Т. Воронова 6. О верлибрах, конкурсах и вообще

Верлибры
Эта заметка обязана своим появлением сайту "Стихи.ру", но я предпочла опубликовать ее на "Прозе". Здесь как-то поспокойнее, к тому же... проза есть проза:). Даже если она о стихах.

О стихах, которые нередко путают с прозой. О верлибре, - который завораживал меня еще в подростковые годы - с которым мне не сразу удалось "совладать" в плане мастерства - и на который в последнее время тянет всё больше и больше. Но это присказка. Сказка в том, что мне (наивной филологине) казалось, будто верлибр - такое же устоявшееся явление в литературе, как джаз - в музыке, экспрессионизм - в живописи и арт-хаус - в кино. Кому-то эти вещи нравятся, кому-то нет. Это нормально. Хотите, чтобы ваши произведения нравились всем, - печатайте стодолларовые банкноты. Но объявлять какое-то направление в искусстве "чухнёй" только по принципу "нра - не нра" (не нра - означает: не читал и потому отвергаю) - это, простите, восприятие на уровне ниже всякого уровня.

Так вот. С удивлением выяснила, что среди "стихирян" немало таких, которые не понимают и не принимают верлибра в принципе - вернее, вообще не знают, что это такое. И реакция на него - от "спасибо, я это не ем" до "официант, что вы мне притащили, уберите это  г...но". Особенно забавно это смотрится на внутренних конкурсах, где сами же конкурсанты оценивают друг друга. Претензии к автору верлибра вроде "а где рифмы?", "пишите стихами!", "не нашла здесь рифм" и т.д. - просто без комментариев. "Костюмы заменить, ноги изолировать".

К слову о конкурсах (я не беру в расчет серьезные конкурсные площадки с "редакторским фильтром"). Речь о тех, где любители голосуют за любителей. Вот тут-то "каждое слово - признак того, что мы - в комнате, лишенной зеркал". Нет, я даже не о россыпях красивостей, избитостей и вторичности в квадрате, которые обрастают россыпями восторженных рецензий. Лучше поясню на конкретном примере.

На один такой конкурс (какой - не скажу, хоть пытайте) меня угораздило выставить аж целых два верлибра (сколько я пила и чем закусывала - тоже не спрашивайте). Приведу первый текст - он небольшой:

"Помахала рукой колокольному звону,
Пошла, оглушённая счастьем.
Она пила этот звон, как солнце,
Они играла с ним в небе
И прыгала по его барашкам и гребням,
Не задевая стопой куполов.
И все знали: ей это позволено -
Приветствовать утром колокола,
Как приветствуют солнце.
...Девятнадцатый год ей пошел."

Привожу одну из рецензий, полученных в ходе конкурса:

"Это выше музыки, выше слов, как сказал автор …не задевая стопой куполов. Лаконично, сдержанно, мастерски – и пронзительно, с одновременным сочетанием славянского (поклонение солнцу) и православного начал. И хоть колокола – не музыкальные инструменты, но такое стихотворение заслуживает высокой оценки. Спасибо автору."

(Замечу в скобках: никакого славянского начала тут не подразумевалось; почему некоторым авторам видятся в моих текстах языческие мотивы - для меня загадка. Ну да это просто к слову пришлось.)

И вот другой отзыв - на тот же текст:

"Это конкурсное произведение автора с претензией на оригинальность, которой не наблюдается, – безграмотно, неадекватно, противоречиво, спорно (...солнце нутро не обжигает? какую надо иметь стопу, вообще-то их две, судя по способности прыгать?...). А недопустимое обобщение «И все знали» – я, например, не знала и моё окружение, можем поспорить. Далее – это конкурс стихов, а не верлибров, белых стихов и иже с ними, где рифмы? Получается «Нескладушки, неладушки толстой палкой по макушке», «Ни в склад, ни в лад, поцелуй…» Много вопросов и …"

Вот именно - "и". Оказывается, "Она пришла с мороза..." Блока - это "нескладушки". А "я поэт, зовусь я Цветик, от меня вам всем приветик" - это стихи, ибо рифма. Оказывается,  "поцеловать кошачий зад" предлагается - кому? - Уолту Уитмену, Томасу Эллиоту, Ксении Некрасовой, Арсению Тарковскому, Сергею Аверинцеву, десятку (если не больше) поэтов Серебряного века и чуть ли не всем французским символистам. Я, конечно, допускаю, что всё вышеперечисленное прошло мимо тех, кто застал еще советскую эпоху, кто рос на Щипахиной-Асадове-Винокурове (в лучшем случае - на поэтах-шестидесятниках). Кто чем вскормлен - тот то и воспринимает. Но что-то писАть и выставлять на публику, ничего не зная о предшественниках и даже не слишком ими интересуясь, - все равно что сочинять музыку, не зная нотной грамоты.

А получая два совершенно противоположных отзыва на один и тот же текст, - невольно задумаешься: то ли я, то ли лыжи...
Впрочем, "я" бывают разные.
Лыжи тоже.


© Copyright: Татьяна Воронова 6, 2020
Свидетельство о публикации №220112500005
https://proza.ru/2020/11/25/5