Советы начинающим поэтам, писателям и просто графо

Валерий Темнухин
                Валерий Темнухин, Союз писателей России,
                руководитель литературного объединения «Русь»
               


1. Записывайте свои мысли и окружающие звуки.

  Вокруг вас каждый день происходит множество событий, на которые, как правило, вы не обращаете никакого внимания. Слышится речь людей. Поют птицы. Издают звуки  разные устройства. Старайтесь записать всё это. Не на технические носители, а на бумагу. Так, как  видится и слышится, чувствуется именно вам в это время. Записанное далеко не всегда может пригодиться, но с очень большой степенью вероятности именно оно послужит основой для творчества. Когда вы поставите себе творческую задачу, останется лишь посмотреть свои записи и найти нужное решение, или, по крайней мере, выбрать направление для его поисков.
  Важно, однако, помнить, что такие записи - всего лишь черновики, причём самые грубые. До полноценных литературных произведений им, как правило, чрезвычайно далеко.

2.Записывайте свои произведения.

 Старайтесь записывать свои произведения, когда вам кажется, что получается выражать  мысли на бумаге. Лучше всего, если это будут разборчивые записи своей рукой в тетради, где можно будет потом оставлять пометки, делать правки. Многие думают, что такие записи-готовые литературные произведения. Вряд ли! В большинстве случаев они будут всего лишь черновиками  настоящих произведений или даже некой основой для черновиков. Записи нужны для того, чтобы спустя время можно было вернуться к ним и посмотреть, какие мысли действительно удалось точно и ёмко выразить, а какие — нет.

3.Что дальше?
    Когда в тетрадке скопится десяток-другой авторских текстов (стихов, рассказов или  тому подобного), будет возникать желание вынести всё это на публику. Не торопитесь! Лучше всего показать свои творения тем людям, которые пользуются у вас доверием и могут свободно, без  оглядки на привходящие обстоятельства, выражать своё мнение. Скорее всего, это могут быть друзья или знакомые, если по жизни им не требуется восхищаться вашими достоинствами для достижения своих целей. Но если у них не возникает никаких мнений, кроме хвалебных, то придётся искать иных, более искренних, читателей. Похвала — смерть для творчества.

4.Работайте сами.
   Друзья или знакомые не всегда могут оказать услуги, на которые вы рассчитываете, а с текстами работать надо в любом случае. Поэтому очень важно научиться делать это самим.  С чего начать? Попробуйте внимательно прочитать свои тексты. Выберите из них 2-3 наиболее для вас важных и/или успешных. Подумайте, можно ли выразить изложенные в них, отобранных вами, мысли более простым, естественным  образом или более коротко и ясно. Если это стихи, то выпишите отдельно рифмы и посмотрите, нет ли возможности сделать их, рифмы, более изящными. Избежать глагольных и примитивных рифм (типа «сидели-смотрели», «ботинки-полуботинки»). Уточните, нет ли в тексте стиха сбоев ритма. Для этого проведите анализ ударных и безударных слогов в каждой строке. Если они, слоги, повторяются с определённой периодичностью, то ритм выдержан, а если нет — то придётся текст переделывать. До тех пор, пока ритмика не станет, как минимум, удовлетворительной. Кроме того, проверьте по словарям значения слов, которые употреблены вами в тексте произведения, обращая внимание на то, насколько точно они соответствуют по смыслу тем мыслям и чувствам, которые вы хотели выразить при создании своего творения. Если работа построена правильно, то у каждого вашего изначально отобранного текста должны появиться 5-6 и более версий, усиливающих ту или иную его художественную сторону, изложенную первоначально в виде намёков или беглых зарисовок. В дальнейшем своим доверенным людям лучше показывать разные версии одного и того же изначального текста с тем, чтобы они выбрали на их взгляд лучшую, и пояснили свой выбор. Если вы считаете, что ни в коем случае ни одного слова в тексте изменить нельзя и не можете предложить ни одного альтернативного варианта - значит, скорее всего, текст очень слабый, а вы не видите своих же недочётов.

