  с  ума  и  бросился  с  лестницы.
16 января 1913 года картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс двадцатидевятилетний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов, после чего лица изображённых художнику пришлось воссоздавать фактически заново. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд[.
В  конце прошлого  месяца  на картину  было  совершено новое покушение  «сторонника  исторической  справедливости»

Искусство  -  важнейшая  составляющая   духовной  жизни  русского человека.  И  использовать  его  для  растления  русского  человека-  давнейшая  мечта    русофобов.

 Из интернета.
Из Доктрины Аллена Даллеса   руководителя  ЦРУ  США  (1945 г.)

«Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино – всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать, так называемых, художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности.»

ИЗ  ДИРЕКТИВЫ  СОВЕТА  БЕЗОПАСНОСТИ   США № 20/1 от 18 августа  1948  года.

Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них космополитов».

В  1991  году   не стало   Советского  Союза — страны,   в  которорой  мы   тогда  жили.

ДОРОГИЕ  ДРУЗЬЯ!   БЕРЕГИТЕ  РОССИЮ ,  ВЕДЬ  ТЕПЕРЬ  ОНА  СТАЛА  ОБЪЕКТОМ   ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ  ДИВЕРСИЙ.   
РОССИЯ  БЕЗ  РУССКОГО  НАРОДА-  ЭТО  МНОГОВЕКОВАЯ   МЕЧТА  ЕВРОПЫ.

Так  что , дорогие  друзья, хочется  закончить  свой  рассказ  старинной  русской  пословицей:
«ПРЕЖДЕ  ЧЕМ  ПЛЯСАТЬ, ПОСМОТРИ, КТО  ИГРАЕТ  НА  ДУДОЧКЕ,  НЕТ  ЛИ  У  НЕГО  РОЖЕК?»


                2.   ПОЛИТЕХ.

Никогда  бы    не  подумал, что  в  Музее  Политехнического  института   может   быть так  интересно.  Но  жена  моя    была  уже  там  однажды  и настояла, чтобы  мы  пошли.   Мы  пошли , и  я  был просто  восхищён тем, что  увидел.
Это  была  наша  история.  Но рассказывала  она не только  о том,   как  менялась жизнь людей, но, прежде  всего, о том, как  менялось  их  техническое  и научное  сознание.  Как  упорно  шли они  от  примитивных инструментов  и приборов  к  космическим  ракетам   и  чудесам  электроники.
Политехнический  музей, распложенный  в  Москве  на  Новой  площади,  один из старейших научно-технических музеев  мира. Возник  он  из  Политехнической  выставки 1872  года по  инициативе Общества  любителей  естествознания, антропологии и  этнографии.  Музей  строили   целых 30  лет.   Здание  на  Новой  площади стало   уникальным памятником  русской  архитектуры,  творением   зодчих  И. Монигетти,     А. Каминского,  А  Вебера  и других.
На  1  января  2013  года  в  коллекциях  музея    хранилось   229 348  экспонатов.

Из  интернета:

«В фонде музея преобладают научно-технические типологические коллекции, состоящие из предметов техники, имеющих одинаковое функциональное назначение, что позволяет использовать их как источник информации об основных этапах и направлениях развития определенного вида техники.
Особая гордость музея — коллекции транспортных средств, включающие в себя разделы «Велосипеды», «Мотоциклы», «Автомобили». Жемчужина автомобильной коллекции — единственный в мире сохранившийся русский автомобиль дореволюционной постройки — «Руссо-Балт» К 12/20 выпуска 1911 года.
Техника, объединенная тематическим фондом «Радиоэлектроника и связь», представлена коллекциями «Телефонные станции», «Аппараты для записи и воспроизведения звука», «Телевизионные приемники», «Радиовещательные приемники». Коллекция «Телефонные аппараты» показывает развитие оконечных систем телефонной связи от трубки Белла до современных мобильных телефонов. Коллекция «Телеграфные аппараты» включает все типы телеграфных аппаратов и фототелеграфную технику со времени создания в 1832 году первого электромагнитного аппарата П. Л. Шиллинга и до 1980-х годов.
В собрание вычислительной техники, самое полное в России, входят редкие авторские приборы, такие, например, как самосчеты Буняковского, одна из первых моделей арифмометра Однера, единственный сохранившийся экземпляр отечественной вычислительной машины «Урал», гидроинтегратор Лукьянова, «Сетунь» — единственная в мире вычислительная машина, основанная на троичной логике, и многие другие раритеты.»

Конец  цитаты.

Большое  впечатление   произвела  на нас  экспозиция,   в которой, помимо  драгоценных и полудрагоценных камней   и изделий из них, находятся дубликаты знаменитых бриллиантов со всего мира.

А   ещё, лично  меня,   приятно  удивил рассказ о  зале  музея,  который  носит название  «Большая  аудитория».  Оказывается  с  первых  лет своего  существования  Политехнический  музей  стал  одним  из  излюбленнейших  мест  времяпровождения  многих  московских  интеллектуалов.

