Киев - мать городов русских

Роман Дмитриев 4
  Эта фраза приписывается Нестором летописцем вещему Олегу.
Но говорил ли её Олег?

Рассмотрим толкования этого высказывания.



Версии.

 1. Словосочетание "матерь городов" - это неверно понятая греческая фраза "метр полис",т.е. понятая как "матерь городов".


 

 Но неверно понятая кем? Славяно-говорящими монахами?

 Тогда получается, что очевидцами слов Олега были греки, которые и зафиксировали позже эту фразу в своих источниках.
А что они там делали, на разборках между русами-язычниками?






2. Это греческое слово "метрополис", что означает - "столица".
Просто Олег решил сделать Киев столицей. Вот и всё.




 Но тогда весь разговор с Аскольдом и Диром лишается всякого смысла.
 В чём упрекал Олег этих русов?
В том, что они не княжеского рода, и что княжить может только потомок Рюрика, т.е. его сын - Игорь.
 
 Всё было бы логично, если бы Киев уже был столицей Руси, в которой уселись Аскольд и Дир. Но летописец нам сообщает, что Киев ещё под хазарами(козарами) и вообще это пока город полян.





Вся эта "греческая" версия не учитывает и того, что русы говорили на своём языке, который отличался и от славянского и от греческого.
Короче говоря, посторонние их речь просто не поняли бы.




  Но откуда вообще взялась эта связка "город - матерь", почему не "отец"?


  Из посланий апостола Павла (не путать с посланиями президента Путина).

Когда к ученикам Иисуса стали примыкать язычники, возник вопрос о том, надо ли и язычникам соблюдать все предписания иудейские: соблюдение субботы, обрезание и т. д.

В одном из своих посланий(писем) апостол Павел и рассуждает на данную тему.
 
Послание галатам (отрывок):

"Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве: а вышний Иерусалим свободен: он - МАТЕРЬ  ВСЕМ нам".

Вышний, горний, небесный Иерусалим - матерь всем нам.

Понятно, что предания о прошлом, в том числе и о языческом прошлом, писались монахами.
 
Но повторюсь, что до слов вещего Олега.
Если бы он и сказал нечто похожее, то всё равно его речь никто бы не понял, кроме его соплеменников, таких же русов, как и он сам.