5. Старайтесь создать образ.
  Часто тексты начинающих авторов сводятся по смыслу к повторению прописных истин, положительно воспринимаемых в обществе. Например, «воровать-это плохо». Такие тексты обречены на скорую гибель, т. к. с самого начала читателю всё ясно и неинтересно. Гораздо важнее, когда в тексте есть неожиданные повороты, которые держат читателя в напряжении. Когда создаваемый образ не схематичен, выстроен не по шаблону. Избегайте избыточной прямолинейности и назидательности, политических, религиозных, идеологических пристрастий. Привносите в создаваемый образ свои, значимые именно для вас черты характера человека. Например, ёлка может быть не только стандартным символом новогоднего праздника (что известно даже малым детям), но и деревом, наносящим неприятные уколы своими хвоинками, т. е. причиняющим боль или спасающим от неё, если речь идёт о витаминном отваре из хвои. Не слова должны управлять мыслью автора, а мысль — словами. Не стереотипы должны владеть мыслями. Наоборот, следует их, штампов и стереотипов, всячески избегать и создавать свои оригинальные, необычные образы, а не жалкое подобие увиденного или услышанного ранее в кино, по телевизору или в других СМИ. Не бойтесь создавать свою, не похожую на другие, галерею образов. Главное, чтобы образ вызывал у читателя именно то чувство, которое нужно автору.

6. Не нарушайте логики изложения мысли.
  В тексте литературного произведения каждая мысль автора должна занять своё, ей подобающее, место. Нельзя совершенно неожиданно с одной мысли, не закончив её, перескакивать на другую. Если речь идёт о лирическом произведении, то переживания героя, меняющиеся по ходу развития сюжета, должны иметь свою логику. Пылкое признание в любви не может ни с того, ни с сего сменяться лютой ненавистью -  для этого должны быть свои причины, понятные читателю. Или хотя бы намёк на такие причины. И наоборот.
    Кроме того, не следует впихивать в одно небольшое по объёму произведение все мысли, которые есть у вас  по тому или иному поводу. Лучше посвятить каждой мысли отдельный небольшой текст, но связав воедино разные по ходу мысли в единое целое, создавая определённый цикл произведений (стихов, рассказов и т.д.).

7. Больше читайте.
    Для того, чтобы создать своё литературное произведение, нужно иметь определённый кругозор. Наверняка кто-то уже пытался создать что-то подобное на интересующую вас тему.  Ознакомьтесь с этими произведениями и поработайте с их текстами. Например, отметьте, с помощью каких художественных приёмов  (гипербол, аллегорий, аллитераций, эпитетов и т. д.) авторам удалось или не очень удалось решить поставленные творческие задачи; какие достижения авторов безусловны, а какие, на ваш взгляд, сомнительны; что вы могли бы предложить нового и более радикального для существенно более успешного решения поставленных задач. Попробуйте предложить свою трактовку тем или иным частям текстов других авторов. Сравните полученные таким образом тексты, дайте прочесть другим и узнайте мнение читателей. В любом случае чтение должно стать для вас не развлечением, а кропотливой работой. Даже самое романтическое произведение читайте с карандашом в руках, стараясь уяснить законы его создания. Чем глубже вы ознакомитесь с произведениями возможно более широкого круга авторов, тем выше вероятность того, что у вас получится сказать своё, самобытное слово в литературном процессе.
  Особое внимание уделяйте учебной литературе по русскому языку; словарям; изданиям, посвящённым проблемам литературного мастерства. Как показывает практика, огромные провалы в знаниях у начинающих авторов имеются по стилистике. Поэтому учебники стилистики должны стать настольной книгой почти любого. Не следует лишний раз полагаться на свою осведомлённость, лучше ещё и ещё раз проверить и освежить свои знания. Многие считают, что такие книги - написанные, как правило, профессорами вузов-не для них. Очень уж трудно понять профессорские речи. На самом же деле всегда можно найти   учебную литературу с очень доступным изложением материалов, с примерами грамотного и безграмотного владения языком. Можно, в частности, рекомендовать учебное пособие «Стилистика русского языка», подготовленное Ириной Борисовной Голуб и выпущенное в 1997 году. Кроме того, сильно помочь в этом сейчас может Интернет, если научиться грамотно им пользоваться.