Из интернета:

В 1907 было достроено левое крыло музея, где разместилась Большая аудитория, важная публичная площадка Москвы. Ее открытие в 1907 году позволило проводить широкую публичную демонстрацию научных опытов, а также лекции, диспуты, литературные вечера, конференции.
В 1913–1916 гг. на сцене Большой аудитории выступали Маяковский, Бурлюк, Бунин, разгорались диспуты о путях развития современной культуры. В 1918 году здесь проходили острые дискуссии между символистами, имажинистами, футуристами, на которых выступали Белый, Крученых, Хлебников, Есенин, Мариенгоф, Брюсов ... Поэтические традиции в Политехническом музее в 1930-х годах продолжали поэты нового поколения – Заболоцкий, Твардовский, Багрицкий. В период «оттепели» начала 1960-х годов в Большой аудитории выступали такие поэты, как Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Булат Окуджава.
Во все время существования музея в Большой аудитории регулярно проходили научно-популярные лекции лучших российских и иностранных ученых. Здесь выступал Нобелевский лауреат Илья Мечников, академики Вавилов, Ферсман, Зелинский, в мае 1934 года лекцию о строении атомного ядра прочел Нильс Бор.
Конец  цитаты.

Резным  фасадом  восторгает  всех.
Светло  в  нём  и  торжественно, как  в  храме.
Его прозвали  просто: «Политех»,
Народ любил  бывать здесь вечерами.
Учёные  беседы  здесь  вели,
О  каждом новом  рукотворном чуде,
О  главных  достижениях  земли,
О  том, каких высот  достигли  люди.
У  лекций  был  всегда  большой  успех,-
Не  меньше чем сейчас  у  всяких шоу.
Шли дружно  на  собранья  в  «Политех»
С  дедами  внуки  и с  мужьями  жёны.
Здесь  собирался  всяческий  народ,-
От богатеев  до простого люда,-
И  все,  открыв  от удивленья  рот,
На  опыты  глазели, как  на  чудо.

Порой  вели студенты  жаркий  спор.
Встреч  важных  очень много  проходило.
Здесь  выступали  Мечников,  Нильс  Бор,
Зелинский,  Темирязев   и  Вавилов.

В просторных залах  экспонатов  тьма:
Компьютер  первый! Патефон  старинный!
Всё -  детища  пытливого ума:
Автомобили,  «умные»  машины...
Чего  здесь только в старых  залах нет?
Путь, пройденный   страной   недавно  нашей,-
От  конки  до космических ракет!
Встаёт перед  глазами  день вчерашний:
Верша  преображение  земли.
В   геракловых  трудах, в  борьбе  с  врагами
В  космическое  завтра  люди шли.
По  жизни семимильными  шагами.
Здесь  в  «Политехе» гордость нас  берёт,
 Что повезло в  такой  стране   родиться!
За  наш российский  ум, за  наш народ,
Которого  мы   малая  частица!

На  физиков  и  лириков   старо
Деление, что существует в  мире:
У  нас    в  стране  с  Наукою  порой
Поэзия  «жила  в  одной  квартире»!
Поэты  не  стремились на  Парнас,
Мечтавшие  о славе  и успехе,-
Иное  было правило  у  нас:
Их  слава здесь рождалась - в  «Политехе»!
Блок, Брюсов   и  Мариенгоф...-
Все имена  припомним  мы  едва ли,-
Для  муз своих  нашли  здесь  стол  и кров.
Их  люди здесь  впервые  узнавали.
Поэт в  России — больше  чем поэт!
Есенин,   Маяковский,  Бунин, Белый...
Здесь  мастерство  увидело их  свет!
Росла  их   слава  в  этой  колыбели!
На  вечерах поэтов — полон  зал!
У  всех  сияют от восторга  лица!
Всё  настежь:  уши, души и глаза,-
Пришли высоким   Словом  причаститься.

Искали  здесь  смысл жизни,  соль земли.
И поиск  тот  порою был  неистов.
Здесь  споры  очень жаркие вели
Имажинисты  против  футуристов
А  после  революция, война...
Поэта  слава, как  солдата  слава!
Гремели  здесь  другие имена:
Рождественский, Твардовский , Окуджава ..
Здесь побывать  поэты  все  должны,
Пошире  распахнув  сердца  и души,
Чтоб  ощутить  дыхание  страны
И  ощутить  дыханье  лет минувших.
В  тот памятный  давно  минувший  год
Под ярким  впечатленьем  от  похода
Вдруг  ощутил, что  я  всего лишь  плод
На  дереве  великого  народа.
От  Родины  вдали мы  можем жить,
Но  оставаясь  лишь  её  сынами.
Что сможем  в  этой  жизни совершить,
Связь потеряв  с  российскими  корнями?

Так  что  Политехнический  музей  можно   сравнить  с триумфальной  аркой,  через которую    многие   наши  гениальные  вошли  в  русскую историю.
Я  там   свои стихи  не читал, и  потому  всенародная  слава  мне не светит.
Но я  особенно  не грущу  об этом.
Земная  слава, говорят,  на  Небе  не ценится.
..........

С  грустью  смотрю  программы  Центрального  телевидения.  Сколько  на  главные  сцены  страны  прорвалось  бездарных  и  безголосых.
Сколько  телепередач  самой  низкой  пробы,  рассчитанных  на  примитивного  зрителя,  на  его  упрощённые  "духовные"  потребности.
Постоянно  демонстрируются  нам  эпизоды  московского  бытового  и  уличного  хамства.  Новости  сообщают  об  очередных  аферистах  и  жуликах,  грабящих  доверчивых  вкладчиков,  наивных  пенсионеров  и  добренькое  государство.
Москва!  Матушка! Да  ты  ли  это?

Не  пропали  труды  Аллена  Даллеса

На  иллюстрации  здание  Третьяковской  галереи.

2020-2021 гг