Сказка Два гнома и Богатыри

Павлов Андрей Михайлович
«ДВА ГНОМА И БОГАТЫРИ» Павлов А.М.

Два весёлых, добрых гнома
        Благослав и Беримир
Жили посреди Урала,
        посмотреть решили мир,

Снарядились и собрались,
        провиантом запаслись,
Через тёмные пещеры
        путь, не близкий  будет, ввысь.

Коридорами сырыми,
     мимо штолен, рудников,
Мимо каменных завалов,
        мимо древних ледников,

Долго-ль, коротко-ль, добрались
        вот и выход из под гор,
Смотрят прямо у подножья,
         кто-то яркий жжёт костёр.

Гномам стало любопытно,
         кто там жжёт внизу костры?
И они тропой таённой
         опускаются с горы.

У лесочка на полянке,
         два славЯнина сидят
И неспешно, с чашкой чая,
         о девицах говорят.

Скоро праздник в их деревне,
          равноденствие, весна,
Надо отыскать подарки
          вот и бродят здесь без сна.

Гномы к ним из тени вышли,
          поздоровались, и вот
Разговор у них про праздник,
          про весенний хоровод.

Знают все как гномы любят,
          веселится и плясать,
Вот и просят незнакомцев
         их с собой на праздник взять.

А взамен они готовы,
       дать подарки для девчат
Про которых эти парни,
        меж собою говорят.

Что же, дело ведь не худо,
        говорит из них старшой,
Встретить гномов, знамо к чуду,
       но не зря, наш мир большой.

Я зовусь в миру Горыня,
        это брат мой, Добролюб
Что смурной он, не смотрите,
        просто на улыбку скуп.

Вас возьмем с собой на праздник
       за подарки наш поклон,
А сейчас пока приляжем,
      у костра, накроет сон.

Ранней Утреней порою,
       Добролюб поднял друзей,
Надо к дому в путь дорогу
        выдвигаться поскорей.

Собрали котомки гномы
       и с богатырями в путь,
Нужно им поторопится,
       что бы праздник не минуть.

Через лес прошли тропою,
          вышли к берегу реки,
Вот где светлое раздолье,
          дали неба глубоки.

Вдалеке видна деревня,
         крыш солома, да кора,
Только странный вой раздался,
         из ближайшего двора.

Вой тоскливый, неспокойный,
        не звериный не людской,
По покойнику так воет,
         кто от горя сам не свой.

Парни в бег, скорее к дому,
        гномы следом по тропе,
Видят кто-то в муках бьётся,
        возле тына на траве.

Бьётся, стонет, громко плачет,
        над землёй позёмкой вой,
Подбежал к нему Горыня,
        тянет руки: «Что с тобой?

Что за горе, да кручина,
         посетила наш удел?»
Смотрит, это дед Таислав,
         он под гусли раньше пел.

Танцевал и балагурил,
        веселил честной народ,
А сейчас он зверем воет,
        песнь тоскливую поёт.

Смотрят парни, двери дома,
        наземь, сорваны с петель,
И по всей деревне так-же,
        видно был тут лютый зверь.

Все калитки поразбиты,
        с окон выбита слюда,
Всё в деревне пахнет смрадом,
        сразу ясно, здесь беда.

Таислава отпоили,
        в чувство, разум привели,
Успокоившись, спросили:
        «что за силы здесь прошли?»

Лишь ответить он собрался,
        как затрясся как трава,
И завыл, заныл, заплакал,
        будто позабыл слова.

Успокаивают снова,
             хоть не лёгкий это труд,
Напоили свежим квасом
            и в ближайший дом ведут.

Наведя в избе порядок,
      сели всем гуртом к столу,
Добролюб:
 - «Расскажи нам, что случилось,
       Кто открыл дорогу злу?

И Таислав им поведал,
       как вчерася в вечеру,
Все собрались в дом совета,
    -«Начинать встречать весну».

В круг пошла гулять «Братина»,
      в ней налит был дивный мёд,
Знали все, что этой ночью,
      всё пойдёт наоборот.
«Братина – общая чаша для всей общины»

Выйдет на небо Ярило,
       и разбудит спящий лес,
Что у Хорса снегом крыло,
       разольётся до небес.
(«Два из четырёх названий солнца:
Хорс – его время было с зимнего солнцестояния и до весеннего.
Ярило – отвечал  за период, начиная с весеннего солнцестояния и до летнего.»)