8. Правильно предлагайте свои произведения
   Первые литературные опыты, как правило, вызывают чувство эйфории («Ой, получается!»; «Что хочешь сделаю, раз дело пошло!»). Чувство это очень обманчиво и зачастую сменяется горьким разочарованием. Оказывается, то, что, по вашему мнению, должно вызывать восхищение, приносит читателям совсем другие эмоции. Мысли, которые, казалось бы, изложены предельно чётко и ясно, воспринимаются с точностью до наоборот. Это вызывает раздражение, недовольство, желание всё бросить. Но так поступать нельзя. Чтобы вхождение в творческую обстановку было менее травматичным, постарайтесь делать это плавно, без рывков. Особенно важно найти круг единомышленников. Таких же, как и вы, начинающих авторов. Обычно это происходит на литературных объединениях (Лито). Лито очень разные, и многое зависит от того, кто и как ведёт занятия, на что нацеливает публику. Если всё сводится к приятному провождению времени, чаепитиям или употреблению более крепких напитков, то там делать нечего. Вас должна интересовать литературная учёба, т. е. такое  проведение занятий, когда авторы читают вслух свои произведения и получают критические замечания. Прежде чем читать что-то своё, стоит присмотреться к тому, как это делают другие. Впервые читая свои произведения в кругу собратьев по перу, не стремитесь сразу выложить всё, что у вас есть за душой. Прочтите 2-3 наиболее коротких текста и внимательно проследите за реакцией публики. Только после того, как будет получено хотя бы частичное одобрение, решайтесь на более смелые эксперименты. И помните: горькая правда всегда лучше сладкой лжи. Жёсткая критика порою приводит куда быстрее к успеху в творчестве, чем полупрозрачные намёки, дипломатичность и прочие смягчающие ситуацию уловки.
   Надо понимать, что зачастую  на произведения начинающих авторов смотрят свысока те, кто считает себя более искушённым в вопросах литературы. Это филологи, работники редакций журналов и газет, книжных издательств; члены писательских организаций.  Относиться к этому надо спокойно и понимать, что у каждого есть свои недостатки.  Если старший брат по перу действительно  талантлив и не заносчив, он всегда уделит немного времени новичку. В противном случае обращаться к такому человеку не стоит по определению. Множество титулов и званий отнюдь не всегда можно считать достоинством творческого человека. Скорее наоборот- настоящему таланту они не нужны. Все эти бумажки хороши для чиновников от культуры.

9.Не торопитесь издаваться
 Вряд ли  найдётся хоть один автор литературного произведения, кто бы не мечтал издаться. Обычно с изданием книги или публикацией в литературном журнале связаны надежды на профессиональное становление, признание публики, вступление в писательские организации. Количество изданного, по мнению иных, даёт повод надувать щёки, требовать привилегий, уважения к некоторому авторитету, который,  якобы, появляется именно в связи с количеством изданного.
  Однако, всё это мифы, и не более. Писательский успех связан, прежде всего, не с количеством, а с качеством написанного. Качеством литературного произведения, а не бумаги, на которой оно напечатано. И соблюдение издательских формальностей (например, присвоение ISBN) вовсе не обязательно к такому успеху ведёт.
   Поэтому, прежде чем издаться, у автора должна быть определённая уверенность в качестве своего текста. И уверенность эта должна основываться не на личных авторских оценках, а объективном мнении разных лиц, имеющих отношение к литературному процессу и книгоизданию (критиков, литературоведов, филологов, издателей, собратьев по перу и т.д.). Причём желательно, чтобы эти люди получили представление о конкретном литературном произведении самостоятельно изучая его, а не ссылаясь на мнение друг друга или третьих лиц, считающихся авторитетами.
    Надо понимать, что первое издание произведений никому не известного автора — большой  риск. И для издателя, и для самого сочинителя. Оба они рискуют прежде всего своей деловой и творческой репутацией, восстановить которую в случае провала книжного издания будет довольно сложно.
     Вот почему начинающий автор нуждается в представлении публике на страницах издания: размещении кратких биографических сведений, информации о творчестве, результатах участия в литературных и смежных с ними конкурсах, конференциях и других мероприятиях. Фотопортрет автора также весьма желателен.
   Как правило, в начале издания помещается предисловие, которое знакомит читателя с целями создания конкретных произведений, особенностями работы автора над ними. Это необходимо для представления об интенсивности и сложности авторского труда, самостоятельных читательских оценок его успешности или провальности. Важно, чтобы такое предисловие было написано лицом, авторитетным в отношении решаемых автором конкретных творческих задач. Так, предисловие к сборнику лирических стихов должен писать поэт-лирик, а, например, к фантастическому роману — писатель-фантаст.
     Если издаётся сборник произведений, то в его начало стоит поместить наиболее сильные и качественные из них, а остальные разместить вслед за ними, лучшими. Это сделает издание более привлекательным для читателя.
    Не стоит уделять чересчур большого внимания полиграфическому оформлению своей первой книжки. Ламинированная обложка и глянцевая бумага хороши тогда, когда сам текст на заметно высоком уровне. Скромность и лаконичность оформления-вот что на первых порах будет оцениваться положительно. В качестве примера такого издания можно привести серию «Библиотечка избранной лирики», выпускавшуюся издательством «Молодая гвардия» в 60-е годы XX века. Это брошюры объёмом не более 30 страниц поэтического текста с кратким предисловием и библиографической справкой, не имеющие даже чёрно-белого (графического) оформления в виде рисунков и виньеток (за исключением первой страницы обложки, где, кроме того, помещался чёрно-белый фотопортрет автора), с переплётом на обычной тетрадной скрепке. Однако именно в этой серии публиковали свои «свежие» произведения почти все известные советские поэты, такие как Ярослав Смеляков, Максим Танк, Николай Доризо и многие, многие другие. И, кстати сказать, далеко не всё, изложенное на этих 30 страницах даже такими незаурядными авторами, получило одобрение широкой читательской аудитории. Обычно такое одобрение заслуживали всего пара-тройка стихов, которые затем использовались актёрами кино, певцами. Поэтому надо готовиться не к бурному успеху вашего первого издания, а куда более скромным результатам. Тем более, что успех будет зависеть не только от качества издания, но и вашего умения грамотно презентовать свои труды. А это — отдельное искусство.

 10. Почувствуйте разницу
 Опытный читатель всегда отличит подлинную поэзию от топорных поделок графоманов. Проверьте себя. Ниже приведены два текста, один из которых графоманский. Попытайтесь определить его. Как можно подробнее и обстоятельнее обоснуйте своё мнение. Письменно, примерно на 2-3 страницы текста. Если это получилось, то Вы, как минимум, на верном пути.


№1
Вдоль маленьких домиков белых
акация душно цветёт.
Хорошая девочка Лида
на улице Южной живёт.

Её золотые косицы
затянуты, будто жгуты.
По платью, по синему ситцу,
как в поле, мелькают цветы.
И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий пройдоха апрель
бесшумной пыльцою веснушек
засыпал ей утром постель.
Не зря с одобреньем весёлым
соседи глядят из окна,
когда на занятия в школу
с портфелем проходит она.
В оконном стекле отражаясь,
по миру идет не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?
Спросите об этом мальчишку,
что в доме напротив живёт.
Он с именем этим ложится
и с именем этим встаёт.
Недаром на каменных плитах,
где милый ботинок ступал,
«Хорошая девочка Лида»,—
в отчаяньи он написал.
Не может людей не растрогать
мальчишки упрямого пыл.
Так Пушкин влюблялся, должно быть,
так Гейне, наверно, любил.
Он вырастет, станет известным,
покинет пенаты свои.
Окажется улица тесной
для этой огромной любви.
Преграды влюблённому нету:
смущенье и робость — враньё!
На всех перекрёстках планеты
напишет он имя её.
На полюсе Южном — огнями,
пшеницей — в кубанских степях,
на русских полянах — цветами
и пеной морской — на морях.
Он в небо залезет ночное,
все пальцы себе обожжёт,
но вскоре над тихой Землею
созвездие Лиды взойдёт.
Пусть будут ночами светиться
над снами твоими, Москва,
на синих небесных страницах
красивые эти слова.

№2
В неведомых просторах во Вселенной,
Где есть то место, где меня все ждут?
Где можно отдохнуть и сбросить цепи,
Чтоб быть такой, какой я быть хочу?
Ключи в руке, а дверь пока не вижу,
Кто мне откроет путь, где всепрощенье есть?
Где души душу понимают?
Звучит аккорд, и звуки во Вселенной
Рассыпались сверкающим огнём.
Очистились все помыслы от скверны,
Душа воспряла, сон её прошёл.
Она давно стремилась к свету
И этот миг настал, пора пришла,
Любовь и мудрость, и надежда с верой
Поддержат и помогут ей всегда.
Тебе собрать пора все звуки воедино,
Чтоб озарился разум чистотой
И музыку души тем донести до сердца,
Кто понял, как найти путь свой.


11. Не становитесь графоманами!