Пили мёд, и пели песни,
       быть веселью до утра,
Скоро в пляс пойдут невесты,
        наступает их пора.

Но внезапно, в дом ворвались,
        злые чудища без лиц,
На них маски с Берестины,
         глазы – дырки, без ресниц.

Войны разом, попытались,
      встать на бой из-за стола,
Но их ноги подгибались,
       будто тяжесть в них была.

Все попадали без силы,
       повалилися на пол,
Атаман поганых чудищ,
       вдоль стола по ним прошёл.

Всех скрутили и забрали,
       увезли в ночной туман,
Таислав один сховался,
       забравшИсь под старый жбан.

Где искать их, кто подскажет?
        Кто вернёт народ домой?
Зря, Горыня с Добролюбом,
        шли к невестам той весной.

Добролюб:
- «Что-ж, Горыня, собирайся,
          едем родных выручать,
Да и с гномами прощайся,
          их не будем вовлекать».

Беремир встаёт со стула:
- «Не годится твой наказ,
Благослав меня поддержит,
     мы не бросим вас сейчас.
С вами наша путь дорога,
     к двум мечам и наши два,
Ходим вместе мы под Богом,
     так что, зря не трать слова».

Добромир кивнул: «Спасибо,
      каждый меч сейчас в цене,
Вёл я вас на праздник дивный,
      оказались на войне».

Долго-ль, коротко-ль, но вскоре,
     вышли разом из села,
И пошли лесной тропинкой,
     по следам, отряда зла.

Сквозь чащобу, сквозь пролески,
     день за днём идут тропой,
Третий день, тропу скрывает
     за болотною водой.

Навязав болото-ступы,
    снова в путь они спешат,
Видно чудища не глупы,
     коль следы сокрыть хотят.

Край болота расступился,
      перед ними кряж горы,
Опыт гномов пригодился,
      здесь найти следы тропы.

Через горные пределы,
      перевалы и  хребты,
Торит путь, четвёрка смелых,
       так бы шли и я и ты.

Род как факел, в тьме колючей,
        Род весь мир в себя вобрал,
Богатырь не станет лучшим,
        коль за Род не воевал.

Две седьмицы миновало,
      сколько дней ещё идти,
Вдруг в горах тропа пропала,
       нет и признака пути.

Добролюб:
- «Что теперь нам делать други,
             где родные, как найдём,
    Неужели же, общину,
              мы из плена не спасём?»

Благослав:
- «Есть у нас в горах хозяйка,
          дочка горного царя,
    Он ей силу дал большую,
           здесь везде её земля.
    Можем помощь попросить мы,
         только заковыка в том,
    Что за каждую услугу,
         плату требует трудом.
    Что попросит, не скажу вам,
          с каждым, новый уговор,
    Друг отца к ней обращался,
           ей, он служит до сих пор.
А взамен, она вернула,
        заблудившихся детей,
Десять лет уже минуло,
        как за то, он служит ей.
Дорога её услуга,
        но и помощь велика,
Если враг в горах укрылся,
       их найдёт наверняка».

Добролюб:
- «Так идём, чего тут думать,
       весь наш род в большой беде,
Плату заплачу любую,
        коль нет помощи, нигде!»

Гномы их ведут под землю,
       по пещерам, в глубину,
Там где ноги человека,
       не ступали в старину.

Долго-ль шли, не мне известно,
      вышли к замку под горой,
Перед входом в этот замок,
      истуканов древних, строй.

Вот ворота отворились,
      вышла дева на крыльцо,
Изумруд на диадеме,
     освещает ей лицо.

- «Кто такие? Что вам надо?
      здесь не место для людей,
Развернитесь и отсюда,
      убирайтесь поскорей!»

Добролюб проходит к деве,
      шлёт поклон ей до земли:
-«Чтоб напрасно беспокоить,
          мы и думать не могли.
Но беда нас подгоняла,
          привела к твоим стопам,
Помоги нам, умоляю,
          если надо, жизнь отдам!
Зло напало на общину,
        увело в полон, весь род,
Если ты нам не поможешь,
        каждый, кто там был, умрёт!»

Дева только усмехнулась:
-  «Мне то что, твоя беда?
Людям я не помогала,
       никому, и никогда!»

Добролюб:
- «Не прошу тебя напрасно,
         твою помощь отслужу,»
  Рядом с ним стоит Горыня:
 -  «Я о том же попрошу!»

Дева думала не долго:
- «Что же, вот вам мой ответ,
Если выручу общину,
        вам домой дороги нет.
   У  меня служить навеки,
          оба вы обречены,
   Никогда вам не вернутся,
           на простор родной страны.
   Если ради жизни близких,
           вы готовы мне служить,
   Что ж, тогда  я помогу вам,
          и начну здесь ворожить.
   Ну а коль вы не готовы,
          уходите навсегда,
   И меня в моём чертоге,
          не тревожьте, никогда».

Молодцы не сомневаясь,
      хором молвили: «Спасай!
Ради жизни рОдных, близких,
     наши жизни, забирай!»
 
Хозяйка гор, хлопнув в ладоши:
«Появись слуга небесный,
      ждёт тебя хозяйка гор!
Опустись в мои чертоги,
       на волшебный разговор!»

Свод пещеры осветился,
       с потолка горя огнём,
Золотой орёл спустился,
      стало всем светло как днём.

Хозяйка гор:
 - «Мой вопрос про душегубов?
          что в личине с бересты?
   Если я не ошибаюсь,
         их описывал мне ты».

Орёл:
- «Ты не можешь ошибаться,
        о хозяйка древних гор,
   Год назад, о них в отрогах,
         был таённый разговор.
   Там где холод ветер гонит,
         возле северных морей,
   Есть пещера под утёсом,
        душегубов место в ней.
   Каждый год, порой весенней,
        лица скрыв под берестой,
   Племя этих душегубов,
        выползает в мир большой.
   Отправляют в лес девицу,
        как сиротку иль вдову,
   Чтоб она нашла селенье,
        приютилась, чтоб к нему.
   Выждет ложная сиротка,
        как общинный будет сбор,
   И тогда она в «Братину»,
        сыплет яд под разговор.
   Этот яд не смертной силы,
        люд бросает в тяжкий сон,
   Душегубы всех хватают,
       забирают всех в полон.
   А потом, весь люд в дурмане,
        волокушами везут,
   До пещер, где зимовали,
        где жрецы давно их ждут.
   Чтоб в последний день весенний,
        жертвы бросить средь камней.
   Идол там у них поставлен,
        просит боли и смертей.
   Вот они весной и рыщут,
        злому идолу утех.
   Среди люда, что я знаю,
        племя то, страшнее всех».
   
  Хозяйка гор хлопая в ладоши:
- «Ну-ка, слуги выходите,
      собирайте войска строй,
С Добролюбом и Горыней,
     к северам идём с войной».

Тут же каменные люди,
    поднялись вокруг дворца,
Гномы:
- «Ай да дивная царица,
       волшебством пошла в отца».

Строй волшебных истуканов,
     и четверка наша там,
Боевым порядком строгим,
     переходят по тропам.

Три седьмицы шли сквозь горы,
     вот и северный предел,
На разведку темной ночью,
     Благослав, один  поспел.

Возвращается к отряду,   
      сел на камень у костра,
Молвит: «Вовремя успели,
      скоро праздник силы зла.
Но пока ещё все живы,
      все лежат, на них дурман,
На поляне у пещеры,
     держит слово Атаман.
Прямо перед Атаманом
     идол в капище стоит,
И все племя душегубов,
     возле ног его сидит.
Черный жрец у них колдует,
     варит зелье на костре,
Если нам не торопится,
    очень скоро быть беде».

Други, во главе отряда,
    вышли строем, встав на бой,
А хозяйка гор колдует,
     у отряда за спиной.

Началася злая сеча,
    звон клинков, и пенье стрел,
И никто из душегубов,
     затаится не успел.

Бились на смерть,
   гномы, други,  истуканы из камней,
Память этой славной битвы,
     дожила до наших дней.

Род свой вывели на волю,
     душегубов извели,
Гномы племя через горы,
     до селенья повели.

Добролюб и друг Горыня,
      завалив пещеры лаз,
Гор хозяйке верно служат,
    у неё они сейчас.

Век их службы бесконечен,
    но зато спасен их Род,
Пусть в сказаньях будет вечен,
     тот кто Родину спасёт.
 

Март-Апрель  2020г. (МЛ)