Вот текст, найденный мною в Интернете: «Графомания – это термин в психиатрии, который подразумевает под собой патологическое стремление, болезненное влечение или страсть к бесплодному писанию, к написанию текстов, не представляющих из себя культурной ценности, бесполезное сочинительство. Графомания в психологии – это не поддающаяся контролю тяга писать, результатом которой обычно получается полная бессмыслица. Поэтому произведения графоманов часто не представляют никакого интереса для критиков и читателей. Графомания, как и любое аналогичное заболевание, может иметь и более тяжелые проявления и формы. Подобно другим диагнозам в такой области, мания к бесполезной и никому ненужной писанине не появляется на пустом месте. Графомания в психологии – это патологическое стремление, непреодолимая страсть личности к сочинительству при отсутствии соответствующих способностей. Причинами графомании могут выступать неуверенность, стремление к мудрствованию, отчужденность, обособленность, отстраненность и пр.  Так, например, одинокий асоциальный индивид с низкой самооценкой не может найти ни с кем общий язык и выливает свои переживания, мысли на листок бумаги. Графомания – это своеобразная попытка излить душу на бумаге. Творения графомана представляют собой часть его одинокого и болезненного мира. Психологи выявили следующую закономерность: чем больше человек, страдающий графоманией, сочиняет, тем меньше он перестает нуждаться в реальном, живом общении. Он просто перестает к нему стремиться. Графоман с помощью написания текстов компенсирует свою потребность в общении. Однако произведения индивида, склонного к графомании, чаще вызывают недоумение, а сам индивид – чувство жалости. Только для самого графомана его творения являются гениальными. Он искренне верит в свою гениальность. По причине нарушения психики человек не может дать адекватную оценку своему состоянию и, поэтому, довольно болезненно реагирует на критические высказывания в свой адрес. Большинство талантливых писателей учитывают мнение читателей, и это является для них своеобразным позитивным стимулом для дальнейшего профессионального роста. А графоманы этого лишены, следовательно, они не могут профессионально совершенствоваться и развиваться. Именно поэтому их сочинительство не имеет никакой литературной и духовной ценности. Их писанина однообразна и неоригинальна. По прошествии некоторого времени все реальное общение сводится только к демонстрации своих произведений.Внешний мир, по причине навязывания ему своих творений, начинает сторониться и избегать графомана, однако, это в более тяжелых проявлениях. В более легком проявлении, появление графомании может быть вследствие наступления каких-то временных обстоятельств, например, любимый человек уехал на время, а писательство является лучшей возможностью отвлечься от переживаний, связанных с такими обстоятельствами. Когда любимый человек возвращается, писательство прекращается и «графоман» становится прежним. Также к причинам графомании относят: чрезмерно живой темперамент, патологическое повышение половых инстинктов, наследственность, отсутствие моральности, праздность и лень. К основным признакам графомании относят необучаемость, неумение работать над собой, неспособность идти прогрессивным путем. Также признаками графомании считают навязчивое повторение образов, нарушение синтаксиса, стилистики, лексики, связанности текста, увлеченность заурядными образами, нетерпимость к критике своих сочинений, неприязнь к печатающимся авторам. Все сочинения графоманов довольно шаблонны и скучны. Графоманам обычно нравится абсолютно все, что они пишут. Они просто в восторге от своих произведений. Также они получают удовольствие и удовлетворение от процесса написания текстов. Так могут вести себя и настоящие писатели, но у них такое состояние редкость, а у графоманов – обычное состояние. Люди, страдающие данной манией, очень много пишут. Они постоянно находятся в процессах сочинительства. Графоманы очень навязчиво предлагают окружающим оценить их творчество. Могут рассылать свои опусы, как знакомым людям, так и незнакомым. Графоманы характеризуются постоянным стремлением быть опубликованными. Чаще всего, люди страдающие графоманией, пишут о себе. Так как для того, чтобы писать о чём-то другом, у них просто не хватает ни опыта, ни знаний. При этом, изображая себя, они подсознательно описывают себя такими, какими, по их мнению, они должны восприниматься окружающими. Все графоманы достаточно серьёзно относятся ко всей своей деятельности. У них полностью отсутствует чувство юмора. А шуточные высказывания в направлении их творчества просто недопустимы. У них отсутствует самоирония. Также, люди, страдающие болезненной тягой к сочинительству, нередко берут себе звучный и громкий псевдоним.»
 Подумайте хорошенько, может быть Вам не стоит становиться психически нездоровым человеком? Особенно, если Вы считаете, что учиться Вам нечему, а гениальность Ваших произведений несомненна. Жизнь многообразна, и всегда в ней можно найти занятие по душе, без претензий на исключительную талантливость, оставляя в покое сочинительство.


©Темнухин Валерий Борисович, 2021, автор текста статьи